СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Учимся играть в шахматы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет "Учимся играть в шахматы"  познакомит детей с шахматным полем и фигурами, расскажет как ходят и бьют шахматные фигуры, поможет разобраться в правилах игры в шахматы.

 

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Учимся играть в шахматы"»

СМЫСЛ ИГРЫ В ШАХМАТЫ


Цель игры поставить короля противника в положение, когда у него нет возможности сделать ход. Такая ситуация на поле называется мат. Игрок, который поставил мат королю получает победу в шахматной партии.


ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ИГРАТЬ

В ШАХМАТЫ?


Шахматы развивают логическое мышление, помогают просчитывать на период варианты, мыслить самостоятельно и принимать решение. Также они помогают в учебе, так как не так много предметов в школьной программе, которая учат именно думать, не просто запоминать какие либо формулы, не просто заучивать, но и мыслить самостоятельно и принимать самому решение не советуясь не с кем. Шахматы учат также дисциплине, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.


ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТНЫМ ПОЛЕМ И

ФИГУРАМИ


В шахматы играют два ПАРТНЕРА или ПРОТИВНИКА.


Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого противника было белое угловое поле.


Шахматная доска состоит из 64 квадратов- полей попеременно белого и черного цвета. Ряды вертикальных, горизонтальных или диагональных квадратов на доске называют линиями.


ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ЛИНИИ указываются номерами от 1 до 8, ВЕРТИКАЛЬНЫЕ – латиницей от А до H.


Каждое поле имеет свое название, которое образуется из буквенного и цифирного кода в месте пересечения с горизонтальной и вертикальной линией (например, a3, c7).


На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур: черные и белые.


  • наборе из 16 фигур у игрока присутствует восемь пешек и конь, слон, ладья по две штуки, ферзь и король в единственном экземпляре.


Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая


расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ.


ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам:



«Я смотрю на первый ряд,

по краям ладьи стоят».


На первой горизонтали появляются белые КОНИ, а на последней – чёрные КОНИ, при этом кони белых и черных должны повернуть свои мордочки навстречу друг другу:



«Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей».



Расставляем СЛОНОВ:



«Меж коней заключены

наши славные слоны».


На первой и на последней горизонталях незанятыми остаются по два поля:



«И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь».


Не стоит забывать, что ФЕРЗЬ любит свой ферзь. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.


Расставляем ПЕШКИ:



«А теперь без спешки, Идут на место пешки».


После расстановки фигур можно делать ХОДЫ. И первый ход делает участник с белыми фигурами.


КАК ХОДЯТ И БЬЮТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ?


  1. ЛАДЬЯ передвигается только по горизонталям и вертикалям. Ладья бьет так же, как и ходит – по горизонтали и вертикали.














  1. СЛОН может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Бьет слон так же, как и ходит – по диагоналям. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.















  1. ФЕРЗЬ это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается и бьет на любое количество полей в любом направлении.















  1. КОНЬ продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня про него говорят: «Прыг, скок – и в бок! » Он может перепрыгивать через свои и


неприятельские фигуры и пешки. Бьет конь только на тех полях, на которые ходит и занимает место побитой фигуры.















  1. ПЕШКА может за один ход продвинуться на одно поле вперед по вертикали, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Если белая пешка доберется до последней горизонтали, а чёрная пешка


– до первой, она превратится в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Чаще всего шахматисты превращают пешку в ферзя. При этом не имеет значения, есть ли уже ферзь на доске. Поэтому может случиться, что у кого-то окажется на доске 9 ферзей.
















6. КОРОЛЬ самая главная фигура в королевстве. За один ход король может переместиться в любую сторону по диагонали, вертикали или горизонтали, но только на одно поле. И бьет король также. Короля в шахматах не бьют. Но и под удар его ставить нельзя.
















ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ


(для начинающих)


Каждый ход делается только одной рукой!

Первое правило шахматной игры для начинающих:

«Тронул – ходи!».


При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

Второе правило игры в шахматы:


«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».


Третье правило:


«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».


Четвертое правило в шахматах:


«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».


Пятое правило:


« Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».












Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр творчества «Калейдоскоп»




















Учимся играть в ШАХМАТЫ














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!