СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклет "Сценическая декламация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал буклета содержит советы начинающему чтецу.  Поможет ответить на вопрос: "Как подготовиться к выразительному чтению?" Какие вопросы задать к анализу прочтения текста? А также содержит отрывок из произведения И.С. Тургенева "Два богача" для тренировки. Материал будет полезен классным руководителям и обучающимся при подготовке к публичному выступлению.

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Сценическая декламация"»


И.С. Тургенев

«Два богача»


Когда при мне превозносят богача Ротшильда (повышение тона), (|) который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, (|) на лечение больных, (|) на призрение старых (|) — я хвалю и умиляюсь (понижение тона).

Но (повышение тона, (|) и хваля и умиляясь, (|) не могу я не вспомнить об одном крестьянском семействе, (|) принявшем племянницу (|) в свой разорённый домишко.

(...) — Возьмём мы Катьку, (|) — говорит баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть,  похлёбку посолить... (|)

 А мы её... (||) и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!


Примечание:


Работа по составлению партитуры текста: вертикальными чертами обозначаются паузы, подчёркиванием — логические выделения разной силы. Ещё можно ставить стрелочки для понижения и повышения тона, связывать слова дугой — знаком легато. Мы не стали воспроизводить эти над- и подстрочные значки по техническим причинам. Учитель сможет легко расставить их сам.

Учимся читать выразительно:






АДРЕС: г. Краснокаменск, МАОУ «СОШ№7»

Телефон: 4-45-96

САЙТ: http:/school7-krasnokamensk.ru

Кафедра «Филология»,

Стафеева Л.Н., Маньковская Е.Г.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №7»







Сценическая декламация


















г. Краснокаменск

2013

«Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку»

Василий Сухомлинский



Советы начинающему чтецу


Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненье,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выходе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох вести экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медлительность, плавность –

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.



Как подготовиться к выразительному чтению


1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.







Вопросы к анализу

прочтения текста


1. Правильно ли раскрыта читающим идея произведения?

2. Верно ли переданы образы?

3. Выделены ли основные элементы сюжета?

4. Передано ли читающим свое отношение к описываемому в произведении?

5. Проведено ли деление произведения на части?

6. Точно ли передана мысль каждой части?

7. Сделаны ли паузы между частями?

8. Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?

9. Выдержан ли темп?

10. Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?

11. Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?

12. Были ли допущены орфоэпические ошибки? Какие?

13. Было ли правильным дыхание?

14. Достаточно ли выразительны были поза, жесты и мимика?

15. Осуществлялось ли общение с аудиторией?

16. Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?