СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Правила стимулирования учения младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила стимулирования младших школьников необходимы учителю

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Правила стимулирования учения младших школьников"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРОВЕРИЛ

_______/______/

«__»______20__г.













Сообщение по теме: «Принципы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка»









Выполнила:

Студентка Ш-21 группы

Никипорец Олеся

Преподаватель:

Голоскок Г. Н.









Ейск, 2019г.

В Национальной образовательной инициативе «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Из этого следует, что выпускник школы должен стать интеллектуально развитым человеком и иметь активную жизненную позицию. И в этом ему должен помочь учитель – мастер своего дела, имеющий в арсенале целый ряд методов, приемов, способов, позволяющих повысить эффективность и качество урока. Наша задача активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи, который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих:

- постановку преподавателем учебно-проблемной задачи,

- создание для учащихся проблемной ситуации;

- осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;

- применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Но новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы.

Технология проблемного обучения - ключ к успеху. Она отвечает на вопрос: КАК учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.

Проблемное обучение предполагает:

• Создание проблемной ситуации.

• Вход из неё, то есть решение проблемы.

Основная цель учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.

Существует три возможности постановки проблемы на уроке:

  1. Создание проблемной ситуации

Наиболее характерной является проблемная ситуация с «затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

  1. Подводящий диалог

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычные) и мыслительные (проанализируй и сравни). Ответом на последний вопрос станет формулировка темы урока.

  1. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема

Сообщение темы урока в готовом виде, но с мотивирующим пятном. Есть два приема: «яркое пятно» и «актуальность». Первый заключается в сообщении ученикам интригующего материала (сказки, фрагмента художественной литературы). Второй состоит в обнаружении смысла значимости темы для самих учеников.

Главный психологический смысл звена постановки учебной проблемы состоит в порождении у учащихся мотивации к усвоению новых знаний. Кроме того, первые два пути обеспечивают определенный эффект: побуждающий диалог формирует творческие способности учащихся, подводящий – логическое мышление, и оба активно развивают речь.

На уроках русского языка чаще всего используются приемы создания проблемной ситуации с «затруднением». Типичным для данных уроков является также прием создания проблемной ситуации с «удивлением», где:

• сталкиваются разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

• обнажается житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на «ошибку», потом предъявляется научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.

Признаками проблемной ситуации являются:

• Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия.

• Наличие неизвестного для учащихся.

• Возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.

А теперь хочу предложить несколько рекомендаций по созданию проблемных ситуаций на уроке.

1) Учебная проблема должна заинтересовать учащихся своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.

2) Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснять причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь.

3) Необходимо соблюдать дидактические принципы:

• научность;

• доступность;

• систематичность и последовательность;

• сознательность и активность учащихся.

4) Проблемный вопрос должен быть:

 сложным, сопряженным с противоречиями;

 предполагающим научный спор на базе различных истолкований;

 создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

5) Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:

• через углубление проблемного вопроса;

• через поиск разных граней его решения;

• через сопоставление разных вариантов ответа.

6) Формами решения проблемных ситуаций являются:

 дискуссия;

 научный спор;

 проблемная лекция;

 проблемные задачи и задания;

 задачи исследовательского характера;

 документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

А теперь позвольте предложить вам несколько принципов создания проблемных ситуаций:

1.Предварительные домашние задания или задания, на материале учебника, в которых нет готового ответа.

2.Постановка предварительных заданий на уроке до изучения нового материала.

3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений (осознание неточности своих представлений вызывает потребность в новых знаниях)

4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.

5.Задания с элементами исследования.

6.Создание ситуации выбора (столкновение различных точек зрения) или сообщение противоположных мнений.

7.Предложение выполнить практическое действие, на первый взгляд, не вызывающее затруднений.

8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Вопрос является проблемным, если он для школьников новый, интересный, содержащий противоречия. Различные мнения учащихся усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

9.Учитель сам ставит проблему.

10.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.

11.Перед учащимися ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснение учителя и сделав соответствующие выводы.

Задания:

  1. Почему учителю приходится создавать проблемную ситуацию на уроке?

  2. Что является центральным звеном в проблемном обучении?

  3. Кто может создавать проблемную ситуацию на уроке?