«Будем сотрудничать!»
Форма проведения: тренинг
Цель: ознакомить учащихся с основными навыками сотрудничества, формировать эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности.
Задачи:
организовать взаимодействие между учащимися, создать предпосылки для формирования навыков учебного сотрудничества;
формировать у детей отношение друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве;
создать доброжелательную атмосферу при взаимодействии учащихся;
обучить учащихся приемам снятия напряжения, усталости с помощью отдельных физических упражнений.
Материалы к мероприятию:
Чистые листы бумаги А4, по одному листу на каждую пару.
Листы ватмана.
Цветные карандаши, фломастеры, маркеры.
Правила «Как работать вместе и не ссориться».
Карточки с заданиями к упражнению «Командная пантомима».
Спокойная и динамичная инструментальная музыка.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятии «Будем сотрудничать!».
Часть 1. Упражнения, направленные на создание психологического рабочего настроя у учащихся.
- Давайте посмотрим на слово «сотрудничать» (указать на экран).
Сотрудничать это значит, работать вместе, трудиться, находить общий язык, не ссориться. Слайд
- Ребята, скажите, пожалуйста, когда вы вместе работаете на уроках или участвуете в каких-либо мероприятиях, не возникает ситуаций, когда вы чувствуете, что вас не очень хорошо понимают ваши одноклассники, когда вас как будто не слышат? (Ответы учащихся)
Вот поэтому, цель нашего сегодняшнего занятия еще на один шаг приблизиться к взаимопониманию, возможности работать и трудиться вместе, без ссор и обид, т.е. учиться сотрудничать и взаимодействовать.
И первое упражнение нашего занятия будет направлено на то, чтобы вы ребята попробовали сотрудничать и взаимодействовать в командах. Упражнение называется «Командная пантомима». Слайд
Упражнение «Командная пантомима».
Учащиеся делятся на команды по 6-7 человек. Каждой команде дается карточка с описанием ситуации, которую они должны изобразить с помощью пантомимы, при этом как бы «замерев». На обсуждение задания и на распределение ролей учащимся отводится 3-4 минуты. По окончании обсуждения, команды по очереди выходят, показывают ситуации, а остальные учащиеся отгадывают.
ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИНЕ |
ВРАТАРЬ И ФУТБОЛИСТЫ |
УЧЕНИКИ ЗА ПАРТАМИ |
ТАНЦУЮЩИЕ ПАРЫ |
РЕБЯТА ИГРАЮТ В «КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА» |
ТУРИСТЫ ПОЮТ ПЕСНИ ПОД ГИТАРУ ВОЗЛЕ КОСТРА |
- Молодцы ребята! Я думаю (да, наверное, и вы со мной согласитесь), что вы прекрасно справились с этим заданием, поскольку во время подготовки «сценок» вы работали быстро и слаженно, а во-вторых, потому что ребята их других команд быстро отгадали ваши пантомимы, а значит вы еще и прекрасные актеры.
Часть 2. Основная часть мероприятия, направленная на формирование навыков сотрудничества.
Обсуждение с учащимися правил «Как работать вместе и не ссориться».
- В одной детской песенке поется: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно, припевать лучше хором». Конечно, иногда хочется поиграть одному, и есть, дела, которые человек должен делать сам. Но часто бывает так, что играть одному неинтересно, и есть дела, которые лучше получаются ВМЕСТЕ. Сегодня на занятии мы будем учиться работать дружно, когда надо будет выполнять задания не в одиночку, а с кем-то из ребят.
Чтобы работать вместе без ссор и обид, чтобы все получалось и радовало, надо помнить несколько важных правил. Слайд
Во-первых, надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.
Во-вторых, внимательно слушайте того, кто говорит.
В-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Может быть, вы сможете добавить еще какие-то правила, которые помогут вам работать слаженно, в сотрудничестве? (Ответы детей).
И теперь мы можем приступить к следующему заданию, где вам придется сотрудничать в парах.
Задание «Рисуем вместе». Слайд
У каждой пары учащихся будет только один лист бумаги. Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш.
Ведущий дает инструкцию к заданию: «Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дерево дом.
Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Кто запомнил эти правила?
Показать классу то, что получилось, и рассказать, что на рисунке. Всех ребят, работавших в парах, поблагодарить друг друга за работу.
Учитель: Настало время нам с вами немножко размяться и отдохнуть. И я предлагаю вам выполнить следующие упражнения.
Упражнения на активизацию работы головного мозга, установления межполушарного взаимодействия.
«Ухо-нос». Правая рука подносится к кончику носа, левая к мочке правого уха, получается положение рук «крест-накрест». Затем нужно поменять положение рук так, чтобы правая рука коснулась мочки правого уха, а левая рука – кончика носа.
Упражнения на развитие навыков сотрудничества, взаимодействия.
«Общий рисунок»
Учащиеся разбиваются на подгруппы по 6-7 человек. Каждая команда группируется перед листом ватмана, который приколот к стене, либо лежит на полу. Игроки команд должны все вместе нарисовать картину, причем участие каждого обязательно. Во время рисования разрешается использовать только определенные геометрические фигуры или прямые линии. Игроки рисуют поочередно, при этом каждый новый «художник» должен ориентироваться на то, что уже нарисовал его предшественник. Каждой команде дается 5-6 минут. Во время работы разговаривать не разрешается.
После выполнения работы, необходимо подвести итог, предоставив участникам ответить на следующие вопросы:
Насколько слаженно работала ваша команда?
В чем вы видите трудности такой работы?
Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие в этой игре?
Учитель: Молодцы, ребята! Я очень рада, вы справились с этим нелегким заданием.
Итоги мероприятия. Рефлексия.
- Ребята, вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие «Будем сотрудничать!». Но и мне, и нашим гостям хотелось бы узнать, а чему вы научились на сегодняшнем занятии, нужно ли его было проводить? Что вам понравилось и что не понравилось в ходе нашего мероприятия? А для этого мы с вами сыграем в игру «Карусель».
Чему вы научились на занятии? Слайд
Что вас обрадовало?
Что вам мешало?
Какую игру вы бы провели еще раз?
Что же такое сотрудничество?
Учитель:
Ребята, вы сегодня учились работать ВМЕСТЕ, СОТРУДНИЧАТЬ и, на мой взгляд, у вас это неплохо получилось. А когда удается играть, учиться, работать вместе без ссор и обид, то на душе становится солнечно, радостно. И то, чем занимаешься, становится интересным и привлекательным. Слайд
Когда людям интересно вместе, когда они стараются понять друг друга и поддержать в трудную минуту, рождается ДРУЖБА. И если вдруг возникает недоразумение между друзьями (в жизни все бывает), то оно обязательно разрешится, если друзья постараются понять причину спора и сумеют в чем-то уступить друг другу. Спасибо вам всем за работу. Я очень рада, что вы можете работать, выполнять задания и учиться вместе, дружно! Спасибо!