Т еатрализованные игры выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Содержание, формы и методы проведения театрализованных игр должны преследовать выполнение следующих целей: Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности Создание атмосферы творчества Развитие музыкальных способностей Социально-эмоциональное развитие Содержание театрализованных занятий включают в себя: а) Просмотр кукольных сценок б) Театрализованные игры в) Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок г) Беседы о театре д) Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества е) Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей Формы организации театрализованной деятельности 1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях. 2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни. 3. В режимных моментах. 4.Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач. | ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА) Основные задачи содержания педагогической работы по театрализованной деятельности - Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем; - побуждать детей отзываться на игры-действия со звуком, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (малые фольклорные формы); - способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре в играх с персонажами- игрушками; - создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений взрослых. Оснащение театрального центра Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки, нагрудные знаки-эмблемы. Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов: «пальчиковый» театр (вязаный на всю длину пальчика ребенка), тростевые куклы, куклы (образы людей, животных), театр бибабо. Для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»): театр картинок, настольный театр плоскостных игрушек. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан. | МЛАДШАЯ ГРУППА (3 – 4 ГОДА) Основные задачи содержания педагогической работы по театрализованной деятельности - Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей; - учить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением); - знакомить с приемами вождения настольных кукол, учить сопровождать движения песенкой; - вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами роли; - развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления; - побуждать участвовать в беседах о театре (театр – актеры – зрители, поведение людей в зрительном зале). Оснащение театрального центра Коврограф (фланелеграф). Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Маленькая ширма для настольного театра. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее). Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан. |
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 – 5 ЛЕТ) Основные задачи содержания педагогической работы по театрализованной деятельности - учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест); - побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; - приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из пластилина, пластмассовые игрушки. Оснащение театрального центра Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски театральных персонажей. Большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра. Стойка-вешалка для костюмов. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный). Атрибуты для «Разноцветных сказок». Театр математики. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан. | СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет): задачи - вызывать желание пробовать себя в разных ролях; - усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем; - учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности; - воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления; - предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими зрителями. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7лет): задачи - развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр; - совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, подготовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли; - воспитывать любовь к театру, широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театров; - воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотров театральных постановок, видеоматериалов; рассказывать о театральных профессиях; - учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности. Оснащение театрального центра 1.Большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми. 2.Стойка-вешалка для костюмов. 3.Костюмы, маски, парики, атрибуты. 4.Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой. 5.Картотеки театральных игр, скороговорок, загадок, этюдов и упражнений. 6.Технические средства: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений. | Музыкально -театрализованная деятельность в детском саду «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». Б. М. Теплов |