СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буктрейлер Поваровой Лизы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это своего рода реклама, пропагандирующая чтение воинских повестей.

Просмотр содержимого документа
«Буктрейлер Поваровой Лизы»



Приложение II

Конкурс знатоков древнерусской литературы

Возрастная категория: для учеников шестых классов.

Цель: формирование и дальнейшее поддержание интереса к историческому прошлому своей страны; расширение кругозора; развитие памяти, образного и логического мышления, творческих, познавательных, интеллектуальных и коммуникативных способностей, эрудиции; воспитание любви к древнерусской литературе.

Оборудование: репродукция картины художника В.В. Васнецова «Нестор-летописец; 10 кружочков красного цвета, вырезанных из цветной бумаги или картона, 5 см диаметром; 10 кружочков синего цвета точно таких же размеров; 10 кружочков зелёного цвета, обладающих аналогичными размерами; 2 стандартных листа белой бумаги; 2 шариковые ручки.

План

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Основной этап.

  3. «Юные летописцы»

  4. Заключительное слово учителя

  5. Подведение итогов конкурса.

Ход

Класс делится на две команды. Учитель играет роль ведущего. Он обязан на протяжении всего конкурса оценивать выступления учащихся по пятибалльной системе, кратко рецензируя и анализируя их.

Можно выбрать независимое жюри от 3 до 5 человек, члены которого будут помогать учителю в оценивании и рецензировании ответов и выступлений своих одноклассников. За каждый правильный ответ участник любой из команд получает кружочек, вырезанный из бумаги и картона красного цвета, за ответ, оцененный в 5 баллов, зелёный кружочек – за ответ, оцениваемый в 4 балла, и синий кружочек – за 3 балла. Они необходимы для получения яркой, наглядной и образной картинки при подсчёте и суммировании выбранных баллов в процессе конкурса, на этапах подведения итогов.

В случае неверно данного ответа возможность отвечать автоматически переходит к противоположной команде соперников. Если же и им заданный учителем-ведущим вопрос окажется не по силам, то есть они будут испытывать существенные затруднения при ответе на него, тогда учитель обращается с ним же к членам «независимого жюри», которые, посовещавшись между собой в течение нескольких минут, отвечают на него. Если же и они не смогут дать исчерпывающего ответа на поставленный вопрос, тогда учитель отвечает на него сам, а все остальные участники конкурса внимательно его слушают.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня вам предоставляется возможность отчётливо увидеть, кто ответственно изучал новый материал по данному разделу, качественно выполнял все домашние задания по разделу: «Древнерусская литература».

  1. Основной этап.

Он представляет собой традиционный этап для любого конкурса и заключается в системе вопросов учителя, развивающих у школьников не только сообразительность, смекалку, эрудицию, но и память, познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности, и ответов учащихся. Задача участников данного конкурса заключается в том, чтобы как можно быстрее, правильнее и точнее ответить на задаваемые учителем вопросы:

  1. Учитель задаёт вопрос первой команде участников конкурса:

  • Какой город считался раньше столицей государства под названием Древняя Русь?

Ответ: город Киев являлся раньше столицей Древней Руси.

  1. Учитель задаёт следующий вопрос команде соперников:

  • На берегу какой реки располагался город Киев?

Ответ: город Киев раскинулся на берегу реки Днепр.

  1. Учитель задаёт вопрос первой команде участников конкурса:

  • Кто из древнерусских князей сделал город Киев культурным центром Древнерусского государства?

Ответ: князь Ярослав Мудрый сделал город Киев культурным центром Древнерусского государства.

  1. Учитель задаёт следующий вопрос команде соперников:

  • Кто именно и в каком месте составил первую по счёту историю Древней Руси?

Ответ: монах по имени Нестор, живший в Киево-Печерском монастыре, составил первую летопись, содержащую в себе историю Древнерусского государства.

  1. Учитель задаёт вопрос первой команде участников конкурса:

  • Когда происходит действие «Сказания о Кожемяке»? Во время правления какого князя?

Ответ: действие «Сказания о Кожемяке» разворачивается в 992 г., во время правления князя Владимира.

