Тема занятия: «Букет полевых цветов».
Антипова Ю.В.
Объединение «Акварелька», 1 группа 2 год обучения
Цель: изобразить букет полевых цветов.
Задачи:
- закрепить понятие «дополнительные цвета»;
- дать теоретические знания о взаимодействии дополнительных цветов;
- познакомить с понятием декоративного натюрморта и некоторых приемах стилизации;
- развитие чувства цветовой гармонии;
- умение получать большое количество оттенков цвета путем смешивания красок в ограниченной цветовой палитре.
- воспитание аккуратности, умения слушать товарища;
- воспитание чувства единения, дружбы в коллективе.
Ход занятия
1. Организационный момент. Провести проверку готовности к занятию, отметить отсутствующих, проверить материалы и принадлежности.
-Здравствуйте ребята. Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде или школьных принадлежностях красный цвет- хлопните в ладоши, если есть желтый – кивните головой, черный – сделайте наклон вперед. Садитесь.
2.Актуализация.
Послушайте стихотворение и скажите, о каком жанре живописи идет речь?
Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры.
И не облуплена стена,
И неизменны ткани складки,
И все содержится в порядке,
И розовеет ветчина.
Никем не выпито вино
И на салфетку не пролито.
Но нет кистей и нет палитры,
И нет художника давно….
(А. Векслер)
Натюрморт с ветчиной, лимон, перевернутой чашей, стаканом вина, и другим на столе", голландский художник Виллем Хеда Клас

Правильно о натюрморте. Как переводится слово натюрморт?
Ответ: «мертвая природа» или «тихая жизнь».
Объекты, изображенные в натюрмортах можно разделить на две группы. Вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства) и природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь). Они недолговечны: цветы – завянут, плоды – испортятся и т.д. Поэтому функция жанра натюрморта – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, остановить ход времени.
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы поговорим с вами о цвете в натюрморте.
Художник Н. Крымов говорил:
-«Для того, чтобы стать певцом, прежде всего надо поставить голос, для того, чтобы стать художником, надо прежде всего поставить глаз. Если художник умеет видеть, он сумеет написать все, что угодно, начиная от чайника и кончая сложной картиной…».
-Сегодня на занятии мы с вами вспомним о дополнительных цветах и их свойствах, узнаем еще об одном виде контраста - контрасте дополнительных цветов.
- Вспомните, какие виды контраста мы уже знаем? (Контраст цвета, контраст светлого и темного, контраст теплых и холодных цветов).
- А сейчас я расскажу вам сказку про Кругоцвета и его волшебный сад.
Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
Сказка «Кругоцвет и его волшебный сад».
В одном очень далеком волшебном царстве-государстве был у одного царя волшебный сад, где росли удивительно яркие цветы. Похожие на нас, людей. За цветами ухаживал садовник по имени Кругоцвет. Он очень любил свои цветы, поливал их, подкармливал, разговаривал с ними. Цветы жили в мире и дружбе , поддерживали друг друга, и от этого каждый цветок становился еще ярче и наряднее в своем разноцветном наряде. Бабочки каждый день прилетали с этот сад, чтобы полюбоваться на желтые нарциссы и красные розы, синие васильки и оранжевые бархатцы, фиолетовые левкои и бардовые георгины. Бабочки всегда пели песенки о красоте и аромате прекрасных цветов и радовались, что здесь всегда царит любовь и дружба, здесь даже ярче светит солнышко и очень приятно гостить в этом саду.
Но в один не совсем солнечный день подул холодный северный ветер и уронил колючие льдинки на цветы в саду. В хорошеньких головках наших цветов появились вдруг совсем нехорошие мысли о том, что каждый из них лучше другого, прекрасней и ярче, поэтому именно он должен занимать самое почетное место на клумбе, а все остальные цветы должны кланяться ему и воздавать ему почести и хвалы. Сначала это были только мысли, затем они стали произноситься шепотом, а потом все это переросло в громкий скандал на клумбе. Мир и любовь оставили этот волшебный сад, и тогда некоторые из цветов решили навсегда покинуть свой родной дом, Кругоцвета и пошли, куда глаза глядят. Оставшиеся в саду цветы вдруг сразу поблекли, они перестали издавать и благоухание. Бабочки перестали замечать их и вообще перестали прилетать в этот сад. Волшебный сад стал унылым и скучным. И решил Кругоцвет пойти искать ушедшие цветы, вернуть их в сад и помирить с остальными, ведь невозможно жить в печальном и унылом саду, где не живет любовь.
