Методический прием «Четыре квадрата»
Как же работает метод 4-х квадратов?
Это фактически черновик будущего текста.
Нужно разделить лист бумаги (тетрадный лист) на 4 квадрата и нарисовать в центре листа прямоугольник.
В центре прямоугольника пишется законченное предложение – тема (проблема).
Затем в левом верхнем, правом верхнем и левом нижнем квадратах пишутся по предложению для доказательства идеи темы. Предложения в квадратах - это разные аргументы. Они должны отличаться друг от друга. Это различие диктует необходимость использования союзных слов.
Последний квадрат – это вывод, подтверждающий тему всеми тремя доказательствами.
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
КАК ПОСТАВИТЬ УЧЕБНУЮ ПРОБЛЕМУ?
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Система вопросов для побуждающего диалога:
-Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
-Вопрос был один? А мнений сколько?
-Что вас удивило? Что интересного заметили?
- Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
2.Подводящий к теме диалог
Это система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы урока:
Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори) | Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее») |
3.Сообщение темы с мотивирующим приемом
ЯРКОЕ ПЯТНО | Сообщение интригующего материала, захватывающего внимание учащихся, но при этом связанного с темой урока. Это могут быть сказки, легенды, загадки и т.д. |
АКТУАЛЬНОСТЬ | Основан на обнаружении значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. |
«Знания только тогда знания, когда они приобретаются
усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Л.Н.Толстой
Приемы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира
в рамках технологии проблемно-диалогического обучения (Автор: Мельникова Е.Л.)
Вопросы учащимся | 1. Что вас удивило? 2.Что интересного заметили? 3.Какое противоречие налицо? | 1.Вопрос был один? А мнений сколько? или 2.Задание было одно? А выполнили вы его как? 3.Почему так получилось? Чего мы еще не знаем? | 1.Вы что думали сначала? 2.А что оказывается на самом деле? | 1.Вы смогли выполнить задание? 2.В чем затруднение? |
Приёмы создания проблемной ситуации на уроке | 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений | 2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал | 3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом | 4.Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание |
3) «Яркое пятно»
Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что это был правдивый рассказ!
– А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Тема: «Про воду…»
4) задание, сходное с предыдущим
– Какое явление ожидается: загремел гром, небо занесло тучами. – Неожиданно во время дождя показалось солнце… – Вечером наблюдается ярко- красный закат… – Утром на траве не было привычной росы… – Медузы уходят в глубины моря… – Ласточки летают низко над землёй… – Вы смогли выполнить задание? – В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? – Какой же возникает вопрос? | – Ожидается дождь. – Появится радуга. – Завтра будет тепло. – ??? – ??? – ??? – Нет, не смогли. – По этим признакам мы не определяли погоду. О них редко говорят в народе. – Какие есть приметы для определения погоды? – Как люди определяют погоду (Прогноз погоды) |
Этапы проблемно-диалогического урока:
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий решения проблемы.
3) Актуализация имеющихся знаний.
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
7) Рефлексия
Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира
Тип проблемной ситуации:
1) с удивлением
«Где теплее, на северном или южном полюсе?» Тема: «Где живут белые медведи?»
«Можно ли заполнить водой из миски всю комнату?» Тема: «Тела, вещества, частицы»
2) с затруднением
–Изобразите на листе бумаги яблоко и ластик в натуральную величину
– А теперь изобразите жилой дом в
натуральную величину. Тема: «План и карта»