И
.С. Тургенев
«Два богача»
К
огда при мне превозносят богача Ротшильда (повышение тона), (|) который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, (|) на лечение больных, (|) на призрение старых (|) — я хвалю и умиляюсь (понижение тона).
Но (повышение тона, (|) и хваля и умиляясь, (|) не могу я не вспомнить об одном крестьянском семействе, (|) принявшем племянницу (|) в свой разорённый домишко.
(
...) — Возьмём мы Катьку, (|) — говорит баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить... (|)
— А мы её... (||) и не солёную, — ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Примечание:
Работа по составлению партитуры текста: вертикальными чертами обозначаются паузы, подчёркиванием — логические выделения разной силы. Ещё можно ставить стрелочки для понижения и повышения тона, связывать слова дугой — знаком легато. Мы не стали воспроизводить эти над- и подстрочные значки по техническим причинам. Учитель сможет легко расставить их сам.
Учимся читать выразительно:
АДРЕС: г. Краснокаменск, МАОУ «СОШ№7»
Телефон: 4-45-96
САЙТ: http:/school7-krasnokamensk.ru
Кафедра «Филология»,
Стафеева Л.Н., Маньковская Е.Г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №7»

Сценическая декламация

г. Краснокаменск
2013
«Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку»
Василий Сухомлинский
Советы начинающему чтецу
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выходе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Г
олоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох вести экономно – с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медлительность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Как подготовиться к выразительному чтению

1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
3. Мысленно представь себе их.
4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).
5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.
6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
7. Прочитай текст выразительно.
Вопросы к анализу
прочтения текста
1. Правильно ли раскрыта читающим идея произведения?
2. Верно ли переданы образы?
3. Выделены ли основные элементы сюжета?
4. Передано ли читающим свое отношение к описываемому в произведении?
5. Проведено ли деление произведения на части?
6. Точно ли передана мысль каждой части?
7. Сделаны ли паузы между частями?
8. Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?
9. Выдержан ли темп?
10. Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?
11. Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?
12. Были ли допущены орфоэпические ошибки? Какие?
13. Было ли правильным дыхание?
14. Достаточно ли выразительны были поза, жесты и мимика?
15. Осуществлялось ли общение с аудиторией?
16. Какова оказалась сила воздействия чтения на слушателей?