СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет на тему: "Пути самосовершенствования педагогического мастерства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет на тему: "Пути самосовершенствования педагогического мастерства"»

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Краснодарского края

ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ


БУКЛЕТ НА ТЕМУ:

«Рекомендации для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение слуха»

Автор: студентка Ш- 41 группы

Абдрашитова Карина











Ейск, 2021г.

Обложка

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной функциональности артикуляционного аппарата в логопедии имеет термин - ДИСЛАЛИЯ.

Обратите внимание

При любом нарушении речи, в случае непроизносимости отдельных звуков необходимо обратиться к специалисту. Возможно, понадобится помощь профессионалов, но в некоторых случаях речь восстанавливается и становится нормальной к 5 годам.

ВСЕ ЗВУКИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ: гласные и согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие, свистящие, шипящие, сонорные, заднеязычные).


Наиболее частые нарушения произношения

  • свистящих и шипящих звуков или их затруднённое произношение

  • нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль

  • нарушения произношения сонорных звуков л, ль

  • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) просторечное «картавость».

  • нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь 

  • нарушение звука «й» 


1 стр.

Редко встречающиеся нарушения

  • дефекты звонкости —замена звонких согласных глухими или их смешение

  • дефекты мягкости —замена мягких согласных твёрдыми или их смешение

Мономорфная (простая)  дислалия

страдает один звук или несколько звуков из одной группы

(С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)

Полиморфная (сложная) дислалия

страдает несколько звуков из разных групп

(С-Р-К-Ш)

Причины возникновения

Причиной дислалии может стать любой органический дефект артикуляционного аппарата. В таком случае обязательно диагностируются аномалии развития губ, челюстей, языка или зубов. К таковым относятся:

  • слишком короткая уздечка языка;

  • массивный язык (макроглоссия);

  • слишком узкий и маленький язык (микроглоссия);

  • малоподвижные губы.

  • неправильный прикус зубов;

  • аномалии зубного ряда;

  • низкое плоское верхнее нёбо.

К факторам, способным спровоцировать развитие функциональной дислалии относятся:

  • подражание детьми неправильной речи со стороны взрослых – например, она может быть слишком торопливой или косноязычной;

  • нарушение мозговой функциональности даже в минимальных размерах;

  • билингвизм в семье – когда дети вынуждены учить и разговаривать на двух и более языках;

  • несформированность фонематического слуха.

2 стр.

Симптомы дислалии

Дислалия отличается достаточно простым диагностированием – признаки этого заболевания слишком явные, чтобы их не заметить:

  • выпадение (исчезновение) отдельных звуков при произношении слов;

  • замена звонких звуков на шипящие (например, Ж-Ш, Ц-Ч);

  • явно неправильное произношение буквы Р.


Как диагностируется дислалия

На приеме у логопеда (специалист по нарушениям речи) все пациенты проходят следующие процедуры:

  1. сбор анамнеза беременности у мамы, изучение психического и физического раннего развития ребенка, уровень развития опорно-двигательного аппарата – это осуществляется по имеющимся медицинским документам;

  2. исследование периферийных органов артикуляционного аппарата, их строения и подвижности – врач визуально осматривает пациента и проводит с ним серию упражнений на подражание.


Дислалия диагностируется путем проведения нескольких тестов с ребенком – логопед использует для этого специальный дидактический материал. В заключении врач должен указать тип, вид и форма дислалии.

Обратите внимание

В случае диагностирования механической дислалии ребенок должен пройти обследование у стоматолога. Если диагноз звучит как функциональные нарушения речи, то потребуется консультация детского невролога.



3 стр.

Лечение дислалии у детей

В случае диагностированной механического вида дислалии необходимо устранить причину такой патологии. Детям проводятся пластика уздечки языка, ортодонтическое лечение в стоматологической клинике.

Нельзя говорить о том, что логопеды проводят лечение дислалии – это считается коррекционными мероприятиями. Специалист постоянно отрабатывает полноценное произношение опорных звуков, развивает с пациентом мелкую моторику. Есть специальные упражнения для формирования воздушной струи.

Упражнение для воздушной струи

«ЗАГОНИМ МЯЧ»

Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Обратите внимание! Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки.

4 стр.

Важно

 Занятия по коррекции дислалии должны проводиться не менее 3 раз в неделю под контролем врача логопеда. В домашних условиях рекомендованные занятия нужно проводить ежедневно. Продолжительность коррекционного курса составляет срок до 3 месяцев при простой форме заболевания и до полугода при сложной дислалии.

Профилактика дислалии

К профилактическим мероприятиям относятся своевременное выявление анатомических нарушений строения органов артикуляционного аппарата, наблюдение ребенка у детского невролога, окружение детей людьми с правильной речью.

Прогноз заболевания благоприятный, коррекционные мероприятия, проводимые в точном соответствии рекомендациям логопедов, дают эффект через 3-6 месяцев.

Использованная литература: Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.


Используемые изображения: https://yandex.ru/images - Яндекс. Картинки. (свободный доступ)