СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквенные выражения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквенные выражения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»







Конструкт урока по математике

на тему: «Буквенные выражения»

УМК «Школа России», 2 класс





Выполнила: Хомутинина М. А.

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Группа: 410н

Преподаватель: Липатникова И. Г.





Екатеринбург

2023

Тема: «Буквенные выражения»

Тип урока: открытие нового знания

Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знаний о буквенных выражениях в процессе решения математических задач.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о составлении и нахождении значения буквенных выражений в процессе решения математических задач.

Задачи:

Обучающая:моделировать ситуации, раскрывающие смысл понятия «буквенные выражения», уметь правильно читать буквенные выражения, вычислять их значения,уметь подставлять конкретное число в заданное выражение.

в процессе решения математических задач.

Развивающая: развивать математическую речь, развивать умение осуществлять поиск информации и применять ее в конкретной ситуации, развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать интерес к умственному труду, как фактору важности математических знаний в повседневной жизни, воспитывать положительное отношение к предмету в ходе выполнения учебных задач, воспитывать ответственность, умение слушать и слышать, воспитывать аккуратность в рабочих тетрадях, интерес к изучению математике.

Предметные результаты – будут знать смысл понятия «буквенные выражения», будут уметь находить значения буквенных выражений, будут читать и записывать буквенные выражения, будут уметь подставлять конкретное число в заданное выражение.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивныепринимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Познавательные– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; понимать простейшие модели; выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем; применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, обобщение;представлять текстовую задачу, её решение в виде модели в соответствии с предложенной учебной проблемой.

Коммуникативные – конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; комментировать процесс вычисления, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида – рассуждение (при решении задачи).


Личностные – осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.


Оборудование: тетрадь, учебник, раздаточный материал.

Вид урока: комбинированный

Принципы: принцип деятельности, принцип комфортности, принцип целостного представления о мире.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Список литературы: учебник по математике 2го класса, 1 часть, УМК "Школа России" (Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В).













Конспект урока


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Добрый день! Меня зовут Мария Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, пенал, линейка, раздаточный материал, тетрадь, дневник.



- Какие выражения вы уже умеете вычислять?

- Почему они называются числовые выражения?


-Какие действия с числовыми выражениями, вы уже умеете выполнять?


- Молодцы! Знания данного материала помогут вам на уроке.









Приветствуют учителя и друг друга.


Проверяют готовность к уроку.



- Мы умеем вычислять числовые выражения.

- Потому что в таких выражениях мы используем числа.

- Мы умеем выполнять такие арифметические действия, как сложение и вычитание.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные – строят предложения относительно заданного набора объектов; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывают свое мнение.

Личностные результаты обучения:осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Какие вы знаете компоненты вычитания?





-Какие есть компоненты сложения?





-Верно. Что значит увеличить на…?







-Что значит уменьшить на…?







- Итак, ребята, откройте свои тетрадочки отступите 4 клеточки вниз и 10 клеточек справа. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Сейчас мы с вами выполним математический диктант, вы должны записать только ответ, пишите в столбик. Слушайте внимательно!

1. Чему равна сумма чисел 5 и 10?

2. Чему равна разность чисел 18 и 9?

3. Сложи число 5 три раза.

4. Сумму чисел 8 и 7 уменьши на 5

5. Разность чисел 20 и 8 уменьши на 4.

6. Разность чисел 14 и 7 увеличь на 8.

7. Увеличь 8 на 3.

8. Уменьши 15 на 2

9. На сколько 17 больше 10?

10. Я задумала число, увеличила его на 6. Получила 16. Какое число я задумала?



-Давайте проверим задание, по цепочке, начиная с первого ряда диктуйте ваши ответы?



















- Верно, поднимите руку у кого правильно записаны все ответы.

- Молодцы! Как назвать, одним словом, все эти выражения?

- Какие арифметические знаки используются при сложении и вычитании?








- Теперь, посмотрите на запись, которую я сейчас напишу на доске.

5+a.

- Вам знакома такая запись?

- Что вы можете сказать об этой записи?



- Если это сумма, значит будет эта запись являться математическим выражением?

- Чем отличаются такие два выражения (рядом пишу 5+3): 5+а и 5+3?

- Как назвать выражение 5+а?

- А можем ли мы найти значение выражения такого выражения?

- Возникло затруднение, что нужно сделать?

-А где возникло затруднение?



-Почему оно возникло?






