СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Психологические приемы общения".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимоотношения между людьми строятся на общении. Следовательно, нужно учиться разговаривать, правильно вести беседу или диалог. Особенно, это касается специалистов, осуществляющих психологическую помощь людям: консультативную, коррекционную, просветительскую и профилактическую. Чтобы, обратившийся к вам человек, смог довериться вам и раскрыться нужно наладить с ним межличностный контакт. В буклете кратко описаны рекомендации о коммуникативном взаимодействии между специалистом и клиентом.

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Психологические приемы общения".»

додумывают за человека, что он хотел бы сказать или выразить нереально.

Лучше дать человеку возможность говорить максимально свободно, поскольку, если ему дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.

Стереотипное отношение к обратившемуся создает препятствия. Не стоит рассматривать его как принадлежащего к определенному классу, так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы.

Задавание "хороших" вопросов. Тема задавания вопросов как навыка

межличностного общения весьма актуальна.

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи человеку. Так, специалист, задающий вопросы в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Неопытные психологи часто избегают задавать "зондирующие" вопросы, если клиент догадывается, к чему клонится разговор.

Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса, начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. он может выявить информацию, полезную для обоих участников разговора, например, вместо того, чтобы спросить женщину, почему она боится выходить из дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти с ней, если она выйдет из дома.

Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике психокоррекции. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения.

Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы привести к изменению. Другими способами использования вопросов, которые подразумевают изменение как конечную цель, является построение их таким образом: "Возможно, это неправильно, но...", "Я не совсем поняла ...", все они стимулируют отступление человека от обычной схемы поведения и рассмотрение им новых возможностей.

Чтение нотаций или преждевременные советы нежелательны и не применяются опытными психологами. В случае возникновения неловких моментов не нужно заострять на них внимание, можно к ним вернуться позже, когда человек уже справился с конкретной проблемой, или спросить об этом же, но позже, когда он избавится от смущения.





КГКОУ ШИ № 3 г. Хабаровска

Педагог – психолог

Жабина Лариса Александровна















Первая беседа обычно имеет цель выяснить причину обращения человека. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с ним наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим специалистам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся следующие 10 принципов. Вначале нужно информировать о продолжительности беседы; начинать беседу после того, как человек понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами ребенка; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека, таким как он, есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению; вначале избегать вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет"; не говорить, не домысливать за него; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием человека (обычно это время, когда он напряженно обдумает ответ).

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как, например, исследование финансовых проблем человека, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, то есть начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча с человеком должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать специалисту какой-то "ключ". Надо обращать внимание на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или то, что он ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью со специалистом отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений. Рассмотрим последний аспект подробнее. Первая встреча специалиста и обратившегося за помощью человека помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с между ними относительно методов психокоррекции, то есть психолог старается понять мысли и чувства человека; старается вселить в него чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны обратившегося за помощью.

Иногда специалисты переживают, что порой они сталкиваются с необщительными людьми, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Психолог не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие факты о клиенте, или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную реакцию человека.

Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их услугами, не являются на встречу после первой беседы. Исследования

показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для участия во второй встрече. Причем, даже если первая беседа привела к положительным результатам, то существует и множество других причин неявки на вторую встречу.

Например, для кого-то первой беседы оказалось достаточно, кто-то не хочет продолжительного вмешательства в свою жизнь, кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если к специалисту после этого интервью относятся как к человеку, способному понять чувства других, их мысли по поводу их трудностей, и как психолог реагирует на субъективные чувства обратившегося и использует их в рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если психолог попытается устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Если человек обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные психологи порой предвосхищают события или


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!