Речевой режим (1 этап коррекции сенсорной алалии).
Речевой режим – это правила речевого (вербального) поведения для взрослых, общающихся с ребенком, направленные на максимальное облегчение задачи усвоения ребенком родного языка.
Т
ишина. Создайте щадящий звуковой и слуховой режим ребенку – никаких телевизоров, музыки, телефонов. Слово звучит только в тишине.
Послушание. Сформируйте у ребенка навыки послушания. Возможно, их получится сделать поначалу только через неречевые действия: палец к губам – «тихо!», палец вверх – «внимание!», сгибание пальцев ладони «иди!», указательный жест «дай», скрещенные ладони «нельзя», машем ладошкой «привет!, здравствуй!» . Но каждое неречевое действие сопровождайте этим словом.
Ф
раза максимум из 2х слов. А лучше вообще одно слово. «Киса» или «это киса». Потому что «посмотри какая пушистая киса» — для ребенка звучит как китайский язык.
Слова произносить в неизменном виде. Ребенок воспринимает новую форму слова как новое слово. «Вода», «воды», «водичка», «воду» — для ребенка это 4 разных слова, которые обозначают 4 разных предмета. Поэтому придется думать, как сформулировать фразу, чтобы звучало по-русски, но и слово не изменилось. Например, не «покажи кису», а «где киса». Даже интонацию придется сохранять одну и ту же.
С ребенком заниматься должен один человек, тот кого ребенок «слышит» (понимает). Остальные члены семьи пусть не обижаются, что их ребенок не слышит – так работает мозг ребенка с сенсорной алалией. Мы будем постепенно включать их в круг общения.
Н
е заниматься, а жить. Будет лучше, если ребенок вообще не будет догадываться, что он чему-то учится. Начните с бытовых предметов и ситуаций – они позволят ребенку понимать, что происходит вокруг него, получать желаемые предметы. Представляете, как это трудно – хотеть конфету и не знать, как она называется, и как ее получить?
Г
оворить, глядя в лицо ребенку. Дети воспринимают слуховую информацию лучше со зрительным подкреплением. К тому же артикуляцию некоторых звуков (П, Б, В, Ф, М, С, З) можно увидеть, и это поможет ему правильнее опознавать и произносить новое слово.
Предмет в руках ребенка. Изучая новое слово – дайте этот предмет ребенку в руки, совершите это действие. Только в этом случае малыш может соотнести непонятные для него звуки (название предмета) с самим предметом, и понять, что «эта штука», оказывается, называется «машина». Если позволяют его возможности, он попробует повторить это слово – попросив в «машину» и получив машину – запомнит название.
З
аведите дневник-словарь, в который сначала запишите все слова и фразы (просьбы) которые ребенок понимает и выполняет, это поможет логопеду, используя их в работе, расширять понимаемый словарь. В дальнейшем записывайте все новые изученные и произносимые ребенком слова и фразы, так же для общего использования и закрепления другими членами семьи.
Правила отмены занятий. Если ребенок заболел, устал или сильно не в настроении – лучше отменить или перенести занятие. Не стоит на ослабленный организм или на плохое настроение накладывать речевые упражнения, чтобы не возникла связка «мне плохо и я говорю, значит говорить плохо». Это может спровоцировать речевой негативизм. Только отменять занятия нужно так, чтобы ребенок не заметил факта отмены, чтобы в следующий раз не возникло искушения – «я покапризничаю и не буду заниматься
. В идеале должно быть так: 10% ребенок усваивает на занятиях с логопедом, 90% научается от мамы. Некоторые родители считают, что лучше будет, если специалист сам все сделает. Это возможно, но для этого нужно поселить логопеда у себя дома, чтобы он 8-16 часов в сутки работал каждый день с ребенком. Но этот способ маловероятен. так как специалистов по языковой концепции крайне мало.
МАДОУ детский сад № 19 «Теремок»
Речевой режим при сенсомоторной алалии
(рекомендации для заботливых родителей)
Составила и разработала учитель-логопед Смирнова Анна Владимировна