Воспитательский час: «Будьте добрыми и человечными»
Цели и задачи:
1.Нацелить учащихся задуматься о понятии добра, милосердия, человечности
2. Расширять знания о добре и зле
3.Развивать у учащихся умение анализировать, делать выводы
4.формировать коммуникативные умения школьников
5.Воспитывать у учащихся положительные качества характера, желание преодолевать в себе плохие, отрицательные качества
6.Корригировать память, мышление, речь.
Оборудование : компьютер, магнит, тарелка с бумажками и скрепками, стакан с водой, соль
Ход классного часа:
Добрый вечер.
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
На нашей планете около пяти миллиардов жителей. Посмотрите как много людей на Земле! Но каждый человек - это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше.
Сегодняшний классный час я хочу начать с притчи:
Притча «Мухи и пчѐлы»
Однажды у мудреца спросили: -Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные? Мудрец ответил: -Жизненный опыт привѐл меня к выводу о том, что существуют две категории людей. Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где- то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неѐ ,начнѐт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и еѐ невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы , то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нѐм. Другая категория людей похожа на пчѐл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок , то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки еѐ не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее. У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам. Почему наш классный час с этой притчи?
О чѐм сегодня мы с вами будем говорить?
(2 слайд)
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу,
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахнувши душу.
Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернётся.
И нежной лаской вновь и вновь,
В вас чья -то радость отзовётся
Тема нашего воспитательского часа: « Будьте добрыми и человечными»
Этот воспитательский час поможет каждому участнику заглянуть в свое сердце, чтобы оно стало открытым и добрым.
Доброту можно проявить в мир по-разному: сделать добрый поступок, улыбнуться доброй улыбкой, сказать доброе слово.
Ребята, жизнь человека, состоит из крупинок хороших и не очень хороших событий: радостных, горестных, весёлых, беззаботных. Представьте, что все ваши события в блюдце. Магнит – ваше сердце, от него идут те самые невидимые лучики добра.
Демонстрация опыта:
- Поднесите магнит к блюдцу. Что вы видите? – к магниту притянулись некоторые частички. Что бы это значило?
- после совершения доброго поступка, к нам как к магниту притягиваются доброе отношение других людей. У нас появляются новые друзья, улучшается настроение и сохраняется здоровье, т.к. мы не сердимся, не изводим себя дурными мыслями.
Но только ли поступками можно творить добро? Какие ещё есть для этого способы?
- это добрые слова! Но словами можно и «убить», в общении нужно обязательно следить за своими словами.
- стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.
Демонстрация опыта:
- Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова сказанные нами никогда не вернутся обратно. «СЛОВО, ЧТО ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ».
Какой вывод мы должны с вами сделать? Следить за своими словами и мыслями. Прежде чем сказать - подумай!
Давайте попробуем ответить на два важных для нас вопроса:
1.Что такое доброта? 2.Почему человеку так важно научиться делать Добро?
Ответы детей.
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо
доброта - это когда ты делаешь так людям, что они радуются и делаешь это искренне и от чистого сердца!
доброта - это умение сочувствовать и сострадать людям, видеть только хорошую и светлую сторону в личности человека
(3 слайд) Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное
2. Что значит быть добрым? Какого человека называют добрым?
- Быть добрым – значит жертвовать своими интересами ради благополучия другого.
- Быть добрым – это делиться последним, что у тебя есть
Добрый человек – это тот,
• кто любит людей природу
• готов в трудную минуту прийти им на помощь.
• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
• кто думает не только о себе, но и о других.
(4 Слайд):
Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Послушайте ещё одну притчу.
(5Слайд)
Прочту притчу.
Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему?
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил:
"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".
3. Каким делает человека доброта?
Учащиеся
- Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и улыбка на губах.
4. Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
(6 -7Слайд)
• Будь добрым к ближнему - и добро вернётся к тебе.
• Помогай слабым.
• Умей прощать.
• Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии.
• Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.
5. А как проявляется доброта в человеке?
-по его поступкам.
«Ни одного дня без доброго дела!»
(8-10Слайд)
Назовите самые простые, на ваш взгляд, добрые дела.
- Придержите перед кем-нибудь дверь, уступите место в общественном транспорте,
- делайте комплименты, угостить кого-нибудь, пропустите человека в очереди, если он торопится.
-Старайтесь делать приятные мелочи для окружающих как можно чаще и вы увидите как будет улучшаться мир вокруг вас и ваше настроение.
Вот несколько примеров добрых дел на каждый день:
Покормите бездомное животное.
Дайте хороший совет тому, кто в этом нуждается.
Отошлите вашему другу открытку с теплыми словами.
Подарите соседу комнатный цветок
(11Слайд)
Иоганн Вольфганг Гете говорил: " Перед умным надо склонить голову, а перед добрым сердцем стать на колени".
Одной из таких людей с добрым сердцем была Мать Тереза. Прожив нелегкую жизнь, она творила добро всем своим сердцем, своей улыбкой, своими руками. И вы будете счастливы, если будете придерживаться заповедей, которые создала и по каким жила сама Мать Тереза.
(12Слайд)( читают дети )
Быть добрым - это забыть о себе самом, чтобы думать о других.
- Быть добрым - это прощать, помня, что слабость человеческая сильнее злости.
