- поддерживать спокойную и доброжелательную атмосферу, грубость и хамство пресекать спокойно и уважительно, но твердо.
Важно: Как пишет психолог Д. Николаев, если у ребенка нет опыта доверительных бесед с родителями – навсегда забудьте о нотациях, снисходительном отношении к ребенку/подростку; иначе он просто вас не услышит. Будьте открыты, откровенны и терпеливы, общайтесь с ним серьезно, на равных. Не приглашайте на доверительную беседу как следователь подозреваемого. Займитесь с подростком чем-то интересным (не для вас, для него). Будьте интересными, но не наставительными и не назойливыми. И тогда вы увидите, как ребенок раскроется.
- всегда давать понять, что у ребенка есть место, где его примут таким, какой он есть – его дом, а также то, что у него всегда будут люди, которые его поймут и поддержат – педагоги и воспитатели центра.
Замечательно, если воспитание детей основано на сотрудничестве и доверии. Ведь мы часто забываем, что каждый ребенок с рождения настроен на полноценное сотрудничество с взрослым. В угоду сиюминутному спокойствию, тишине мы нередко осаждаем детские порывы к общению, к совместной деятельности. Стоит ли удивляться, что наше правильное внешне воспитание не дает ожидаемых результатов?
Но не стоит забывать, что контакт с ребенком восстановить никогда не поздно. Просто в разные периоды это требует разных усилий. Полноценные гармоничные отношения в семье (и лишь они!) создают крепкую почву для позитивного педагогического взаимодействия. И вот тогда результаты не заставят себя ждать!
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ
СОСТОЯНИЕ
РЕБЕНКА
буклет для педагогов
Каждый день воспитатели заботятся не только о физическом здоровье, но и об эмоциональном благополучии ребенка. Для этого в группах создается спокойная и доброжелательная обстановка, а воспитатели внимательно относятся к потребностям детей, проводят беседы и игры с ними.
Не нужно думать, что психически здоровый ребенок не испытывает тревоги, страха, вины, подавленности, агрессии и других отрицательных эмоций. Психическое здоровье - это способность преодолевать такие эмоции и состояния.
Ребенок – здоровый психически, физически и эмоционально - жизнерадостен, весел и любит проводить время в игре.
Роль педагогов в поддержании эмоционального благополучия ребенка
Основные источники получения первой жизненной «мудрости» - это общение с взрослым, чтение детской литературы, развивающие игры и прогулки, творческая деятельность, наблюдение за поведением взрослых, а сегодня = еще и мультфильмы. В совместной деятельности – полезной, интересной, организованной с соревновательными моментами и похожей на игру – ребенок учится гораздо быстрее, чем при любой, самой полезной устной беседе.
Даже такие скучные и неинтересные, но нужные дела, как уборка игрушек, можно организовать с соревновательным задором. Просто скажите: «А кто быстрее уберет игрушки – я или ты?» - и ребенок тут же превратится в самого чистоплотного малыша на свете! Не получилось с первого раза? Не сдавайтесь и начните уборку сами, приговаривая: «Наверное, сегодня я уберу игрушки быстрее тебя… или нет?»
Помните, что ребёнок - существо социальное и многому обучается благодаря подражанию.
С ребенком любого возраста можно (и нужно!):
- обсуждать сказки, мультфильмы, увиденные ситуации (не навязывая свою точку зрения, но подводя к мыслям о мире, справедливости);
- как можно больше говорить, отвечать на вопросы честно и правдиво (учитывая возраст и индивидуальные особенности);
- показывать что-либо на своем примере (в особенности то, чему хотите его научить);