Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, работа над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и подготовка к обучению грамоте. Решать эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребёнка. В процессе игр пополняется и активизируется словарь детей, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, формируется правильное звукопроизношение. | Игра «Узнай на вкус». Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: сладкий, кислый, соленый и т.д. Материал: Овощи, фрукты, знакомые детям, тарелочки, вилки. Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем дегустировать. Дегустатор – это человек, который пробует на вкус продукты, напитки и говорит, вкусно это или нет, стоит эти продукты покупать или нет. Но мы с вами будем не простыми дегустаторами, а с закрытыми глазами. Я вам поднесу на вилочке кусочек фрукта или овоща, а вы должны тщательно прожевать его и сказать, какой он на вкус. (Я съел огурец, он хрустящий, твердый, соленый. Это яблоко, сочное, вкусное и т.д.) Игра «Цепочка слов». Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове. Материал: Предметные картинки, мяч. Игра может проводиться в словесном варианте. Ход игры: - Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку | слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди. Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д. Игра «Кто как кричит?» Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур - муррр! Пугаю кур. Ам-ам! Кто там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-у! Молока кому? Методические указания. Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки. |