Дисграфия – частичное расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких и повторяющихся специфических ошибках. (Специфических – значит не связанных с применением орфографических правил.)
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно, если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т. д.;
- добавление лишних элементов;
- смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у;
Пропуски букв, и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принёс»);
Перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
Недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
Наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюниква» (клюква);
Искажение слова – «наотух» (на охоту), «хаьаб» (храбрый), «чуки» («щёки»), «спеки» (с пенька);
Слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала)
Замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки); «панка» (банка), «тёльпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
Нарушение смягчения согласных –
«васелки» (васельки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
– «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья.
Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».
Чем могут помочь родители?
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
Всегда нужно стараться создавать такой настрой, при котором ребёнок чувствует удовольствие от упражнения — игры.
Если в школе задают писать большие тексты, разбейте его на части и, проговаривая каждое слово, записывайте.
Не нужно переписывать домашнее задание по нескольку раз, даже если там много ошибок. Это не принесёт пользы, а только подавленное состояние.
Хвалите (сдержанно), даже по самым незначительным результатам.
Упражнения-игры для исправления дисграфии у детей младшего школьного возраста.
«Зачеркни букву»
Найдите небольшой, лучше незнакомый текст, НЕ с мелкими буквами, чтобы не напрягались глаза. В найденном отрывке определите букву, которую ребёнок должен будет зачеркнуть во всём тексте. Например «Е».
Сначала пусть ищет и зачёркивает все, найденные в тексте буквы «Е», через несколько занятий добавьте ещё одну. Нужно будет одну зачёркивать, другую обводить в кружочек или подчёркивать. Весь процесс должен занимать не более 5 мин., чтобы не утомляться, и оставаться сосредоточенным на задании. Потом подключите буквы, с которыми есть проблемы в написании. Начинайте с одной, а через 5-6 занятий, добавьте вторую. Одну подчёркиваем, вторую — обводим или зачёркиваем.
«Буквы перепутались»
В словах меняем буквы местами. Предлагаем ребенку восстановить правильный порядок букв.
«Словесные цепочки»
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз – бузина – народ -родник – никель и т. д.

Создавайте у ребенка установку на успех. Предупреждение: "Не делай ошибок!" – неэффективно. Правильная установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать правильно!"
МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
Советы любящим родителям
Помощь в обучении
