Библиотечка для родителей
Ваш ребёнок любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним нехитрые, но очень любопытные опыты.
Заставь воду закипеть
Возьми носовой платок, стакан,
аптечную резинку
Намочи и выжми носовой платок.
Налей полный стакан холодной воды.
Накрой стакан платком, закрепив его аптечной резинкой.
Продави пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см. погрузился в воду.
Переверни стакан вверх дном над раковиной. Одной рукой держи стакан, а другой ударь по его дну.
Вода в стакане начинает бурлить.
Что произошло? В перевёрнутом стакане у его дна образуется вакуум. В момент удара воздух проникает через платок, стремясь заполнить вакуум в стакане. Эти-то пузырьки и заставляют воду «кипеть».
Невидимые чернила
Нам понадобятся: половинка лимона,
ватная палочка, чашка воды, лист бумаги.
Выдави сок из лимона в чашку, добавь такое же количество воды.
Обмокни ватную палочку в раствор лимонного сока и воды и напиши что-нибудь на бумаге.
Когда чернила высохнут, нагрей бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.
Разбегающиеся зубочистки
Возьми миску с водой, кусок сахара,
шесть деревянных зубочисток, пипетку с
жидкостью для мытья посуды
Расположи зубочистки по кругу в миске с водой.
В центр круга положи кусочек сахара – зубочистки начнут приближаться к центру.
Убери сахар и капни в центр несколько капель жидкости для мытья посуды – зубочистки разбегутся.
Сахар всасывает воду, создавая течение, несущее зубочистки к центру. Мыло ослабляет натяжение поверхности воды, в результате мыльная плёнка расширяется, заставляя зубочистки разбегаться.
Цветные слои
Налейте в стеклянную банку сначала мёд, потом растительное масло, затем воду.
Вещества не смешаются, а расположатся слоями: сначала растительное масло растеклось над мёдом, затем вода прошла сквозь масло и стала вторым слоем. Это произошло потому, что три жидкости имеют разную плотность.
Растительное масло самое легкое, поэтому его слой располагается вверху.
Мёд остается на дне, так как его плотность самая высокая.

Экспериментальная деятельность дошкольников,
как средство эффективного развития познавательной активности

Воспитатель.
Родионова Наталья Владимировна
Уважаемые родители!
Дети – это прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, поощрять.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Критерии необходимые при выборе темы экспериментирования:

.
Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная
посуда, весы, ёмкости для игр с водой природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Пухлые краски
Блинная мука, мелкая соль, вода, пищевые красители или гуашь, ватные палочки или толстая кисть, плотная бумага для рисования.
Чтобы сделать краску одного цвета, нужно смешать в стаканчике 1 столовую ложку муки и 1 столовую ложку соли, а затем добавить туда три столовые ложки воды и краску. Таким же образом подготовьте краски других цветов. Рисовать лучше на плотной бумаге или картоне ватными палочками или толстой кисточкой (для каждого цвета используйте отдельную). После того, как рисунок будет готов, «испеките» его в микроволновке — достаточно будет 4-5 минут. За это время краски вспухнут и затвердеют и рисунок станет объемным.
Ледяные самоцветы: красим лед изнутри
Формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски), поднос с бортиками, соль, жидкие пищевые красители или краски, пипетки или чайные ложки.
Заранее, с вечера, наморозьте побольше льда в больших и маленьких формочках. На следующий день приготовьте в нескольких емкостях крепкие солевые растворы и добавьте
туда краски. Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы. Соль будет плавить лед, «пробуривая» в нем ходы, а краска окрасит изнутри причудливыми узорами.
Что происходит: Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.
Домашний дождик

Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде.
Налейте в емкость воду и выдавите на нее пышные облака из пены. Затем капните пипеткой или чайной ложкой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите — из тучи скоро пойдет дождик.
Что происходит: Краска просачивается сквозь пену и опускается на дно за счет большей плотности. Опыт помогает показать и объяснить детям, что такое дождь.
Пляшущие червячки из крахмала

Кукурузный крахмал, вода, тонкий металлический противень, сабвуфер или колонка, гуашь или пищевые красители.
Опыт: Смешайте 2 стакана крахмала с 1 стаканом воды. Вылейте жидкость на противень, добавьте несколько капель краски и поставьте его на сабвуфер или колонку. Включите динамичную музыку, слегка прижмите противень пальцами, и наслаждайтесь ритмичным танцем разноцветных червячков.
Что происходит: Вода с крахмалом — это неньютоновская жидкость, которая ведет себя совсем не так, как обычная. Если на нее воздействовать силой, то есть бить, сжимать, давить, она становится твердой, благодаря чему по ней можно даже бегать. Музыка — это что-то вроде звуковых ударов разной силы. Смесь, отвечая на них, твердеет и двигается.