СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет для родителей "Сенсомоторная аллалия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей "Сенсомоторная аллалия"»

Коррекция сенсомоторной алалии

Медицинское лечение

В лечении сенсомоторной алалии применяется биопсихосоциальный подход. Для нормализации нейродинамических процессов и создания благоприятных условий для логотерапии назначается медикаментозная терапия (ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витамины группы В, сосудистые препараты). Доказанное стимулирующее действие на ЦНС имеет физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, магнитотерапия и электрофорез на ШОП), мануальные техники (массаж, остеопатия).

Логопедическая коррекция

Дети с сенсомоторной речевой недостаточностью нуждаются в ежедневных занятиях с логопедом, поэтому ребенка с алалией необходимо определять в логопедическую группу детского сада (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала неречевые окружающие звуки, потом речь. В дальнейшем ведется работа над расширением словаря, как пассивного, так и активного за счет глагольных конструкций. Используется опора на сохранный зрительный анализатор (показ картинок, предметов), формируется соотнесенность зрительного и звукового образа слова.

С 4-х лет детей с сенсомоторной алалией обучают грамоте: письму, глобальному чтению. С расширением словаря и появлением фразы акцент смещают на совершенствование фонетико-фонематический системы, слоговой структуры слова. Занятия должны проводиться 4-5 раз в неделю при соблюдении единого речевого режима, как в группе, так и дома. Длительность коррекции сенсомоторной алалии – 3-4 года.

Для выработки речевых кинестезий проводится артикуляционная гимнастика, логомассаж. Из методов нейрокоррекции при сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, Томатис-терапия.

Прогноз и профилактика

Интенсивная системная коррекция алалии приводит к хорошим результатам. Ребенок постепенно овладевает всеми видами речи, вступает в активную коммуникацию с окружающими, успешно получает общее образование. Напротив, неполностью корригированная сенсомоторная алалия служит риск-фактором специфических расстройств развития школьных навыков (дислексии, дисграфии, дизорфографии). Катамнестическое наблюдение и помощь логопеда требуется ребенку на протяжении всей начальной школы.

Профилактика тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, начинается в пренатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные этиофакторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода и рожденного ребенка. При выявлении задержки речевого развития требуется незамедлительное обращение к логопеду.





МАДОУ д\с № 19 «Теремок»

п. Нейво - Рудянка







Что такое сенсомоторная аллалия?



Составила: учитель-логопед

Смирнова Анна Владимировна







Сенсомоторная алалия – это глубокое недоразвитие речевой функции, возникающее при поражении коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка до трех лет. Характеризуется нарушениями речевого праксиса, слухового гнозиса, приводящим к невозможности говорения и непониманию чужой речи. Речевому дефекту сопутствуют нарушения моторики, внимания, гиперактивность

На практике встречается сочетание сенсорной и моторной алалии (смешанный дефект).

Общее в СА и МА

- ребенку очень тяжело начать говорить (поэтому оба этих речевых нарушения называются Алалия)

- и сенсорная и моторная алалия составляют основную массу Общего недоразвития речи, которое делится на 4 уровня. И на каком уровне ОНР остановить коррекционную логопедическую работу – на таком уровне речь ребенка и останется.

- имеют патологическое (неправильное) развитие речи. В отличие от обычных детей, которые совершают ошибки в речи и потом самостоятельно их исправляют, у детей с алалией без коррекционной работы ошибки множатся и закрепляются.

- присутствует лексико-грамматическое нарушение речи (падежи, окончания, предлоги).

- за границей Моторная алалия и Сенсорная алалия признаются не речевыми, а языковыми, которые корректируются намного сложнее, чем все другие речевые нарушения, с которыми работают логопеды. Если упрощенно представить себе разницу между речевыми и языковыми нарушениями – это как разница между «выучить английский алфавит» и «выучить английский язык». Настолько сложнее ребенку (и логопеду) исправить языковую проблему.

- дети с моторной и сенсорной алалией имеют патологическое психологическое развитие личности. Если в 2-3 года они выглядят как обычные дети (только не говорят), то в 4-5 лет при отсутствии логопедической помощи, без речевого развития они становятся замкнутыми, агрессивными. После 6 лет родители не в состоянии справиться с ребенком.

Отличия

  1. Самое первое, что бросается в глаза – ребенок с моторной алалией все понимает, но не говорит, а ребенок с сенсорной алалией не понимает обращенную к нему речь.

  2. При логопедической коррекции у детей с сенсорной алалией тяжелее и дольше движется начальный этап (первичный набор пассивного словаря), а все остальные этапы идут намного быстрее, чем при моторной алалии.

  3. На первых этапах коррекционная работа строится по противоположным принципам, радикально различаются цели и задачи.

  4. Особенности работы: с моториком нужно как можно больше говорить и задавать вопросы, с сенсориками наоборот (чтобы он услышал слово - слово должно звучать в тишине); чем больше любых эмоций и впечатлений у моторного алалика – тем быстрее он развивается, с Сенсорным алаликом - новые слова даем всегда с одной и той же интонацией и в той же форме, чтобы оно было понято и усвоено. С моториком заниматься речью нужно везде, с сенсориком на начальном этапе занимаемся всегда в одном и том же ограниченном пространстве.

  5. Эхолалия свойственна только детям с сенсорной алалией. Эхолалия это бессмысленное точное, вплоть до интонаций, повторение слов и целых фраз вслед за взрослым (или телевизором). Как это выглядит? «Привет!» - «Привет!» - «Как тебя зовут?» - «Как тебя зовут?» - «скажи: Машина» - «Скажи: Машина». Вот это эхолалия. У моториков повторение выгладит иначе. «Привет!» - «Ие!» - «скажи: Машина» - «Асия» (или «масина» или даже «машина»). Т.е. моторик если и повторяет слово, то осознанно.

Существует тенденция (довольно часто) перехода Сенсорной алалии в Сенсомоторную алалию при отсутствии коррекционной работы. Практически все дети с сенсорной алалией в 2 года имели только сенсорный компонент. Не занимавшиеся у логопеда дети в 5 лет почти все имели оба компонента – и сенсорный и моторный. Корректировать сенсомоторную алалию несравнимо тяжелее, чем отдельно сенсорную или отдельно моторную.