Этапы исследовательской деятельности: младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем). средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?». старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если … ». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. | Правила выбора темы: тема должна быть – быть интересной ребенку; быть доступной для изучения; должна принести реальную пользу участникам исследования; быть оригинальной; в ней необходим элемент неожиданности, необычности; чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Темы детских исследований: фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. | ГАПОУ РК «Петрозаводский педагогический колледж» Отделение заочного обучения Технология исследовательской деятельности в детском саду Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Петрозаводск 2021г. |
Содержание исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование); Состояние и превращение вещества; Движение воздуха, воды; Свойства почвы и минералов; Условия жизни растений. Методы и приемы организации исследовательской деятельности: эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); опыты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы; использование художественного слова; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения, действия. | Что даёт исследовательская деятельность детям? возможность думать; пробовать; искать; экспериментировать; самовыражаться; С помощью поисково-исследовательской деятельности можно: развивать в ребенке интерес к исследованиям; развивать восприятие; развивать мышление; а главное формировать умения размышлять; рассуждать; анализировать. | Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Структура детского исследования (по А.И. Савенкову): 1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); 2. Выработка гипотез и предложений; 3. Поиск и предложение возможных вариантов решения; 4. Сбор материала; 5. Обобщение полученных данных; 6. Подготовка материалов исследования к защите (доклад, сообщение); 7. Защита. |