СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы А и О в корне -ЗАР-/_ЗОР_.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту и приложения (дополнительный материал ), который послужит для лучшего усвоения изучаемой орфограммы. 

Просмотр содержимого документа
«Буквы А и О в корне -ЗАР-/_ЗОР_.»

БУКВЫ О И А В КОРНЯХ -ЗАР- – -ЗОР- .

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для знакомства обучающихся с группой слов, в корнях которых происходит чередование –о-, -а-; способствовать формированию умений осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать его в ходе действий по применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы; совершенствовать орфографические навыки; способствовать развитию навыков работы с учебником и справочной литературой

Планируемые результаты

Предметные: умеют правильно писать слова с изученной орфограммой; имеют представление о русском языке как языке русского о народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: слова для слухового диктанта, тест.






Структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые навыки

I. Мотивация к учебной деятельности.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать На уроке только (дети хором) ПЯТЬ.


Запишем дату урока, классная работа.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

Положительно относятся к познавательной деятельности.

Осознают учебно-познавательную задачу.

Планируют необходимые действия.

II. Постановка учебной задачи

– На острове Орфография есть город Кореньград – столица этого острова. Сегодня в нем нас ожидает в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Но стражи города – Ударения – не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим лингвистическую задачу.

Перед вами, слова: гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. «Разведите» эти слова по их родовым гнездам. Значение одного – «пылать», другого – «возвышаться».


– Проверим задание.




– Вспомните правила, которым подчиняется правописание гласных в корнях этих слов.

– Сегодня мы изучим еще одно правило правописания
корней с чередованием. Прежде чем мы начнем изучать новое правило, вспомните, пожалуйста, от чего может зависеть написание чередующей гласной в корне слова?

- Вставьте пропущенные буквы: з.ря, з.ренька. Какое правило можно применить?

Внимательно слушают.

Выполняют задание.




Ответ:

Возвышаться

Пылать

гора, гористый, горный

гореть, загар, угарный

Под руководством учителя приходят к выводу,
что слова первого столбика – это слова с проверяемой безударной гласной корня, а слова второго столбика – с чередующейся гласной. Вспоминают правило правописания корней

Отвечают на вопрос.

Ответ: написание чередующей гласной может зависеть от ударения, суффикса  после корня

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Владеют навыками работы со справочной литературой,

а также навыками

групповой работы.








Формулируют ответы на вопросы


Сформулируем тему урока, поставим

цель урока

Записывают тему урока, ставят цель урока.


III. Работа
по теме урока.

1. Работа с материалом учебника

А теперь рассмотрим таблицу на с. 108. Правильно ли мы сформулировали правило?

Выполняют задание. Принимают участие в обсуждении. Формулируют правило правописания корней


Графически записывают правило:

Если корни 

без ударения пиши а: заря, зарни́цы;

под ударением пиши, как слышишь: зо́ри

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Формулируют ответы на вопросы


Организует работу по выполнению упражнений 193, 195.

Проводит выборочную проверку тетрадей обучающихся, быстрее всех справившихся с заданием.

Оказывает консультационную помощь тем, кто в этом нуждается.


Выполняют задание, при необходимости задают вопросы учителю.

Предъявляют тетради на проверку.






2.Физминутка

Раз- подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Осознают необходимость заботы о здоровье.

3. Системати-зация и обоб-щение знаний

Слуховой диктант. (См. Приложение.)

– Выпишите из словосочетаний слова с изученной орфограммой. Выделите корни, поставьте ударение

Выполняют задания, при необходимости задают вопросы учителю

Владеют способами конструктивного взаимодействия,

а также навыками

групповой работы

4. Игра «Кто быстрее?»

– Мы хорошоо поработали сегодня. Давайте проведем

тест (См. Приложение.) Приготовьте сигнальные карточки. Кто знает ответ на вопрос, поднимает карточку

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Владеют навыками работы с наглядным материалом.

Формулируют ответы на вопросы

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить упражнение 192

Отвечают на вопросы.



Делают выводы и обобщения.


Принимают и сохраняют учебные задачи.

Оценивают свою работу на уроке.


Приложение.

Слуховой диктант

Вечерняя заря, лампочка перегорела, летние зори, молоко пригорело, зоренька ясная, багровое зарево, яркие зарницы, ни свет ни заря; летний загар, загорать на солнце, нагар на свечке.

Тест

1. На что нужно обращать внимание, когда пишешь слова с корнями

а) На значение.

б) На ударение

в)  На суффикс в слове.

2. Все ли слова относятся к данному правилу: озарить, зори, заря, зарегистрировать, зараза, зарядка, зоренька, зарезать, озарение, зарницы?

а)  Да. б)  Нет.

3. Все ли слова  написаны правильно: озарять, зорька, озаряя, зарничный, зоревать, зорюшка, озаривший, озарённый, озарённость, озорившийся?

а)  Да. б)  Нет.