Заикание - это нарушение, темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет
Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:
употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а,и);
повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
делает вынужденные остановки в середине слова, фразы.
Профилактика заикания
Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимся.
Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы, конфликты.
Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы)
Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, несоответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк,
не перегружайте ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой – ягой, лешим и другими сказочными персонажами.
Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить ла-
комства или участия в любимой игре.
Необходимо создать для ребенка определенный и твердый режим (своевременные занятия, отдых, полноценное питание) и строго следовать ему.
Если заикание уже появилось, также необходимо:
Немедленно обратиться к логопеду.
Говорить с ребенком спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.).
Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Можно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно, но:
тактично, без ущемления его достоин-
ства;
указывая на недостатки, необходимо обращать внимание ребенка и на положительные качества, поощрять его успехи.
4.Ребенок старшего дошкольного возраста должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить правильно. В младшем возрасте целесообразно ограничиться только одним показом, как нужно говорить.
5. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда и строго следовать режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание). Соблюдение всех этих условий поможет ребенку вернуться к нормальной, плавной речи.