-Используя слова: «Я не смог(ла) это сделать, потому что…», объясните, пожалуйста причину своего затруднения.









-Что нужно, чтобы выйти из ситуации затруднения?

- А что нам поможет выйти из ситуации затруднения?

- Вычитание состоит из уменьшаемого, вычитаемого и разности.

- Сложение состоит из первого слагаемого, второго слагаемого и суммы.

- Увеличить на значит прибавить к числу определенное количество единиц.

- Уменьшить на значит вычесть из числа определенное количество единиц.

Записывают число, классная работа и выполняют математический диктант.

































По цепочке проверяют ответы:

- 15.

- 9.

- 15.

- 10.

- 24.

- 15.

- 11.

- 13.

- На 7.

- 10.

Поднимают руку, у кого всё правильно выполнено.

- Числовые выражения.



- При сложении мы используем знак «+», который ставится между слагаемыми.

А при вычитании мы используем знак «-», который ставится между уменьшаемым и вычитаемым.

Ученики смотрят на запись.





- Нет.

- Можем сказать, что это сумма.

- Да.



- В первом выражении вместо числа буква.



Затрудняются ответить.



- Остановиться и подумать.

- Затруднение возникло в названии и нахождении таких выражений.

- Потому что мы не знаем, как называются выражения данного вида и какими знаниями пользоваться для того, чтобы найти значениеданного выражения.

- Я не смог это сделать, потому что я не знаю, что нам поможет при нахождении значения данного выражения.

- Я не смогла это сделать, потому что мы не проходили данную тему.

- Я не смог это сделать, потому что я не знаю, что значит эта буква в выражении.

- Узнать новое. Узнать больше о таких выражениях.

- Нам поможет учебник. Нам помогут знания учителя.

Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «числовые выражения», умеют находить значения числовых выражений.

Метапредметные результаты:

Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы.

Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаться; признают свои ошибки.

Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

3. Действие целеполагание

- Давайте откроем учебники на странице 76. Поставьте пальчики, где написана тема сегодняшнего урока и прочитайте тему жужжащим чтением.

- Теперь давайте поставим свои цели перед собой, но сначала нам надо их расставить по порядку.








-Молодцы!





- Буквенные выражения. Читают жужжащим чтением.


1) Я узнаю, что такое буквенные выражения.

2) Я узнаю, как читать буквенные выражения.

3) Я узнаю, как записывать буквенные выражения.

4) Я узнаю, как находить значение буквенных выражений.

Метапредметные результаты:

Регулятивные– по названию темы формулируют цель, принимают учебную задачу и сохраняют её на протяжении всего урока; планируют деятельность. 

Познавательные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, делают выводы.

Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение.

Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

-Ребята, давайте поработаем с иллюстрацией на странице 76.

Для того, чтобы решить выражение, нужно в окошко подставить карточку, которую несет, к примеру, ежик, у нас получится выражение 2+5, теперь нам осталось только вычислить значение получившегося числового выражения. Каким будет ответ?

- Ну, а сейчас, давайте в окошечко подставим карточку, которую несет зайчик. Какое выражение получится? Найдите значение данного выражения.

- Теперь, давайте подставим карточку, которую несет белочка. Какое выражение получилось?Найдите значение числового выражения.

- Давайте в окошко подставим карточку, которую несет лисичка. Какое выражение у вас получилось? Найдите значение числового выражения.

- Молодцы, а теперь посмотрите на следующую мою запись (пишу на доске 7- ).

У вас в учебниках сбоку на странице изображены птицы. Давайте попробуем подставить в окошко карточки, которые несут птички.

- Какое выражение получится, если в окошко подставить карточку, которую несет сорока. Найдите значение выражения.

- Теперь подставьте карточку, которую несет ворона. Какое выражение получится? Найдите значение выражения.

- Так, а если подставить в окошко карточку, которую несет воробей, какое выражение получится?

- Сможем его вычислить?









- А если мы подставим карточку, которую несет синичка, сможем найти значение выражения?



- Молодцы!Сейчас давайте прочитаем правило на стр. 76 внизу. Прочитайте жужжащим чтением.

-Скажите, какие буквы записывают в математике вместо окошек?

-Как называются выражения, которые содержат не только числа, но и буквы?





- Какую цель мы достигли?





- А теперь в парах, расскажите соседу правило.

- Кто желает рассказать правило для всего класса?







- Молодцы! Посмотрите на следующую стр. 77 сверху есть продолжение данного правила.

Сейчас мы его с вами разберём.

