Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Краснодарского края
ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
БУКЛЕТ НА ТЕМУ:
«Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение слуха»
Автор: студентка Ш- 41 группы
Абдрашитова Карина
Ейск, 2021г.
Обложка
Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной функциональности артикуляционного аппарата в логопедии имеет термин - ДИСЛАЛИЯ.
Обратите внимание
При любом нарушении речи, в случае непроизносимости отдельных звуков необходимо обратиться к специалисту. Возможно, понадобится помощь профессионалов, но в некоторых случаях речь восстанавливается и становится нормальной к 5 годам.
ВСЕ ЗВУКИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ: гласные и согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие, свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные).
Наиболее частые нарушения произношения
свистящих и шипящих звуков или их затруднённое произношение
нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль
нарушения произношения сонорных звуков л, ль
нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) просторечное «картавость».
нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь
нарушение звука «й»
1 стр.
Редко встречающиеся нарушения
дефекты звонкости —замена звонких согласных глухими или их смешение
дефекты мягкости —замена мягких согласных твёрдыми или их смешение
Мономорфная (простая) дислалия
страдает один звук или несколько звуков из одной группы
(С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
Полиморфная (сложная) дислалия
страдает несколько звуков из разных групп
(С-Р-К-Ш)
Причины возникновения
Причиной дислалии может стать любой органический дефект артикуляционного аппарата. В таком случае обязательно диагностируются аномалии развития губ, челюстей, языка или зубов. К таковым относятся:
слишком короткая уздечка языка;
массивный язык (макроглоссия);
слишком узкий и маленький язык (микроглоссия);
малоподвижные губы.
неправильный прикус зубов;
аномалии зубного ряда;
низкое плоское верхнее нёбо.
К факторам, способным спровоцировать развитие функциональной дислалии относятся:
подражание детьми неправильной речи со стороны взрослых – например, она может быть слишком торопливой или косноязычной;
нарушение мозговой функциональности даже в минимальных размерах;
билингвизм в семье – когда дети вынуждены учить и разговаривать на двух и более языках;
несформированность фонематического слуха.
2 стр.
Симптомы дислалии
Дислалия отличается достаточно простым диагностированием – признаки этого заболевания слишком явные, чтобы их не заметить:
выпадение (исчезновение) отдельных звуков при произношении слов;
замена звонких звуков на шипящие (например, Ж-Ш, Ц-Ч);
явно неправильное произношение буквы Р.
Как диагностируется дислалия
На приеме у логопеда (специалист по нарушениям речи) все пациенты проходят следующие процедуры:
сбор анамнеза беременности у мамы, изучение психического и физического раннего развития ребенка, уровень развития опорно-двигательного аппарата – это осуществляется по имеющимся медицинским документам;
исследование периферийных органов артикуляционного аппарата, их строения и подвижности – врач визуально осматривает пациента и проводит с ним серию упражнений на подражание.
Дислалия диагностируется путем проведения нескольких тестов с ребенком – логопед использует для этого специальный дидактический материал. В заключении врач должен указать тип, вид и форма дислалии.
Обратите внимание
В случае диагностирования механической дислалии ребенок должен пройти обследование у стоматолога. Если диагноз звучит как функциональные нарушения речи, то потребуется консультация детского невролога.
3 стр.
Лечение дислалии у детей
В случае диагностированной механического вида дислалии необходимо устранить причину такой патологии. Детям проводятся пластика уздечки языка, ортодонтическое лечение в стоматологической клинике.
Нельзя говорить о том, что логопеды проводят лечение дислалии – это считается коррекционными мероприятиями. Специалист постоянно отрабатывает полноценное произношение опорных звуков, развивает с пациентом мелкую моторику. Есть специальные упражнения для формирования воздушной струи.
Упражнение для воздушной струи
«ЗАГОНИМ МЯЧ»
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Обратите внимание! Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки.
4 стр.
Важно
Занятия по коррекции дислалии должны проводиться не менее 3 раз в неделю под контролем врача логопеда. В домашних условиях рекомендованные занятия нужно проводить ежедневно. Продолжительность коррекционного курса составляет срок до 3 месяцев при простой форме заболевания и до полугода при сложной дислалии.
Профилактика дислалии
К профилактическим мероприятиям относятся своевременное выявление анатомических нарушений строения органов артикуляционного аппарата, наблюдение ребенка у детского невролога, окружение детей людьми с правильной речью.
Прогноз заболевания благоприятный, коррекционные мероприятия, проводимые в точном соответствии рекомендациям логопедов, дают эффект через 3-6 месяцев.
Использованная литература: Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
Используемые изображения: https://yandex.ru/images - Яндекс. Картинки. (свободный доступ)