Тема: Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ.
Тип урока : открытие новых знаний
Цели:
1. знакомство с новой орфограммой
2. формирование умения писать буквы Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ .
3. обобщение знаний по теме разносклоняемые имена существительные
4. воспитание интереса к урокам русского языка
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, записи на доске, презентация, плакат с изображением дерева
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Желаю всем хорошего настроения, успехов на уроке!
2.Актуализация прежних знаний.
Вставьте пропущенные буквы - Сл.1
Большого (пламени) не задуешь.
От худого (семени) не жди доброго (племени).
Потерянного (времени) не воротишь.
-Ребята, что за слова вставили?(разносклоняемые имена сущ.)
-Какие ещё разносклоняемые сущ. знаете? (Бремя, время, стремя, семя, темя, вымя, знамя, племя, пламя,имя, путь)-СЛ.2
-Что ещё вы знаете о разносклоняемых сущ? ( добавляется суффикс -ен-, ён (мн.ч))
3.Тема урока- Сл.3
- Как вы думаете какова тема нашего урока? (Буква е в суффиксе ен сущ на мя)
Сформулируем цели урока!!!
-знакомство с новой орфограммой, повторение разносклоняемых сущ, формирование умения работать с орфограммой.
4. Работа с учебником – стр. 89 п.38
6. Работа по карточкам
Задание №1: с разносклоняемыми существительными, выделите орфограмму, определите падеж.
(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.
Задание № 3: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки):Слайд 6
1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.
Проговариваем устно
Времени было в обрез
Сколько времени прошло?
У тебя нет времени поговорить.
2. Определите род имён существительных:
Автомобиль, берёза, солнце, колесо, дорога, мечта, мышь, самолёт, дом, семья, отчество.
3. Работа с сигнальными карточками (устно).
-Определите склонение имён существительных.
Госпиталь, мышь, мозоль, картофель, картошка, ясень, деталь, очередь, пустыня, простыня, рояль, тюль, яблоня.
Определите склонение и род предложенных имен существительных.
Окно, дверь, юноша, день, земля, сеть.
Ответ. Окно (2-е скл., ср.р.), дверь (3-е скл., ж.р.), юноша (1-е скл., м.р.), день (2-е скл., м.р.), земля (1-е скл., ж.р.), сеть (3-е скл., ж.р.).
Вставьте пропущенные буквы.
Сидел на пригорк_, куплю дочер_, вспомнил о мыш_, нет земл_, не бывал в филармони_, отдал долг стран_, почетную наград_ вручили Мари_ Ивановн_.
Ответ. Сидел на пригоркЕ, куплю дочерИ, вспомнил о мышИ, нет землИ, не бывал в филармониИ, отдал долг странЕ, почетную наградУ вручили МариИ ИвановнЕ.
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
1. Мои родители сообщили мене о ценности знамени. 2. Я в будущем создам машину времени. 3. На уроке нам рассказывали об опасности пламени. 4.Из маленького семени вырастает большое дерево. 5. Мы своих домашних животных зовем по имени.
Методический комментарий для учащихся: Откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки). Объясните, почему эти ошибки возникли.
1. Сколько время прошло?
2. И пусть под знамя науки союз наш крепнет и растёт.
3. С тех пор прошло немало время.
Ответ. 1. Сколько времени прошло? 2. И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растёт. 3. С тех пор прошло немало времени.
Методический комментарий для учащихся: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, у существительных на -мя выделите суффиксы.
Он освободил ногу из (стремя) и слез с лошад….
Мальчик пот…рял всякое представление о (время).
Татьяна тр...п…тала при одном (имя) барыни.
По в...черам меня мучает боль в (темя).
Синим (пламя) пылают стаи туч… над бе…дной моря.
С тех пор прошло немало (время).
Ответ. 1. Он освободил ногу из стремени и слез с лошади. 2. Мальчик потерял всякое представление о времени. 3. Татьяна трепетала при одном имени барыни. 4. По вечерам меня мучает боль в темени. 5. Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. 6. С тех пор прошло немало времени.
Всем спасибо за урок!!!