СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Буквы А//О в корнях с чередованием зар/зор»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для обучающихся шестого класса нацелен на реализацио ФГОС

 

Карточка (одна на парту)

Повторяю, то что знаю

Диктант «Третье лишнее»

– Назовите лишнее слово в каждой группе, укажите, почему оно лишнее.

1) дог_реть, г_рчит, г_релка;

2) изл_гать, сл_жение, л_жный;

3) подг_ревший, г_ремыка, разг_раться;

4) р_са, выр_сти, подр_сший.

– Выпишите остальные слова, вставив нужную букву.

 

Определяю тему урока

Спиши, выделяя корень и расставляя ударения

зарево – зорька – заря

Формулирую правило

Выдели корень в словах 1-го и 2-го столбика. Поставь ударение.

Установи закономерность в написании букв а–о в корне -зар-

-зор-.

заря             зори

зарница       зорька

озарить        зарево

Сформулируй правило самостоятельно

Закрепляю полученные знания

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно и графически объясни выбор гласной в корне.

З_рька, з_рница, з_рничный, з_ревой, з_ренька, з_ревать, оз_рять, оз_риться, оз_рение, оз_рённость, з_ря.

 

Рифмовка

Под удареньем пишем гар,

Без ударенья – гор.

К примеру: загорел, загар.

Наоборот: зар–зор.

 

Просмотр содержимого документа
««Буквы А//О в корнях с чередованием зар/зор»»

Урок № 21

Тема: «Буквы А//О в корнях с чередованием зар/зор

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­зар­ – ­зор­, правильно писать слова с названной орфограммой.

Задачи: учить высказывать предположения, на основе наблюдений над языковым материалом, формулировать тему и цель урока, трансформировать информацию из одной формы в другую, осуществлять взаимопроверку.

Формируемые УУД:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Искать пути решения проблемы.

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Коммуникативные: Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.



ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент.

  1. Повторение

Диктант «Третье лишнее» (Работа по карточке)

– Назовите лишнее слово в каждой группе, укажите, почему оно лишнее.

– Выпишите остальные слова, вставив нужную букву.

1) дог_реть, г_рчит, г_релка;

2) изл_гать, сл_жение, л_жный;

3) подг_ревший, г_ремыка, разг_раться;

4) р_са, выр_сти, подр_сший.

Взаимопроверка.

  1. Определение темы и целей урока.

Прочитай слова. Являются ли они однокоренными? Докажи.

Какие гласные звуки могут произноситься в корне под ударением? а в безударном положении? Какими буквами они обозначаются? Сформулируй


зарево – зорька – заря (на карточке)


(Важно, чтобы ученики увидели уникальную для языка ситуацию, когда под ударением в однокоренных словах звуки обозначаются двумя разными буквами и соответственно возникает вопрос: а какую из букв выбрать, если положение звука будет безударным?)

Записываем тему урока

А теперь, опираясь на план урока, поставьте перед собой цели, которые вы будете сегодня на уроке реализовывать.

  1. Формулирование правила.

заря зори

зарница зорька

озарить зарево

Выдели корень в словах 1-го и 2-го столбика. Поставь ударение.

Установи закономерность в написании букв а–о в корне -зар-

-зор-.

Сформулируй правило самостоятельно и сравни с правилом в учебнике.

Давайте составим это правило схематически.

  1. Закрепление полученных знаний.

Упражнение 1

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно и графически

объясни выбор гласной в корне.

З_рька, з_рница, з_рничный, з_ревой, з_ренька, з_ревать,

оз_рять, оз_риться, оз_рение, оз_рённость, з_ря.

  1. Сопоставление нового правила с правилом правописания ­гар­ – ­гор­.

– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием ­гар­ – ­гор и ­зар­ – ­зор­? (Ударение.)

Запишите себе в тетрадь рифмовки­подсказки:

Под удареньем пишем гар,

Без ударенья – гор.

К примеру: загорел, загар.

Наоборот: зар–зор.

  1. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

  1. Домашнее задание: пар. 10,выучить рифмовку, упр. 73


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!