И пошел Кругоцвет … Долго ли, коротко ли, приходит Кругоцвет в дремучий лес, где темно и сыро, страшно и уныло, в лесу болото топкое, серое и зловонное. Видит Кругоцвет, что в болоте том все цветы его ушедшие. Они заблудились и попали в беду, чуть не погибли здесь все. Кругоцвет соорудил из веток специальную ладью-корзину и спас всех своих питомцев. Отправились они в обратный путь.
Ранним солнечным утром они все вместе вернулись в свой уютный сад. Сколько радости и веселья было! Все обитатели сада танцевали, пели, обнимали друг друга, забыли все прежние обидные слова, колкости . Цветы взялись за руки и затеяли хоровод. Желтый нарцисс танцевал рядом с пышной фиолетовой сиренью, красно- оранжевая роза держала за руку сине-зеленый гиацинт, оранжевые бархатцы веселились рядом с синими колокольчиками и васильками. От соседства друг с другом все цветы стали только ярче и наряднее. Бабочки с пчелами тоже кружились в этом прекрасном дружном хороводе, как и прежде воспевая яркость и аромат всех цветов на клумбе у Кругоцвета. Радовался Кругоцвет, что в его волшебном саду вновь поселились Дружба и Любовь.
Беседа по сказке.
- Ребята, как вы думаете, кто такой Кругоцвет? (это цветовой круг).
- А цветы из волшебного сада что это? (цвета из цветового круга).
- Какие цвета усиливают звучание друг друга, делают ярче и выразительнее? (дополнительные цвета).
- Дети, смогли ли по-прежнему жить цветы, когда часть из них ушла?
Оказывается, что дополнительные цвета почти не могут существовать друг без друга, если в картине есть один цвет. Но нет его дополнительного цвета, то наш глаз сам обязательно его создаст в поле нашего зрения. Дополнительные цвета образуют собой странную, казалось бы, пару. Несмотря на противоположность, они нуждаются друг в друге, а находясь рядом, максимально друг друга зажигают. Так и люди в обществе нуждаются друг в друге, во взаимной поддержке и помощи, нуждаются в любви.
А мы продолжаем говорить о дополнительных цветах.
Сделаем выводы.
1. Расположенные рядом дополнительные цвета делают друг друга ярче.
2. Каждый цвет имеет лишь один единственный себе дополнительный цвет и расположены они в цветовом круге друг против друга (по диаметру).
3. Если смешать два дополнительных цвета в равных пропорциях. То они дают нейтральный серый цвет.
4. Друг без друга жить дополнительные цвета не могут. Если нет дополнительного цвета рядом, то в поле нашего зрения возникает этот дополнительный цвет, чтобы глазу стало спокойно.


Контраст дополнительных цветов.
- Давайте назовем основные пары дополнительных цветов, пользуясь цветовым кругом:
Желтый - фиолетовый;
Желто-оранжевый - сине-фиолетовый;
Оранжевый - синий;
Красно-оранжевый - сине-зеленый;
Красный - зеленый;
Красно-фиолетовый - желто-зеленый.
(Эти пары называют дети).
Если мы проанализируем эти пары, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: желтый, красный и синий.
- Назовите состав цвета в каждой паре:
Желтый – фиолетовый = желтый – красный + синий;
Синий – оранжевый = синий – красный + желтый;
Красный - зеленый = красный - желтый + синий.
Мы уже говорили о том, что существует удивительный и необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета. Если реально отсутствует дополнительный цвет, то он спонтанно создается в нашем сознании, чтобы было равновесие и гармония. Было установлено, что основой гармонии в дизайнерских работах является закон дополнительных цветов, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение равновесия. У зрителя появляется ощущение спокойствия, прочности, статики, если в настенной живописи есть дополнительные цвета. Помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Желтый-фиолетовый - это не только контраст дополнительных цветов, но и контраст светлого и темного. Красно-оранжевый и сине-зеленый - это еще и контраст теплого и холодного.
4. Практическая работа
Этапы выполнения рисунка (объяснение педагога)
1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов и цветов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
2. На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой характеристики натюрморта.
3. На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех предметов и передается их освещенность
4. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы и пространства более тонкими оттенками цвета.
5. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие – то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершен.
Выполняется практическая работа. С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт с полевыми цветами.
5. Подведение итога занятия
Выставка работ учащихся. Заключительное слово педагога.
-Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу, до свидания.



