1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Добрый день! Меня зовут Мария Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, пенал, линейка, раздаточный материал, тетрадь, дневник. - Какие выражения вы уже умеете вычислять? - Почему они называются числовые выражения? -Какие действия с числовыми выражениями, вы уже умеете выполнять? - Молодцы! Знания данного материала помогут вам на уроке. | Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку. - Мы умеем вычислять числовые выражения. - Потому что в таких выражениях мы используем числа. - Мы умеем выполнять такие арифметические действия, как сложение и вычитание. | Метапредметные результаты: Коммуникативные – строят предложения относительно заданного набора объектов; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывают свое мнение. Личностные результаты обучения:осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Какие вы знаете компоненты вычитания? -Какие есть компоненты сложения? -Верно. Что значит увеличить на…? -Что значит уменьшить на…? - Итак, ребята, откройте свои тетрадочки отступите 4 клеточки вниз и 10 клеточек справа. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Сейчас мы с вами выполним математический диктант, вы должны записать только ответ, пишите в столбик. Слушайте внимательно! 1. Чему равна сумма чисел 5 и 10? 2. Чему равна разность чисел 18 и 9? 3. Сложи число 5 три раза. 4. Сумму чисел 8 и 7 уменьши на 5 5. Разность чисел 20 и 8 уменьши на 4. 6. Разность чисел 14 и 7 увеличь на 8. 7. Увеличь 8 на 3. 8. Уменьши 15 на 2 9. На сколько 17 больше 10? 10. Я задумала число, увеличила его на 6. Получила 16. Какое число я задумала? -Давайте проверим задание, по цепочке, начиная с первого ряда диктуйте ваши ответы? - Верно, поднимите руку у кого правильно записаны все ответы. - Молодцы! Как назвать, одним словом, все эти выражения? - Какие арифметические знаки используются при сложении и вычитании? - Теперь, посмотрите на запись, которую я сейчас напишу на доске. 5+a. - Вам знакома такая запись? - Что вы можете сказать об этой записи? - Если это сумма, значит будет эта запись являться математическим выражением? - Чем отличаются такие два выражения (рядом пишу 5+3): 5+а и 5+3? - Как назвать выражение 5+а? - А можем ли мы найти значение выражения такого выражения? - Возникло затруднение, что нужно сделать? -А где возникло затруднение? -Почему оно возникло? -Используя слова: «Я не смог(ла) это сделать, потому что…», объясните, пожалуйста причину своего затруднения. -Что нужно, чтобы выйти из ситуации затруднения? - А что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | - Вычитание состоит из уменьшаемого, вычитаемого и разности. - Сложение состоит из первого слагаемого, второго слагаемого и суммы. - Увеличить на значит прибавить к числу определенное количество единиц. - Уменьшить на значит вычесть из числа определенное количество единиц. Записывают число, классная работа и выполняют математический диктант. По цепочке проверяют ответы: - 15. - 9. - 15. - 10. - 24. - 15. - 11. - 13. - На 7. - 10. Поднимают руку, у кого всё правильно выполнено. - Числовые выражения. - При сложении мы используем знак «+», который ставится между слагаемыми. А при вычитании мы используем знак «-», который ставится между уменьшаемым и вычитаемым. Ученики смотрят на запись. - Нет. - Можем сказать, что это сумма. - Да. - В первом выражении вместо числа буква. Затрудняются ответить. - Остановиться и подумать. - Затруднение возникло в названии и нахождении таких выражений. - Потому что мы не знаем, как называются выражения данного вида и какими знаниями пользоваться для того, чтобы найти значениеданного выражения. - Я не смог это сделать, потому что я не знаю, что нам поможет при нахождении значения данного выражения. - Я не смогла это сделать, потому что мы не проходили данную тему. - Я не смог это сделать, потому что я не знаю, что значит эта буква в выражении. - Узнать новое. Узнать больше о таких выражениях. - Нам поможет учебник. Нам помогут знания учителя. | Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «числовые выражения», умеют находить значения числовых выражений. Метапредметные результаты: Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы. Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаться; признают свои ошибки. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения | -Ребята, давайте поработаем с иллюстрацией на странице 76. Для того, чтобы решить выражение, нужно в окошко подставить карточку, которую несет, к примеру, ежик, у нас получится выражение 2+5, теперь нам осталось только вычислить значение получившегося числового выражения. Каким будет ответ? - Ну, а сейчас, давайте в окошечко подставим карточку, которую несет зайчик. Какое выражение получится? Найдите значение данного выражения. - Теперь, давайте подставим карточку, которую несет белочка. Какое выражение получилось?