Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Критерии функционально грамотной личности.
1.Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2.Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3.Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4.Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Прием «Ошибкоопасное место»
Цель - найти «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».
Прием «Лови ошибку»
Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание.
А вот в третьем и четвёртом классах этот приём можно использовать в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками.
Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ученики подбирают по ходу работы над словарными словами.
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Цель - активизировать мыслительную деятельность ребенка. Хоть эти приёмы и считаются инновационными, они давно известны и используются. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы. Предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов:кто,что,когда и т. д.
Толстые вопросы. Требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в прямо, их нужно сформулировать самостоятельно. Вопросы могут начинаться со слов: почему, зачем, объясни, в чём сходство или различие и т. д.
Это прием используется для организации взаимоопроса, где ученики выступают в роли учителя и ученика.
Например:Составить вопросы к рассказу
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
кто... что... когда... мог ли... как звали. было ли... | Дайте объяснение, почему... почему вы думаете…почему вы считаете… в чем разница… |
Прием Синквейн
1 строка- сущест.-тема, понятие, (Н-р: креативность)
2 строка- два прилагательных, описывающих признаки и свойства объекта (актуальная, творческая)
3 строка- три глагола, действия, совершаемые объектом.(Применять, развивать, обучать)
4 строка- предложение- отношение автора к объекту.(Помогает заниматься самообразованием и саморазвитием.)
5 строка- синоним сущест. Или ваши ассоциации к этому слову.(Личность)
Приём «Мозговой штурм»
Позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Цель – получение максимального количества самых разных идей
1.Назовите 10 способов использования обычного листа А4. ( Варианты:веер, защита от солнца, письмо, конверт, коврик для мыши, что-то разжигать, оригами, основа для картины, на нѐм можно писать, воронка (налить воду), свернуть в кулѐчек собирать ягоды, скрутить в трубочку и стрелять бумажками, скрутить в трубочку и накручивать волосы).
2. Предложите варианты для обуви, в которой не опасно ходить в гололед.(Варианты:приклеить лейкопластырь, шипы и т. д.)
Прием «Ёлочка ассоциаций»
Позволяет за короткое время активизировать словарный запас, случайные переключения дают возможность увеличивать количество ассоциаций, расширяя зону областей, из которых берутся активные слова.
Например, слово «ветка» может означать часть дерева - сад, цветение, плод, урожай, запах, пчела и так далее. А ветка железной дороги - это станция, пассажир, поезд, паровоз… Дальше можно предложить ребятам разделить слова на группы по различным признакам, составить предложение с одним или несколькими словами и даже составить небольшой рассказ, используя как можно больше слов.
Прием «Интеллектуальная разминка»
В ходе ее проведения задается 10—15 четко сформулированных вопросов; ответы на них должны быть однозначны. Вопросы могут быть классифицированы как вопросы:
а) на проверку знаний;
б) развитие творческого мышления;
в) актуализацию практической значимости;
г) быстроту познавательной реакции.
Например: Сумма 10 и 2 равна ….Сколько козлят в сказке съел волк? Что бросают утопающим?и т.д
Приемы «Своя опора», «Ключевые слова»
Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам:
«Имя существительное»,
«Имя прилагательное»,
«Глагол» и др.
Приём «Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво, читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Алгоритм реализации приема:
1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
«Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
----------
Мастер-класс
на тему:
«Приёмы формирования функциональной грамотности школьников»
Подготовила:
Азаренко А.О.
учитель начальных классов
21.02.2025г.