Коррекция сенсомоторной алалии
Медицинское лечение
В лечении сенсомоторной алалии применяется биопсихосоциальный подход. Для нормализации нейродинамических процессов и создания благоприятных условий для логотерапии назначается медикаментозная терапия (ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витамины группы В, сосудистые препараты). Доказанное стимулирующее действие на ЦНС имеет физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, магнитотерапия и электрофорез на ШОП), мануальные техники (массаж, остеопатия).
Логопедическая коррекция
Дети с сенсомоторной речевой недостаточностью нуждаются в ежедневных занятиях с логопедом, поэтому ребенка с алалией необходимо определять в логопедическую группу детского сада (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала неречевые окружающие звуки, потом речь. В дальнейшем ведется работа над расширением словаря, как пассивного, так и активного за счет глагольных конструкций. Используется опора на сохранный зрительный анализатор (показ картинок, предметов), формируется соотнесенность зрительного и звукового образа слова.
С 4-х лет детей с сенсомоторной алалией обучают грамоте: письму, глобальному чтению. С расширением словаря и появлением фразы акцент смещают на совершенствование фонетико-фонематический системы, слоговой структуры слова. Занятия должны проводиться 4-5 раз в неделю при соблюдении единого речевого режима, как в группе, так и дома. Длительность коррекции сенсомоторной алалии – 3-4 года.
Для выработки речевых кинестезий проводится артикуляционная гимнастика, логомассаж. Из методов нейрокоррекции при сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, Томатис-терапия.
Прогноз и профилактика
Интенсивная системная коррекция алалии приводит к хорошим результатам. Ребенок постепенно овладевает всеми видами речи, вступает в активную коммуникацию с окружающими, успешно получает общее образование. Напротив, неполностью корригированная сенсомоторная алалия служит риск-фактором специфических расстройств развития школьных навыков (дислексии, дисграфии, дизорфографии). Катамнестическое наблюдение и помощь логопеда требуется ребенку на протяжении всей начальной школы.
Профилактика тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, начинается в пренатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные этиофакторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода и рожденного ребенка. При выявлении задержки речевого развития требуется незамедлительное обращение к логопеду.
МАДОУ д\с № 19 «Теремок»
п. Нейво - Рудянка
Что такое сенсомоторная аллалия?
Составила: учитель-логопед
Смирнова Анна Владимировна
Сенсомоторная алалия – это глубокое недоразвитие речевой функции, возникающее при поражении коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка до трех лет. Характеризуется нарушениями речевого праксиса, слухового гнозиса, приводящим к невозможности говорения и непониманию чужой речи. Речевому дефекту сопутствуют нарушения моторики, внимания, гиперактивность
На практике встречается сочетание сенсорной и моторной алалии (смешанный дефект).
Общее в СА и МА
- ребенку очень тяжело начать говорить (поэтому оба этих речевых нарушения называются Алалия)
- и сенсорная и моторная алалия составляют основную массу Общего недоразвития речи, которое делится на 4 уровня. И на каком уровне ОНР остановить коррекционную логопедическую работу – на таком уровне речь ребенка и останется.
- имеют патологическое (неправильное) развитие речи. В отличие от обычных детей, которые совершают ошибки в речи и потом самостоятельно их исправляют, у детей с алалией без коррекционной работы ошибки множатся и закрепляются.
- присутствует лексико-грамматическое нарушение речи (падежи, окончания, предлоги).
- за границей Моторная алалия и Сенсорная алалия признаются не речевыми, а языковыми, которые корректируются намного сложнее, чем все другие речевые нарушения, с которыми работают логопеды. Если упрощенно представить себе разницу между речевыми и языковыми нарушениями – это как разница между «выучить английский алфавит» и «выучить английский язык». Настолько сложнее ребенку (и логопеду) исправить языковую проблему.
- дети с моторной и сенсорной алалией имеют патологическое психологическое развитие личности. Если в 2-3 года они выглядят как обычные дети (только не говорят), то в 4-5 лет при отсутствии логопедической помощи, без речевого развития они становятся замкнутыми, агрессивными. После 6 лет родители не в состоянии справиться с ребенком.
Отличия
Самое первое, что бросается в глаза – ребенок с моторной алалией все понимает, но не говорит, а ребенок с сенсорной алалией не понимает обращенную к нему речь.
При логопедической коррекции у детей с сенсорной алалией тяжелее и дольше движется начальный этап (первичный набор пассивного словаря), а все остальные этапы идут намного быстрее, чем при моторной алалии.
На первых этапах коррекционная работа строится по противоположным принципам, радикально различаются цели и задачи.
Особенности работы: с моториком нужно как можно больше говорить и задавать вопросы, с сенсориками наоборот (чтобы он услышал слово - слово должно звучать в тишине); чем больше любых эмоций и впечатлений у моторного алалика – тем быстрее он развивается, с Сенсорным алаликом - новые слова даем всегда с одной и той же интонацией и в той же форме, чтобы оно было понято и усвоено. С моториком заниматься речью нужно везде, с сенсориком на начальном этапе занимаемся всегда в одном и том же ограниченном пространстве.
Эхолалия свойственна только детям с сенсорной алалией. Эхолалия это бессмысленное точное, вплоть до интонаций, повторение слов и целых фраз вслед за взрослым (или телевизором). Как это выглядит? «Привет!» - «Привет!» - «Как тебя зовут?» - «Как тебя зовут?» - «скажи: Машина» - «Скажи: Машина». Вот это эхолалия. У моториков повторение выгладит иначе. «Привет!» - «Ие!» - «скажи: Машина» - «Асия» (или «масина» или даже «машина»). Т.е. моторик если и повторяет слово, то осознанно.
Существует тенденция (довольно часто) перехода Сенсорной алалии в Сенсомоторную алалию при отсутствии коррекционной работы. Практически все дети с сенсорной алалией в 2 года имели только сенсорный компонент. Не занимавшиеся у логопеда дети в 5 лет почти все имели оба компонента – и сенсорный и моторный. Корректировать сенсомоторную алалию несравнимо тяжелее, чем отдельно сенсорную или отдельно моторную.