СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет на тему: "Рекомендации по планированию деятельности молодого педагога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет на тему: "Рекомендации по планированию деятельности молодого педагога"Буклет на тему: "Рекомендации по планированию деятельности молодого педагога"Буклет на тему: "Рекомендации по планированию деятельности молодого педагога"

Просмотр содержимого документа
«Буклет на тему: "Рекомендации по планированию деятельности молодого педагога"»

ГБПОУ КК ЕПК





















РЕФЕРАТ



«Особенности коррекционной работы при ЗПР»

















Подготовила:

студентка Ш-31 группы

Федотова Анжелика









Ейск, 2018 г.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.

Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.

Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.

Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет. Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

К тревожным симптомам относятся следующие: в возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой. С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать. Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития. Это понятие можно определить, как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности:

Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.




Скачать

© 2018, 435 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!