Буктрейлер
как инструмент повышения интереса к чтению у учащихся.
Современный мир диктует условия, в которых традиции чтения с каждым годом утрачивают своё значение для формирования личности ребенка. Доступные гаджеты, являясь мощным мотивационным фактором воздействия как на общество в целом, и в, частности, на развитие ребенка, вытесняют книгу, потребность и интерес к ней постепенно утрачиваются. Это является тревожной проблемой, особенно для нашей страны, где к пропаганде чтения, в особенности в разрезе детского чтения, отводится важная роль в системе обучения и воспитания.
Таким образом, вопрос о значимости и приобщению детей к чтению литературы можно отнести к достаточно важным и значимым в современных условиях, когда преобладание электронных технологий превалирует. И это является достаточно серьезным тревожащим фактором, так как под воздействием новых электронных технологий, в первую очередь, страдает речевое развитие ребенка— речь становится более конкретной, более сухой, дети реже употребляют в речи прилагательные, которые насыщают нашу жизнь эмоциями.
Нельзя сказать, что оградив детей от воздействия современных гаджетов, можно будет решить проблему. Важно создать условия, которые станут основой для возникновения мотивации у ребенка по привлечению к чтению книг. Условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями в глазах современного ребенка.
Создавая мотивационную привлекательность для возникновения интереса к книге, мы способствуем развитию ребенка. В процессе общения с книгою ребенок учится думать, учится анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Чтение развивает душу, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Что необходимо, чтобы у ребенка появилось желание прочитать книгу?
Интерес. Любопытство. Удовольствие от процесса. Осознание радости от достижения конечной цели. Потребность в новых впечатлениях.
Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребенка по отношению к процессу чтения? Эффективным средством решения этой задачи, с нашей точки зрения, можно рассматривать такую инновационную форму работы со старшими школьниками, как создание материала по анонсированию книги для привлечения внимания ребенка к чтению художественного произведения – это буктрейлер.
Что такое Буктрейлер? Это короткий видеоролик, созданный по мотивам книги.
Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребенка к сюжету художественного произведения.
Буктрейлер – новый, но уже весьма заметный атрибут издательской индустрии, значимое явление книжной культуры, уже ставшее предметом самостоятельного научного исследования Обобщенно под буктрейлером понимается видеокомпозиция из экранизированных эпизодов литературного произведения, но на практике это понятие применяется не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к видео с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов простенькой компьютерной презентации. Буктрейлером именуют как ролик о конкретном произведении (например, новом романе известного автора), так и клип о книгах вообще (например, социальная реклама чтения).
Для практикующих педагогов такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия со школьниками в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребенка к чтению и средством развития личности ребенка, но и является средством саморазвития педагога.
В этой связи такая форма работы, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях обновленного содержания образования.
Буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания, а именно:
Игровые ( минифильм по книге)
Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами)
Анимационные (мультфильм по книге)
Если рассматривать данные виды в рамках работы со школьниками, то наиболее удобным для создания является, с нашей точки зрения, вид буктрейлера - «игровой», так как для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности, а также создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Съемочная площадка», где дети старшего школьного возраста смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.
Возможна и классификация буктрейлеров по содержанию:
1) повествовательные (представляют эпическую сторону, основу сю-жета);
2) атмосферные (передают настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
3) концептуальные (транслируют ключевые идеи, общие смыслы текста).
По планировании содержания работы по созданию буктрейлера в работе с учащимися можно выделить основные этапы:
1)Первый этап: выбор литературного произведения
Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в качестве основы для создания буктрейлера, должен быть незнакомым детям. В нашем случае для ознакомления с новым литературным произведением была выбрана произведение А.Полярного «Мятная сказка»- поучительная история с непредсказуемым финалом.
На этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения школьников, используя прием «открытый финал произведения», тем самым предлагая детям придумать свой вариант финала книги.
2)Второй этап: Создание сценария к буктрейлеру
На данном этапе необходимо определить вид буктрейлера, продумать сюжет и написать текст, который станет основой творческого продукта. Это достаточно сложная задача для школьников, поэтому в данном случае уместно использовать прием « Мозговой штурм», который может стать толчком для саморазвития личности ребенка в специально созданных условиях.
