Семья — это самое ценное и дорогое для каждого из нас. Любой человек, независимо от возраста, нуждается в прочной, надёжной семье. И именно в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей любовь к семье, умение почитать своих родителей, помнить своих предков и уважать традиции семьи. Например, с помощью составления генеалогического древа.
Семейная история – это родословная. Но в форме формального, «сухого» сбора фактов, дат и имен своих родственников генеалогия не представляет интереса для дошкольного воспитания. За всем этим важно раскрыть ребенку духовные качества близких, помочь узнать и увидеть, чем они живут, как чувствуют, думают, поступают.
Нам в этой работе помогло «Генеалогическое древо». Это такое дидактическое пособие, которое может не только показать все родственные отношения в «развитии», но и помогает ребенку узнать и понять всех ее членов, и тем самым узнать и понять самого себя.
В
ыполнив дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» (Самостоятельная работа за столами)
Дети занимают рабочие места, звучит музыка.
- В конвертах лежат картинки с изображением родственников. Предлагаем вам разместить их на своем родовом дереве.
Ребенок подбирает карточки членов семьи и прикрепляет с помощью липучек к дереву. Предварительно обговорив с детьми, что более старшие члены семьи располагаются ближе к корням дерева, снизу кроны, а самые младшие сверху. При этом ребенок называет родственные отношения с членом семьи и называет его имя.
Далее можно спросить у детей: «А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу?
Дидактическое упражнение
«Родственники»
М
альчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Данное дидактическое пособие дает очень много в области нравственно-патриотического воспитания.
Но также его можно использовать и для развития речи, что актуально для нашей группы с детьми с ТНР. Рассказывая о своей семье, ребенку будет приятно назвать членов своей семьи ласковыми словами;
подобрать прилагательные, обозначающие внешний вид, одежду человека; узнать человека по описанию, по виду деятельности, профессии.
Кто что делает?
Воспитатель задает вопрос, а дети отвечают глаголами:
что делает мама? – убирает, готовит еду, стирает, ходит в магазин;
что делает папа? – ходит на работу, ремонтирует, ездит на рыбалку, сидит за компьютером;
что делает бабушка? – работает на огороде, вяжет спицами, печет пирожки, сидит на лавочке;
что делает дедушка? – читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, ходит по грибы;
что делаешь ты? – играю с игрушками, рисую, гуляю во дворе, смотрю мультфильмы.
Кто что умеет?
Для нее необходимо сделать изображения членов семьи, а также картинки, изображающие семейные занятия (готовку еды, стирку, уборку пылесосом, ремонт, вождение автомобиля и прочие).
Имена членов семьи
Дети поочередно называют имена тех, с кем живут: мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Например: Мою маму зовут Алиса, папу Андрей, брата Максим, бабушек Ольга и Вера, дедушек Петр и Александр.
Ласковые словечки
Педагог просит назвать членов семьи ласковыми словами. Например: «мама – мамочка», «бабушка – бабуля», «брат – братишка» и так далее.
Хорошо или плохо
Воспитатель задает вопросы, игроки отвечают. Например: «Помогать маме мыть посуду – это хорошо?» – «Да!» – «Почему?». Или: «Отбирать у младшего братика игрушки – это хорошо?» – «Нет!» – «Почему?»
Угадай, кто это
Игра для детей строится в форме отгадывания по определениям. Воспитатель перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:
ласковая, заботливая, красивая, хозяйственная – мама;
добрая, мудрая, милая, внимательная – бабушка;
сильный, строгий, работящий, умный – папа;
добрый, мудрый, серьезный, заботливый – дедушка;
красивая, активная, прилежная, модная – сестра;
веселый, шаловливый, задиристый, смышленый – брат.
Составили:
Скрылёва Екатерина Александровна,
воспитатель
«Организация работы по формированию у дошкольников положительного отношения к семье с использованием дидактического пособия «Генеалогическое древо»