  1. Учитель задаёт следующий вопрос команде соперников:

  • Почему юношу в данной легенде прозвали Кожемякой?

Ответ: этого молодого юношу среднего роста прозвали Кожемякой, потому что он занимался тем, что мял кожу, а однажды, рассердившись, даже разорвал её голыми руками.

  1. Учитель задаёт вопрос первой команде участников конкурса:

  • Какой город основал князь Владимир на том месте, где происходило сражение Кожемяки и печенежского воина?

Ответ: князь Владимир основал на том месте город под названием Переяславль.

  1. Учитель задаёт следующий вопрос команде соперников:

  • Как называлась река, на берегу которой был построен город Переяславль?

Ответ: река называлась Трубеж.

  1. Учитель задаёт вопрос первой команде участников конкурса:

  • Когда и где происходило действие в «Повести о белгородском киселе»?

Ответ: действие в «Повести о белгородском киселе» происходило в 997 г., в городе Белгороде.

  1. Учитель задаёт следующий вопрос команде соперников:

  • Какие продукты питания по совету одного из старцев собрали мирные жители города Белгорода, чтобы поместить их в первый по счёту колодец? Для чего это было необходимо?

Ответ: мирные жители города Белгорода собрали по одной горсти овса, отрубей или пшеницы для того, чтобы женщины приготовили из них специальную болтушку, из которой обычно варят кисель.

  1. Учитель задаёт вопрос первой команде участников конкурса:

  • Какой из продуктов питания, опять же по совету старца, поместили в другой, вырытый рядом с первым колодец?

Ответ: в другой колодец поставили кадку с налитым в неё разбавленным мёдом.

  1. Учитель задаёт следующий вопрос команде соперников:

  • Какие качества древнерусского народа проявляются в обоих этих воинских повестях, при помощи которых им удалось безоговорочно победить и обезоружить своих врагов – печенегов?

Ответ: действие «Сказании о Кожемяке» подчёркивается смелость, храбрость, богатырская сила древнерусского народа, а в «Повести о белгородском киселе» - его хитрость, находчивость и смекалка.

Слово учителя: правильно, эти воинские повести прекраснейшим образом не только показывают, но и ещё раз особенно наглядно доказывают нам и всем читателям, что победить своих противников, соперников, обезвредить и обезоружить собственных врагов можно не только посредством силы, но и при помощи хитрости, хотя результат может быть тем же самым.

Далее учитель подводит итоги первого этапа, суммируя набранные участниками баллы за правильно данные ответы. Затем он объявляет количество набранных каждой командой в отдельности очков, называя их количество.

  1. «Юные летописцы»

Каждая команда должна написать в течение 15 минут свою летопись, рассказывающую о любом историческом событии древнейшей, новой или новейшей истории, выбранном ими произвольно, с учётом их желания. Участникам разрешено совещаться только внутри своей команды, однако запрещается советоваться, переговариваться и делиться какой-либо информацией с командой соперников. Таким образом, должно получиться два абсолютно разных текста летописей.

Затем учитель засекает время, школьники начинают работать над своим заданием. Учитель-ведущий контролирует и внимательно следит за процессом.

Слушают выступления каждого из участников, после чего кратко анализируют и рецензируют их, высказывая каждый своё собственное мнение о сочинении и о проделанной работе. Потом каждой команде вручается кружочек, цвет которого соответствует полученному количеству баллов.

  1. Заключительное слово учителя

Сейчас мы с вами подведём итоги конкурса знатоков. Выявим победившую и проигравшую команды. Тем самым в результате увидим, кто из вас лучше знает древнерусскую литературу. Надеюсь, благодаря нашему конкурсу вы ещё в большей степени заинтересовались ею, и у вас появилось желание продолжить знакомство с ней.

  1. Подведение итогов конкурса.

По окончании конкурсных заданий учитель собирает разноцветные кружочки, набранные каждой командой в отдельности. Затем, учитывая их количество, суммирует баллы, набранные участниками. Полученные результаты сравнивает между собой и на основании этих данных выявляет победившую команду, то есть ту, которая набрала по итогам конкурса наибольшее количество очков.