При создании сценария важно учитывать, что сюжет буктрейлера - это основа видеоролика, то содержание, которое будет определять идею и воплощение творческого продукта. Необходимо учитывать, что мотивационная интрига, посредством которой к содержанию буктрейлера будет приковано внимание будущих зрителей, должна стать определяющей при написании сценария. Это необходимо, чтобы ребенку непременно захотелось узнать, как будут развиваться события в книге, которую анонсируют в сюжете буктрейлера. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень ответственно и продуманно. Важно учитывать и то условие, что видеоролик не должен быть длинным, не более 2 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя.
3) Третий этап: Съемка сюжета буктрейлера.
На этом этапе основной формой работы является театрализованная деятельность, посредством которой на этапе репетиции осуществляется съёмка частей сюжета буктрейлера.
4)Четвертый этап: выбор средств для создания буктрейлера и практическая реализация – процесс создания буктрейлера с помощью программных средств. Здесь можно использовать любой видеоредактор, который станет инструментом для создания видеоролика.
5) Пятый этап :Демонстрация буктрейлера.
В работе с учащимися реализация данного этапа должна стать отправной точкой для продвижения творческого продукта.
Формы работы по демонстрации буктрейлера могут быть достаточно разнообразны, главное учитывать условие, посредством которого дети смогут выбрать из предложенных педагогом вариант, каким образом будет проходить «секретная» презентация новой сказки.
Практический опыт работы по демонстрации созданного творческого продукта показал достаточно высокую эффективность варианта следующего содержания: авторы буктрейлера самостоятельно представляли новую книгу с демонстрацией видеоролика. В этом случае короткий рассказ о содержании книги можно считать инструментом, не только способствующим развитию связной речи школьников, но благотворно влияющим на развитие личности ребенка, который сможет почувствовать себя в новой роли.
Практический совет на этапе просмотра буктрейлера: важно обратить внимание на эмоциональное состояние зрителей, на уровень интереса, который должен проявиться в процессе просмотра. Необходимо проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей.
При анализе содержания работы в рамках создания буктрейлера были выявлены следующие положительные результаты:
-Использование новой формы работы способствует возбуждению интереса детей к чтению художественной литературы посредством создания необычных условий (интриги).
- Деятельность, интересная ученику, является сильным мотиваром, способствующим активному развитию личности школьника.
- Реализация в практической деятельности новой формы работы способствует повышению уровня педагогической компетенции при использовании инновационных форм работы в работе с учащимися.
-Расширение содержания совместной деятельности учащихся при создании творческого продукта.
Что нового и полезного привносит буктрейлер в школьное изучение литературы?
Буктрейлер рассматривается как способ формирования читательского интереса старшеклассников, как новая форма проектной деятельности учащихся, формирующей навыки работы учащихся с мультимедийным оборудованием.
Ученые и педагоги-практики в целом почти единодушны в позитивной оценке буктрейлера как методического инструмента и дидактического приема повышения интереса школьников к чтению, усиления познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков.
Педагогическое использование буктрейлеров реализуется в двух основных формах:
1) просмотр и обсуждение готовых видеороликов;
2) самостоятельное создание и представление вербально-визуальных продуктов. Таким образом, на уроках литературы буктрейлер все прочнее закрепляется в качестве особой разновидности медиатекста, являющего одновременно и предметом изучения, и обучающим средством.
Резюмируя содержание доклада, можно сделать вывод, что буктрейлер как новая форма работы с учащимися, является достаточно эффективной по созданию условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.
Литература и источники:
1. Бабкина М.В., Баранова Е.А. Формирование познавательных, регулятивных коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2016. № 5–6(109). С. 7–9.
2. Банина Т.В. Буктрейлер: смотреть нельзя читать // Образование: ребенок и ученик.
2015. № 2, С. 24.
3. Волкова Н.В. Буктрейлер как «визуальное эссе» в контексте формирования читательского интереса // культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 209–213.
4. Колодина Н.А. Использование ИКТ на уроках литературы… // Образование. Наука. Карьера: Сборник тезисов региональной научно-практической конференции проектных и исследовательских работ. М.: Перо, 2016. С. 89–91.
5. Мохунь О.А. Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников // Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации: Сборник материалов III Всероссийской научно-методической конференции. 2016. № 76–80.
3