Наличие неблагоприятного социального окружения - обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальных поступков.
1. Взаимоотношения с родителями, степень понимания своих детей, сопереживания, нормативность отношений.
2. Проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив.
3. Взаимоотношения со сверстниками, друзьями представителями противоположного пола.
Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:
• нам нужно хорошо к себе относиться;
• нам нужно, чтобы нас любили.
Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
Потребность любви — это:
— потребность быть любимым;
— потребность любить;
— потребность быть частью чего-то.
Аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя. Аутоагрессия может проявляться в нанесении себе физических повреждений, в особо тяжелых случаях - в попытках суицида.
Психологический смысл подросткового суицида - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.
Основная проблема подростков, склонных к аутоагрессии, – низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. Аутоагрессивный подросток нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг – ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.
Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными»
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
Педагогу необходимо:
Проявлять интерес к психическому состоянию подростка
Конструктивно строить взаимоотношения с ребенком
Воспринимать подростка как личность
Своевременно реагировать на конфликтные ситуации
Отслеживать свое внутреннее состояние (важна саморегуляция и предупреждение агрессии)
Поставить родителей в известность о состоянии ребенка, если оно вызывает беспокойство
Быть информированным о специалистах и центрах, которые могут оказать
помощь подростку в ситуации стресса.
Информация
о центрах психологической помощи
Всероссийский телефон доверия 8-800-2000- 122
Детский городской телефон доверия 571-3-571
Школьный центр психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс»
г. Казань, ул. Фурманова, 5а
520-79-55
Центр психологической помощи
г. Казань, ул. Сибирский тракт,14
279-55-80
279-55-66
Экстренная психологическая помощь «Доверие»
г. Казань, ул. Эсперанто, 52
277-00-00 г. Казань, ул. Кулахметова, 21
512-43-72
Телефон доверия Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток»
г. Казань, ул. Королева ,46
563-35-16
Психолого-педагогическая служба «Сэрдэш» г. Казань, ул. Годовикова, 14
571-15-80
ШКОЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«РЕСУРС»
МОСКОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА КАЗАНИ
Методические рекомендации
для педагогов
по профилактике суицидов
среди подростков
Казань 2014