Выражение, которое вы видите читают так: 8 плюс дэ. Следующее выражение, которое вы видите читают так: цэ минус 5.

- Откройте стр. 96, сбоку на странице вы видите, как читаются другие латинские буквы. Я также вам распечатала отдельные карточки, чтобы они у вас сохранились. Сейчас я буду читать буквы, а вы повторяйте за мной.

- С помощью латинского алфавита, прочитайте следующие буквенные выражения, которые я пишу на доске: k+7, d-4, p+9.

- Какую цель мы достигли?



- Сейчас придумайте свои буквенные выражения и запишите их в тетрадь.

Попрошу 3х человек выйти к доске и показать, какие вы придумали буквенные выражения.



- Что мы используем при записи таких выражений?



- Какую цель мы достигли?



- Откройте обратно стр. 77, вернемся к правилу. Что написано в 3 абзаце?





- Объясняю, как нужно вычислять значение, а вы слушайте меня внимательно.

Читаю выражение: сумма k и 7. Записываю на доске, а вы в тетради. Обратите внимание на запись, мы через запятую после записи буквенного выражения пишем слово «если». Если k =10, то подставим вместо k – 10, получим выражение: 10 + 7, найдем значение данного выражения: 10+7=17.

- Кто желает объяснить вычисление буквенного выражения, если k=7.








- Теперь прочитайте второе буквенное выражение.

- Кто желает объяснить вычисление буквенного выражения, если k=10.





- Кто желает объяснить вычисление буквенного выражения, если k=10.





- Какую цель мы достигли?



- Молодцы!

Находят картинку и работают по ней.






















- 2+5=7.




- 2+3=5.





- 2+4=6.



- 2+6=8.

Смотрят на доску.



Смотрят в учебник.

















- 7-2=5.



- 7-7=0

- 7-8.


- Нет, не сможем, потому что вычитаемое больше уменьшаемого / уменьшаемое меньше вычитаемого.


- Нет, не сможем у нас получится выражение: 7-9, здесь тоже вычитаемое больше уменьшаемого.

Читают правило вполголоса.







-Вместо окошек в математике часто записывают маленькие латинские буквы.

- Такие выражения называются буквенными.

- Мы достигли первую цель, узнали, что такое буквенные выражения.

Рассказывают правило друг другу.

- Один из учеников отвечает:

Выражения, содержащие не только числа, но и буквы, называют буквенными.



Открывают стр.77 смотрят на продолжение правила, слушают учителя.










Открывают стр. 96.




Повторяют буквы за учителем.













- ка плюс 7, дэ минус 4, пэ плюс 9.


- Мы узнали, как читать буквенные выражения.

Придумывают свои буквенные выражения. Некоторые ученики показывают свои записи на доске.

- Мы используем латинские буквы, числа и арифметические действия.

- Мы узнали, как записывать буквенные выражения.

- В 3м абзаце написано: прочитай выражение k+7 и k-7 и найди их значения, если k=10, k=7.

Слушают объяснение. Записывают выражение в тетрадь.







- Один из учеников отвечает: сумма k и 7. Если k =7, то подставим вместо k – 7, получим выражение: 7 + 7, найдем значение данного выражения: 7+7=14.

- ка минус 7.


- Один из учеников отвечает: разность k и 7. Если k =10, то подставим вместо k – 10, получим выражение: 10 - 7, найдем значение данного выражения: 10-7=3.

- Один из учеников отвечает: разность k и 7. Если k =7, то подставим вместо k – 7, получим выражение: 7 - 7, найдем значение данного выражения: 7-7=0.

- Мы узнали, как находит значение буквенных выражений.

Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «буквенные выражения», умеют находить значения буквенных выражений, читают и записывают буквенные выражения, умеют подставлять конкретное число в заданное выражение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её, кодировать и раскодировать информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулируют проблемы.

Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаются; признают свои ошибки.

Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.


Физкультминутка

Кинь, кинь, перекинь

Давай вместе побежим

Через воду и огонь —

Не догонит нас и конь.

Один, два - догоняй,

Ну, попробуй-ка, поймай!

Три два, один да четыре —

Всю пятерку изучили.

А теперь мы отдохнем

И опять считать начнем. 

Выполняют физкультминутку. Повторяют движения за учителем.

Личностные результаты: формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Ребята, давайте откроем с вами рабочие тетради на странице 52. И выполним задание № 27. (Имя), прочитай задание. Остальные внимательно слушайте.

- Что нам нужно сделать?


