Урок № 21
Тема: «Буквы А//О в корнях с чередованием зар/зор
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне зар – зор, правильно писать слова с названной орфограммой.
Задачи: учить высказывать предположения, на основе наблюдений над языковым материалом, формулировать тему и цель урока, трансформировать информацию из одной формы в другую, осуществлять взаимопроверку.
Формируемые УУД:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Искать пути решения проблемы.
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
Коммуникативные: Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
ХОД УРОКА
Орг. Момент.
Повторение
Диктант «Третье лишнее» (Работа по карточке)
– Назовите лишнее слово в каждой группе, укажите, почему оно лишнее.
– Выпишите остальные слова, вставив нужную букву.
1) дог_реть, г_рчит, г_релка;
2) изл_гать, сл_жение, л_жный;
3) подг_ревший, г_ремыка, разг_раться;
4) р_са, выр_сти, подр_сший.
Взаимопроверка.
Определение темы и целей урока.
Прочитай слова. Являются ли они однокоренными? Докажи.
Какие гласные звуки могут произноситься в корне под ударением? а в безударном положении? Какими буквами они обозначаются? Сформулируй
зарево – зорька – заря (на карточке)
(Важно, чтобы ученики увидели уникальную для языка ситуацию, когда под ударением в однокоренных словах звуки обозначаются двумя разными буквами и соответственно возникает вопрос: а какую из букв выбрать, если положение звука будет безударным?)
Записываем тему урока
А теперь, опираясь на план урока, поставьте перед собой цели, которые вы будете сегодня на уроке реализовывать.
Формулирование правила.
заря зори
зарница зорька
озарить зарево
Выдели корень в словах 1-го и 2-го столбика. Поставь ударение.
Установи закономерность в написании букв а–о в корне -зар- –
-зор-.
Сформулируй правило самостоятельно и сравни с правилом в учебнике.
Давайте составим это правило схематически.
Закрепление полученных знаний.
Упражнение 1
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно и графически
объясни выбор гласной в корне.
З_рька, з_рница, з_рничный, з_ревой, з_ренька, з_ревать,
оз_рять, оз_риться, оз_рение, оз_рённость, з_ря.
Сопоставление нового правила с правилом правописания гар – гор.
– Какое общее условие для выбора букв в корнях с чередованием гар – гор и зар – зор? (Ударение.)
Запишите себе в тетрадь рифмовкиподсказки:
Под удареньем пишем гар,
Без ударенья – гор.
К примеру: загорел, загар.
Наоборот: зар–зор.
Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Домашнее задание: пар. 10,выучить рифмовку, упр. 73