- Быть добрым - это быть милосердным к слабости других людей и помнить, что мы не лучше других, в их ситуации мы, может, были бы еще хуже.
- Быть добрым - это закрыть глаза на проявления неблагодарности.
- Быть добрым - это отдавать даже тогда, когда ничего не получаем взамен, улыбаясь тем, которые нас не понимают, недооценивая нашей доброты.
- Быть добрым - это согласиться на то, что чем больше мы будем отдавать, тем большего от нас будут ожидать.
(13Слайд)
Готовясь к нашему воспитательскому часу, я нашла одно стихотворение, которое меня не оставило равнодушной. Послушайте его.
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную,
И тот, что у двери, узнать захотел
Про жизнь за окошком другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка:
"Там тихая речка, дощатый причал
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка".
И так каждый день. То про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучился злобой, и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
Что не было сил разогнуться.
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать
И вызвать сестру милосердья,
Но он не нажал и остался лежать,
Глаза закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда ж он в окно, наконец, посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал
Про тихую, чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
"Ах, если б он видел! - сказала сестра. -
Всю жизнь он слепым оставался".
"Зачем же тогда?.." - тут больной прошептал...
"Да он вас утешить старался.
Обсуждение:
-какой поступок добрый?
- относиться ли утешение к доброте, почему?
-могли ли вы так поступить?
-Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают, основу человеческого счастья.
-Ребята, а как вы считаете, что значит быть человечным?
(14 Слайд)
. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, злой человек несчастлив.
Человеколюбие прежде всего определяется отношением:
- к детям и старикам;
- к самым беззащитным и нуждающимся в помощи;
- к братьям нашим меньшим.
Многие организации и отдельные граждане осуществляют АКЦИИ МИЛОСЕРДИЯ по отношению к воспитанникам детских домов и школ-интернатов, домов престарелых, к инвалидам. Артисты дают концерты, а затем средства передают на благотворительные цели.
- Кто такие люди-инвалиды? (Варианты детей)
(15-16Слайд)
- Это люди с ограниченными возможностями. Они не могут делать всё то, что делают здоровые люди.
- Каких людей-инвалидов вы знаете? (Слепые, глухие, люди без руки или ноги…)
- Я предлагаю вам поиграть в игру “Кто быстрее наденет”, чтобы лучше понять, как трудно бывает в жизни людям-инвалидам.
6. Игра “Кто быстрее наденет”
Дети играют парами. Один ребёнок надевает вещь двумя руками, а другой-одной, затем меняются. Обращается внимание на то, что инвалид нуждается в помощи здорового человека. Просьба о помощи, предложение своей помощи (прямая речь).
Совместный вывод: здоровый человек всегда обязан помогать людям-инвалидам!
- Молодцы, ребята, вы хорошо помогали друг другу, когда было трудно
Игра-эксперимент “Угадай звуки” (музыкальный звук, переливание воды, шелест бумаги, голос друзей)
- Закройте ватным тампоном одно ухо (затем оба уха) и послушайте, что я скажу.
Расскажите о своих ощущениях, объясните, когда было слышно лучше, хуже и почему.
- Ребята, а кто такой поводырь?
- Это человек, который помогает слепому человеку.
- Кто ещё может быть поводырём у слепых людей?
- Специально обученные собаки.
9. Сюжетно-ролевая игра “Поводырь”
- Предлагаю поиграть в игру “Поводырь”.
Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза платком - это “слепой”. Воспитатель расставляет по ковру несколько стульев. Дети-поводыри проводят “слепых” между стульями, предупреждают об опасности. Потом меняются ролями.
- Ребята, как вы себя чувствовали, когда были “слепыми”?
- Было страшно, боялись упасть…
- Когда было легче идти?
- Когда поводырь подсказывал куда идти, когда подставлял свою руку.
- Вы сейчас сами почувствовали, как трудно людям с ограниченными возможностями – людям-инвалидам по слуху, по зрению, с нарушениями движений. Они всегда нуждаются в помощи.
Вывод: Эти люди имеют такое право – право на особое отношение, на помощь и защиту.
(17-18Слайд)
О добре сложено много пословиц и поговорок, давайте с вами вспомним некоторые из них.
Перед вами половинки сердечек на написаны пословицы , ваша задача сложить и прочитать.
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
(19Слайд)
Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Учитесь понимать людей, чувствующих себя неуверенно. Помогайте им, поддерживайте их. Подружитесь с человеком, который чувствует неловкость в кругу сверстников, и дайте ему шанс обрести уверенность в себе.
Из далекой-далекой древности, из УI в. до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерями. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, оберегать их покой, быть им добрыми помощниками.
Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
Ребята, вы заметили, что у нас есть прекрасное солнце. Но для этого солнца - доброты не хватает положительных качеств, ваших качеств, которые есть у каждого из нас. Сейчас я предлагаю вам выбрать цветной лучик написать качество, которое вы считает самым главным для человека, или для вас в частности.
Давайте сделаем вывод: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.
• Добрые слова - корни
• Добрые мысли - цветы
• Добрые дела - плоды
• Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
И в завершении классного часа давайте послушаем песню «О доброте» ведь 17 февраля Всемирный День Доброты.
Подведение итогов (рефлексия)
— Что интересного вы узнали сегодня?
— Что обязательно возьмете на вооружение?