СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Проблемно-диалогическое обучение на уроках окружающего мира"»

Методический прием «Четыре квадрата»

Как же работает метод 4-х квадратов?

Это фактически черновик будущего текста.

Нужно разделить лист бумаги (тетрадный лист) на 4 квадрата и нарисовать в центре листа прямоугольник.

В центре прямоугольника пишется законченное предложение – тема (проблема).

Затем в левом верхнем, правом верхнем и левом нижнем квадратах пишутся по предложению для доказательства идеи темы. Предложения в квадратах - это разные аргументы. Они должны отличаться друг от друга. Это различие диктует необходимость использования союзных слов.

Последний квадрат – это вывод, подтверждающий тему всеми тремя доказательствами.



ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

КАК ПОСТАВИТЬ УЧЕБНУЮ ПРОБЛЕМУ?


1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы


Система вопросов для побуждающего диалога:

-Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

-Вопрос был один? А мнений сколько?

-Что вас удивило? Что интересного заметили?

- Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?


2.Подводящий к теме диалог

Это система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы урока:

Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори)

Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»)


3.Сообщение темы с мотивирующим приемом


ЯРКОЕ ПЯТНО

Сообщение интригующего материала, захватывающего внимание учащихся, но при этом связанного с темой урока. Это могут быть сказки, легенды, загадки и т.д.


АКТУАЛЬНОСТЬ

Основан на обнаружении значимости предполагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
























«Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».

Л.Н.Толстой







































































Приемы создания проблемной ситуации на уроках окружающего мира

в рамках технологии проблемно-диалогического обучения (Автор: Мельникова Е.Л.)





Вопросы учащимся

1. Что вас удивило?

2.Что интересного заметили?

3.Какое противоречие налицо?


1.Вопрос был один? А мнений сколько?

или

2.Задание было одно? А выполнили вы его как?

3.Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

1.Вы что думали сначала?

2.А что оказывается на самом деле?

1.Вы смогли выполнить задание?

2.В чем затруднение?

Приёмы создания проблемной ситуации на уроке

1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений

2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом

4.Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание






















3) «Яркое пятно»

Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что это был правдивый рассказ!

– А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Тема: «Про воду…»

4) задание, сходное с предыдущим

– Какое явление ожидается: загремел гром, небо занесло тучами.

– Неожиданно во время дождя показалось солнце…

– Вечером наблюдается ярко- красный закат…

– Утром на траве не было привычной росы…

– Медузы уходят в глубины моря…

– Ласточки летают низко над землёй…

– Вы смогли выполнить задание?

– В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?

– Какой же возникает вопрос?

– Ожидается дождь.

– Появится радуга.

– Завтра будет тепло.

– ???

– ???

– ???

– Нет, не смогли.

– По этим признакам мы не определяли погоду. О них редко говорят в народе.

– Какие есть приметы для определения погоды?

– Как люди определяют погоду (Прогноз погоды)




Этапы проблемно-диалогического урока:

1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

2) Выдвижение версий решения проблемы.

3) Актуализация имеющихся знаний.

4) Составление плана решения проблемы.

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

7) Рефлексия

Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Тип проблемной ситуации:

1) с удивлением

«Где теплее, на северном или южном полюсе?» Тема: «Где живут белые медведи?»

«Можно ли заполнить водой из миски всю комнату?» Тема: «Тела, вещества, частицы»

2) с затруднением

–Изобразите на листе бумаги яблоко и ластик в натуральную величину

– А теперь изобразите жилой дом в

натуральную величину. Тема: «План и карта»