Найдите значение числового выражения. - Давайте в окошко подставим карточку, которую несет лисичка. Какое выражение у вас получилось? Найдите значение числового выражения. - Молодцы, а теперь посмотрите на следующую мою запись (пишу на доске 7- ). У вас в учебниках сбоку на странице изображены птицы. Давайте попробуем подставить в окошко карточки, которые несут птички. - Какое выражение получится, если в окошко подставить карточку, которую несет сорока. Найдите значение выражения. - Теперь подставьте карточку, которую несет ворона. Какое выражение получится? Найдите значение выражения. - Так, а если подставить в окошко карточку, которую несет воробей, какое выражение получится? - Сможем его вычислить? - А если мы подставим карточку, которую несет синичка, сможем найти значение выражения? - Молодцы!Сейчас давайте прочитаем правило на стр. 76 внизу. Прочитайте жужжащим чтением. -Скажите, какие буквы записывают в математике вместо окошек? -Как называются выражения, которые содержат не только числа, но и буквы? - Какую цель мы достигли? - А теперь в парах, расскажите соседу правило. - Кто желает рассказать правило для всего класса? - Молодцы! Посмотрите на следующую стр. 77 сверху есть продолжение данного правила. Сейчас мы его с вами разберём. Выражение, которое вы видите читают так: 8 плюс дэ. Следующее выражение, которое вы видите читают так: цэ минус 5. - Откройте стр. 96, сбоку на странице вы видите, как читаются другие латинские буквы. Я также вам распечатала отдельные карточки, чтобы они у вас сохранились. Сейчас я буду читать буквы, а вы повторяйте за мной. - С помощью латинского алфавита, прочитайте следующие буквенные выражения, которые я пишу на доске: k+7, d-4, p+9. - Какую цель мы достигли? - Сейчас придумайте свои буквенные выражения и запишите их в тетрадь. Попрошу 3х человек выйти к доске и показать, какие вы придумали буквенные выражения. - Что мы используем при записи таких выражений? - Какую цель мы достигли? - Откройте обратно стр. 77, вернемся к правилу. Что написано в 3 абзаце? - Объясняю, как нужно вычислять значение, а вы слушайте меня внимательно. Читаю выражение: сумма k и 7. Записываю на доске, а вы в тетради. Обратите внимание на запись, мы через запятую после записи буквенного выражения пишем слово «если». Если k =10, то подставим вместо k – 10, получим выражение: 10 + 7, найдем значение данного выражения: 10+7=17. - Кто желает объяснить вычисление буквенного выражения, если k=7. - Теперь прочитайте второе буквенное выражение. - Кто желает объяснить вычисление буквенного выражения, если k=10. - Кто желает объяснить вычисление буквенного выражения, если k=10. - Какую цель мы достигли? - Молодцы! | Находят картинку и работают по ней. - 2+5=7. - 2+3=5. - 2+4=6. - 2+6=8. Смотрят на доску. Смотрят в учебник. - 7-2=5. - 7-7=0 - 7-8. - Нет, не сможем, потому что вычитаемое больше уменьшаемого / уменьшаемое меньше вычитаемого. - Нет, не сможем у нас получится выражение: 7-9, здесь тоже вычитаемое больше уменьшаемого. Читают правило вполголоса. -Вместо окошек в математике часто записывают маленькие латинские буквы. - Такие выражения называются буквенными. - Мы достигли первую цель, узнали, что такое буквенные выражения. Рассказывают правило друг другу. - Один из учеников отвечает: Выражения, содержащие не только числа, но и буквы, называют буквенными. Открывают стр.77 смотрят на продолжение правила, слушают учителя. Открывают стр. 96. Повторяют буквы за учителем. - ка плюс 7, дэ минус 4, пэ плюс 9. - Мы узнали, как читать буквенные выражения. Придумывают свои буквенные выражения. Некоторые ученики показывают свои записи на доске. - Мы используем латинские буквы, числа и арифметические действия. - Мы узнали, как записывать буквенные выражения. - В 3м абзаце написано: прочитай выражение k+7 и k-7 и найди их значения, если k=10, k=7. Слушают объяснение. Записывают выражение в тетрадь. - Один из учеников отвечает: сумма k и 7. Если k =7, то подставим вместо k – 7, получим выражение: 7 + 7, найдем значение данного выражения: 7+7=14. - ка минус 7. - Один из учеников отвечает: разность k и 7. Если k =10, то подставим вместо k – 10, получим выражение: 10 - 7, найдем значение данного выражения: 10-7=3. - Один из учеников отвечает: разность k и 7. Если k =7, то подставим вместо k – 7, получим выражение: 7 - 7, найдем значение данного выражения: 7-7=0. - Мы узнали, как находит значение буквенных выражений. | Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «буквенные выражения», умеют находить значения буквенных выражений, читают и записывают буквенные выражения, умеют подставлять конкретное число в заданное выражение. Метапредметные результаты: Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её, кодировать и раскодировать информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулируют проблемы. Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаются; признают свои ошибки. Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Ребята, давайте откроем с вами рабочие тетради на странице 52. И выполним задание № 27. (Имя), прочитай задание. Остальные внимательно слушайте. - Что нам нужно сделать? - Давайте с вами найдём значение первого выражения, но сначала правильно его прочитаем. - Молодцы, чему у нас равно а? - Верно, как мы найдём значения данных выражений? - Кто желает объяснить вычисление первого буквенного выражения и показать на доске. - А теперь попробуйте в парах выполнить второе выражение. -Какое выражение вы записали? -Какой ответ вы получили? - Молодцы, а с какими выражениями сейчас поработали? - Верно! | Ученик читает задание. - Нам нужно найти значение выражений, если а=17. -40 плюс а плюс 5 равно. - а равно 17. -Мы вместо буквы а подставим число 17. - Один из учеников отвечает и выходит к доске, проговаривая вычисление: сумма 40, а и 5. Если а =17, то подставим вместо а – 17, получим выражение: 40+17+ 5, найдем значение данного выражения: 40+17+5=62. Выполняют в парах. - а-10+8=17-10+8 -15. -С буквенными выражениями. | Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «буквенные выражения», умеют находить значения буквенных выражений, читают и записывают буквенные выражения, умеют подставлять конкретное число в заданное выражение. Метапредметные результаты: Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её, кодировать и раскодировать информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулируют проблемы. Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаются; признают свои ошибки. Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |
6.Самостоятельная работа | -А теперь, ребята, вам нужно немного поработать самостоятельно. Вам нужно выполнить задание, которое представлено у вас на карточках. Как вы думаете, что вам нужно сделать? - Верно,после выполнения задания мы вместе проверим ответы. Начинаем выполнять, на это задание у вас 3 минуты, я позвоню в колокольчик, когда время выйдет и мы будем проверять. Пишем аккуратно, разборчивым почерком. -Теперь, проверьтесвоё задание с эталоном, представленным на доске. -Молодцы, всё верно, поставьте зелёный кружочек на полях, если у вас всё правильно, желтый – если допущена ошибка и красный, если задание сделано неверно. | - Нам нужно подставить значение дэ и заполнить таблицу, опираясь на пример. Слушают учителя, выполняют задание самостоятельно. Дети отмечают правильно выполненные задания, исправляют ошибки. | Предметные результаты обучения:знают смысл понятия «буквенные выражения», умеют находить значения буквенных выражений, читают и записывают буквенные выражения, умеют подставлять конкретное число в заданное выражение. Метапредметные результаты: Регулятивные – умеют планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводят сравнение и осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делают выводы, понимают простейшие модели; определяют закономерность и продолжают её, кодировать и раскодировать информацию; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулируют проблемы. Коммуникативные – включаются в диалог, в коллективное обсуждение; проявляют инициативу и активность, проявляют стремление ладить с собеседниками, не демонстрируют превосходство над другими, вежливо общаются; признают свои ошибки. Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |
8. Рефлексивно-оценочные действия | - Теперь, ребята, наш урок подходит к концу. - Какие цели мы ставили на урок? - Верно, что такое буквенные выражения? -Верно, с помощью какого алфавита читают буквенные выражения? - Верно, что нам нужно для того, чтобы найти значение таких выражений? -Молодцы! Достигли ли мы цель поставленную на уроке? - С помощью звёздочек-эмоций передайте ваше настроение на уроке. Детям раздаю карточки с изображениями звёздочек. - Красную звёздочку поднимают те дети, которым на уроке было трудно понять материал. - Жёлтую звёздочку поднимают те дети, которые думают, что на уроке всё усвоили, но допустили некоторые ошибки - Зелёную звёздочку поднимают те дети, которые думают, что урок был полезен, и они хорошо поработали. - Молодцы, вы все активно работали на уроке. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться. | - Цели сегодняшнего урока были узнать, что такое буквенные выражения; узнать, как читать буквенные выражения; узнать, как записывать буквенные выражения; узнать, как находить значение буквенных выражений. - Выражения, содержащие не только числа, но и буквы, называют буквенными. - При помощи латинского алфавита. - Значения (числа), которые заменяют букву. - Да. - Да. С помощью звёздочек передают своё настроение на уроке, поднимают их. | Метапредметные результаты:Коммуникативные – различают и используют математические знаки; строят предложения относительно заданного набора объектов; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога; признаютвозможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывают свое мнение; строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Личностные результаты обучения: осознают необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; для развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. |