 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
_______/______/
«__»______20__г.
Сообщение по теме: «Принципы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка»
Выполнила:
Студентка Ш-21 группы
Никипорец Олеся
Преподаватель:
Голоскок Г. Н.
Ейск, 2019г.
В Национальной образовательной инициативе «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Из этого следует, что выпускник школы должен стать интеллектуально развитым человеком и иметь активную жизненную позицию. И в этом ему должен помочь учитель – мастер своего дела, имеющий в арсенале целый ряд методов, приемов, способов, позволяющих повысить эффективность и качество урока. Наша задача активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи, который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих:
- постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,
- создание для учащихся проблемной ситуации;
- осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
- применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Но новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы.
Технология проблемного обучения - ключ к успеху. Она отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.
Проблемное обучение предполагает:
• Создание проблемной ситуации.
• Вход из неё, то есть решение проблемы.
Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.
Существует три возможности постановки проблемы на уроке:
Создание проблемной ситуации
Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Подводящий диалог
В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема
Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.
Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того, первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.
На уроках русского языка чаще всего используются приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:
• сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
• обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.
Признаками проблемной ситуации являются:
• Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.
• Наличие неизвестного для учащихся.
• Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.
А теперь хочу предложить несколько рекомендаций по созданию проблемных ситуаций на уроке.
1) Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.
2) Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснять причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.
3) Необходимо соблюдать дидактические принципы:
• научность;
• доступность;
• систематичность и последовательность;
• сознательность и активность учащихся.
4) Проблемный вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
предполагающим научный спор на базе различных истолкований;
создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
5) Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответа.
6) Формами решения проблемных ситуаций являются:
дискуссия;
научный спор;
проблемная лекция;
проблемные задачи и задания;
задачи исследовательского характера;
документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
А теперь позвольте предложить вам несколько принципов создания проблемных ситуаций:
1.Предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа.
2.Постановка предварительных заданий на уроке до изучения нового материала.
3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях)
4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.
5.Задания с элементами исследования.
6.Создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений.
7.Предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений.
8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Вопрос является проблемным, если он для школьников новый, интересный, содержащий противоречия. Различные мнения учащихся усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.
9.Учитель сам ставит проблему.
10.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.
11.Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.
Задания:
Почему учителю приходится создавать проблемную ситуацию на уроке?
Что является центральным звеном в проблемном обучении?
Кто может создавать проблемную ситуацию на уроке?