- Давайте с вами найдём значение первого выражения, но сначала правильно его прочитаем.

- Молодцы, чему у нас равно а?

- Верно, как мы найдём значения данных выражений?

- Кто желает объяснить вычисление первого буквенного выражения и показать на доске.







- А теперь попробуйте в парах выполнить второе выражение.

-Какое выражение вы записали?

-Какой ответ вы получили?

- Молодцы, а с какими выражениями сейчас поработали?

- Верно!

Ученик читает задание.








- Нам нужно найти значение выражений, если а=17.



-40 плюс а плюс 5 равно.

- а равно 17.

-Мы вместо буквы а подставим число 17.

- Один из учеников отвечает и выходит к доске, проговаривая вычисление: сумма 40, а и 5. Если а =17, то подставим вместо а – 17, получим выражение: 40+17+ 5, найдем значение данного выражения: 40+17+5=62.

Выполняют в парах.


- а-10+8=17-10+8

-15.

-С буквенными выражениями.






Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «буквенные выражения», умеют находить значения буквенных выражений, читают и записывают буквенные выражения, умеют подставлять конкретное число в заданное выражение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её, кодировать и раскодировать информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулируют проблемы.

Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаются; признают свои ошибки.

Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.


6.Самостоятельная работа

-А теперь, ребята, вам нужно немного поработать самостоятельно. Вам нужно выполнить задание, которое представлено у вас на карточках. Как вы думаете, что вам нужно сделать?

- Верно,после выполнения задания мы вместе проверим ответы. Начинаем выполнять, на это задание у вас 3 минуты, я позвоню в колокольчик, когда время выйдет и мы будем проверять. Пишем аккуратно, разборчивым почерком.


-Теперь, проверьтесвоё задание с эталоном, представленным на доске.


-Молодцы, всё верно, поставьте зелёный кружочек на полях, если у вас всё правильно, желтый – если допущена ошибка и красный, если задание сделано неверно.






- Нам нужно подставить значение дэ и заполнить таблицу, опираясь на пример.




Слушают учителя, выполняют задание самостоятельно.






Дети отмечают правильно выполненные задания, исправляют ошибки.


Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «буквенные выражения», умеют находить значения буквенных выражений, читают и записывают буквенные выражения, умеют подставлять конкретное число в заданное выражение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её, кодировать и раскодировать информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулируют проблемы.

Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаются; признают свои ошибки.

Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

8. Рефлексивно-оценочные действия


- Теперь, ребята, наш урок подходит к концу.


- Какие цели мы ставили на урок?









- Верно, что такое буквенные выражения?



-Верно, с помощью какого алфавита читают буквенные выражения?

- Верно, что нам нужно для того, чтобы найти значение таких выражений?

-Молодцы! Достигли ли мы цель поставленную на уроке?


- С помощью звёздочек-эмоций передайте ваше настроение на уроке.

Детям раздаю карточки с изображениями звёздочек.

- Красную звёздочку поднимают те дети, которым на уроке было трудно понять материал.

- Жёлтую звёздочку поднимают те дети, которые думают, что на уроке всё усвоили, но допустили некоторые ошибки

- Зелёную звёздочку поднимают те дети, которые думают, что урок был полезен, и они хорошо поработали.

- Молодцы, вы все активно работали на уроке. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться.



- Цели сегодняшнего урока были узнать, что такое буквенные выражения;

узнать, как читать буквенные выражения; узнать, как записывать буквенные выражения; узнать, как находить значение буквенных выражений.

- Выражения, содержащие не только числа, но и буквы, называют буквенными.

- При помощи латинского алфавита.

- Значения (числа), которые заменяют букву.

- Да.



- Да.



С помощью звёздочек передают своё настроение на уроке, поднимают их.

Метапредметные результаты:Коммуникативныеразличают и используют математические знаки; строят предложения относительно заданного набора объектов; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога; признаютвозможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают свое мнение; строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

9. Инструктаж по домашней работе

- Запишите домашнее задание в дневник. Вам нужно придумать своё буквенное выражение, не забыть указать вместо буквы при каких значениях нужно его решить. На следующем уроке вы предложите решить ваше буквенное выражение своему соседу по парте. И задание на стр. 77 внизу под красной чертой, нужно будет найти значение выражений.

- Спасибо за урок, ребята!

Записывают домашнее задание в дневник и слушают инструктаж по нему.


Метапредметные результаты:

Познавательные выбор и планирование выполнения домашнего задания.




Скачать

© 2023, 284 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя