Тема «Будущее время глагола»
цель: Формирование представлений о глаголе в форме будущего времени, закрепление и систематизация знаний о формах глагола в прошедшем и настоящем времени.
Ход урока
Организационный момент
О какой части речи мы сегодня будем говорить вы узнаете, отгадав загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …
Актуализация знаний
В тетрадях и у доски запишите предложения.
Весной солнце светит и греет.
Зимой солнце мало светило и хуже грело.
Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.
Перечислите имеющиеся в предложении глаголы.
Докажите, что это глаголы.
Найдите в одном из предложений глагол, обозначающий действие, происходящее в настоящее время.
настоящее время.
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
делает?» глаголы настоящего времени отвечают на следующие вопросы:
Что делаю?
Что делает?
Что делаешь?
Что делает?
Найдите предложение с глаголом, обозначающим действие, происходившее в прошедшем времени.
прошедшее время.
Назовите вопросы, на которые отвечает глагол прошедшего времени.
В форме какого времени стоят глаголы в последнем предложении? Почему?
Сообщение темы и целей урока
Как вы думаете, какова тема урока?
Какие цели можем поставить на урок?
Открытие новых знаний
Откройте учебник на стр. 170, прочитайте предложения.
Сравните глаголы в этих предложениях.
В форме какого времени стоит глагол во всех предложениях?
На какие вопросы отвечают глагол в форме б.вр. Как вы думаете, на какие еще вопросы могут отвечать?
Позволяют ли вопросы к глаголам и форма записи различить глаголы ед.числа и мн.числа?
Видно ли по вопросам и по окончаниям глаголов в ед.числе, с сущ.какого рода они связаны?
Изменяются ли глаголы в форме будущего времени по числам? А по родам?
Откройте стр.167 упр.193. Посмотрите, какое сходство есть в форме записи глаголов буд.вр. и наст.вр.?
Одинаковы или разные у них окончания в ед.ч. и мн.ч.?
В чем отличие этих временных форм?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: от глаголов неопределенной формы, отвечающих на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? образуется …. (простая форма буд. вр.). Глаголы могут иметь приставку.
от глаголов неопределенной формы, отвечающих на вопрос
ЧТО ДЕЛАТЬ? образуется …. (сложная форма буд. вр. – быть + н.ф.).
Работа по теме урока
Устно составьте предложения с глаголами:
1 ряд: настоящего времени
2 ряд: прошедшего времени
3 ряд: будущего времени
Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:
1 ряд – в форме настоящего времени.
2 ряд- в форме прошедшего времени.
3 ряд- в форме будущего времени.
(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.
Прослушайте стихотворения, а вы записываете глаголы, которые услышите, в три столбика.
С утра поет в столице медь
Торжественного горна,
Который завтра будет петь
В тиши лесной, озерной.
С. Маршак
Мы встали ночью даже,
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели!
Прилетели наконец!
С. Погореловский
Мы будем жить в палатке
И жечь костер,
Изучим мы украдкой
Звериные повадки,
Звериный разговор.
Е. Тараховская.
Докажите, что в первом столбике глаголы прошедшего времени.
Почему глаголы поет и сидит настоящего времени?
Что можете сказать о глаголах будущего времени?
Назовите глаголы в будущем простом времени.
На какие вопросы они отвечают?
Что можно сказать о глаголах в будущем сложном времени?
Сравните вопрос и глагол. Что заметили?
Итоги, рефлексия
Какие цели мы ставили на урок?
Какие сделали выводы?
Достигли ли поставленных целей