СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет на тему: «Рекомендации для учителей начальных классов, работающих в условиях инклюзивного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет на тему: «Рекомендации для учителей начальных классов, работающих в условиях инклюзивного образования»»

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания


Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Меняется роль ученика, его деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.


Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов.


  • Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования.


  • Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов и пожеланий учащихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности.


  • Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности учащихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности ребенка, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.




Все методы активного обучения имеют ряд отличительных признаков.


  • Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем жизненном опыте, логике и здравом смысле.


  • Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия учащимися учебного материала


  • Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.


  • Индивидуализации.  Учебно-познавательная деятельность должна быть организована с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащегося. Также подразумевается развитие механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.


  • Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование начальных навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.


  • Непосредственности, самостоятельности взаимодействия учащихся с учебной информацией.  При активизации обучения педагог выходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействия с учебным материалом, преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.


  • Мотивации. Активность деятельности учащихся развивается и поддерживается системой мотивации. Это творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.


Таким образом, активные методы обучения дополняют традиционные методы, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую.