СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ. 4 класс»

Тема: Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ.

Тип урока : открытие новых знаний 

Цели:

1. знакомство с новой орфограммой

2. формирование умения писать буквы Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ .

3. обобщение знаний по теме разносклоняемые имена существительные

4. воспитание интереса к урокам русского языка

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, записи на доске, презентация, плакат с изображением дерева 

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Желаю всем хорошего настроения, успехов на уроке!

2.Актуализация прежних знаний.

Вставьте пропущенные буквы - Сл.1

Большого (пламени) не задуешь.

От худого (семени) не жди доброго (племени).

Потерянного (времени) не воротишь.

-Ребята, что за слова вставили?(разносклоняемые имена сущ.)

-Какие ещё разносклоняемые сущ. знаете? (Бремя, время, стремя, семя, темя, вымя, знамя, племя, пламя,имя, путь)-СЛ.2

-Что ещё вы знаете о разносклоняемых сущ? ( добавляется суффикс -ен-, ён (мн.ч))

3.Тема урока- Сл.3

- Как вы думаете какова тема нашего урока? (Буква е в суффиксе ен сущ на мя)

Сформулируем цели урока!!!

-знакомство с новой орфограммой, повторение разносклоняемых сущ, формирование умения работать с орфограммой.

4. Работа с учебником – стр. 89 п.38

6. Работа по карточкам

Задание №1:  с разносклоняемыми существительными, выделите орфограмму, определите падеж.

(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Задание № 3: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):Слайд 6

1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.

Проговариваем устно

  1. Времени было в обрез

  2. Сколько времени прошло?

  3. У тебя нет времени поговорить.

  4. 2. Определите род имён существительных:

  5.  Автомобиль, берёза, солнце, колесо, дорога, мечта, мышь, самолёт, дом, семья, отчество.

  6. 3. Работа с сигнальными карточками (устно).

  7. -Определите склонение имён существительных.

  8. Госпиталь, мышь, мозоль, картофель, картошка, ясень, деталь, очередь, пустыня, простыня, рояль, тюль, яблоня.

Определите склонение и род предложенных имен существительных.

Окно, дверь, юноша, день, земля, сеть.



Ответ. Окно (2-е скл., ср.р.), дверь (3-е скл., ж.р.), юноша (1-е скл., м.р.), день (2-е скл., м.р.), земля (1-е скл., ж.р.), сеть (3-е скл., ж.р.).

Вставьте пропущенные буквы.

Сидел на пригорк_, куплю дочер_, вспомнил о мыш_, нет земл_, не бывал в филармони_, отдал долг стран_, почетную наград_ вручили Мари_ Ивановн_.



Ответ. Сидел на пригоркЕ, куплю дочерИ, вспомнил о мышИ, нет землИ, не бывал в филармониИ, отдал долг странЕ, почетную наградУ вручили МариИ ИвановнЕ.



  1. В стародавнее древнее ВРЕМЯ
    В шалашах без окон и дверей
    Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
    Первобытных людей-дикарей.

  2. Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,

  3. Как написать свою фамилию и ИМЯ,

  4. Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –

  5. Необразованное было это ПЛЕМЯ.

  6. Трудно было им жить в эти годы,

  7. Угнетало их БРЕМЯ забот,

  8. И страдали они от погоды

  9. Без плащей, без зонтов и без бот.



1. Мои родители сообщили мене о ценности знамени. 2. Я в будущем создам машину времени. 3. На уроке нам рассказывали об опасности пламени. 4.Из маленького семени вырастает большое дерево. 5. Мы своих домашних животных зовем по имени.

Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли.



1. Сколько время прошло?

2. И пусть под знамя науки союз наш крепнет и растёт.

3. С тех пор прошло немало время.

Ответ. 1. Сколько времени прошло? 2. И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растёт. 3. С тех пор прошло немало времени.

Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы.



    1. Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад….

    2. Мальчик пот…рял всякое представление о (время).

    3. Татьяна тр...п…тала при одном (имя) барыни.

    4. По в...черам меня мучает боль в (темя).

    5. Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря.

    6. С тех пор прошло немало (время).



Ответ. 1. Он освободил ногу из стремени и слез с лошади. 2. Мальчик потерял всякое представление о времени. 3. Татьяна трепетала при одном имени барыни. 4. По вечерам меня мучает боль в темени. 5. Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. 6. С тех пор прошло немало времени.



Всем спасибо за урок!!!