Тема урока: Буквы Ъ и Ь знаки
Цели: Познакомить с буквами Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах. Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.
Оборудование: презентация, слоговая таблица, лента букв и звуков, буквосочетания, буквы (на карточках), карточки для звукового анализа слов.
Ход урока:
Организационный момент
1. Повторение ранее изученного материала
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все приглашены в волшебную страну. В этой стране есть дворец. А кто в нем живет, отгадайте загадку.
Живут во дворце
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
- А как же сам дворец называется? Отгадайте загадку.
Буквы - значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё (алфавит)
- Правильно, ребята, каждая буква в алфавите имеет свое место.
- А что обозначает каждая буква? Отгадайте загадку.
Его не видно.
В руки не взять,
Но зато слышно. (Звук)
- Каждая буква в алфавите обозначает звук.
- На какие две группы делятся звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные.)
- Какие звуки мы называем гласными?
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- С помощью чего мы произносим гласные звуки? (Гласные звуки произносятся с помощью голоса.)
- Какие звуки мы называем согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
- Какую преграду встречает воздух при произношении этих звуков? (При произношении этих звуков воздух встречает преграды: зубы, губы, язык.)
- Ребята, а кто знает вот эти буквы? (Ъ и Ь знаки)
- Какие звуки они обозначают? (Ъ и Ь знаки не обозначают звуков)
2. Сообщение темы урока
- Для чего тогда нужны эти буквы, если они не обозначают звуков? Сегодня мы ответим на этот вопрос.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Ъ и Ь знаки)
3. Работа над новым материалом
1) Различие и сходство в написании Ъ и Ь
- Слайд 2. Ребята, а теперь посмотрите внимательно, графически похожи эти буквы? (Да)
- А в чем различие? (У Ъ знака есть вверху горизонтальная линия влево.)
Мягкий знак - хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Был мягкий знак высоковат...
Сказали буквы строго:
- Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
- Значит, знаки не только похожи графически, но и различаются. И в словах они играют разные роли.
2) Прочитаем буквосочетания на доске:
ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть
- Как произносится согласный звук в этих буквосочетаниях ? (Мягко)
Что за буква? Кто узнает?
Звука не обозначает, может только показать,
Как согласный прочитать:
Мягкий голос,
Мягкий шаг -
Это буква … (мягкий знак).
- Эта буква Ь обозначает мягкость согласного звука, поэтому согласные буквы выделены зелёным цветом.
3) Звуковой анализ слов мел – мель
– Чтобы узнать все про Ь, давайте понаблюдаем за ним.
- Прочитаем слова. (МЕЛ – МЕЛЬ)
- Что они обозначают?
Слайд 3. Мел – это природный материал, которым можно писать на доске.
(Щелчок мышкой.) Мель – это возвышение в реке, в море, которое образовано песком, галькой, затрудняет движение речным и морским судам.
- Давайте составим звуковые схемы этих слов.
- МЕЛ. МЕ – что мы слышим? (Слог-слияние.)
- Каким гласным звуком образован слог? ([э])
- Какой звук мы слышим перед [э]? ([мʼ])
- Дайте характеристику. (Согл., мягк.)
- Подберите схему.
- МЕЛ. Какой звук слышим в конце? ([л])
- Дайте характеристику. (Согл., тв.)
- Подберите схему.
- Сколько гласных звуков в слове? (1)
- Сколько слогов в слове? (1. Сколько гласных звуков, столько и слогов.)
- А теперь давайте сравним слово и звуковую схему. Сколько букв в слове МЕЛ? (3)
- Сколько звуков? (Тоже 3.)
- А теперь составим звуковую схему слова МЕЛЬ. (Аналогично.)
- А теперь давайте сравним слово и звуковую схему. Сколько букв в слове МЕЛЬ? (4)
- Сколько звуков? (3)
- Почему звуков меньше, чем букв? Может, кто-то знает?
- Чем отличаются эти схемы? ( Последними звуками: один мягкий, другой твердый.)
- А почему в слове МЕЛЬ звук [лʼ] стал мягким?
- Ь - буква-помощница, которая сама разговаривать не умеет, звука не образует, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
Открываем пропись на с. 32
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Гимнастика для пальчиков
-
Элементы каких букв написаны в верху.
-
Пропишите.
Поставили руку на локоток и в воздухе пропишите эти буквы.
Пишем в прописи, 1 строчку.
Проведите слого - звуковой анализ слов: вьюга, семья, сел, семь, съел.
Прочитайте слово на 2 строчке - ВЬЮГА, к доске…, пропишите слово и сделайте слого-звуковой анализ. Посмотрите внимательно на количество букв, звуков и слогов.
Вспомнить о букве Ю, дает 2 звука.
Так же слово СЕМЬЯ, Я – дает 2 звука
-
Проанализируйте и запишите предложение – На улице вьюга. С. 32 – к доске идет ученик и пишет самостоятельно, остальные в тетради.
-
ФИЗМИНУТКА
-
Далее делаем разбор слов и на следующей строчке прописываем слова чередуя их, СЕЛ, СЪЕЛ – 1 ученик у доски пишет эти слова и делает их разбор.
И давайте простым карандашом ъ подчеркнем 2 раза.
- Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква Ь обозначает мягкость согласного звука.)
5) Анализ слов СЕЛ – СЪЕЛ
СЕЛ – СЪЕЛ
- Прочитаем слово. (СЕЛ)
- Посмотрите на картинку. Придумайте предложение со словом СЕЛ.
- Прочитаем следующее слово. (СЪЕЛ)
- Посмотрите на картинку. Придумайте предложение со словом СЪЕЛ.
- Посмотрите на написание этих слов и скажите, чем они различны?
- Назовите 1-ый звук в слове СЕЛ. ([сʼ])
- Дайте характеристику. (Согл., мягк. Обозначить карточкой.)
- Почему звук стал мягким? (После согласной буквы стоит гласная Е.)
- Назовите 1-ый звук слове СЪЕЛ. ([с])
- Дайте характеристику. (Согл., тв. Обозначить карточкой.)
- Почему звук твёрдый? (Потому что после согласной стоит Ъ.)
- При произношении слова СЪЕЛ что мы слышим? (Слово как будто разрывается.)
- Между какими буквами стоит Ъ? (Ъ разделил согласную букву и гласную.)
- Для того чтобы показать, что слово как бы разрывается, что согласную букву нужно отделить от гласной, в этом месте договорились ставить разделительный Ь и Ъ знаки.
ТОЖЕ самое со словами СЕМЬ СЪЕМ –
на доске пишет слова ученик и делает анализ звуков.
Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове СЕМЬ? – 4 буквы и 3 звука, бука ь знак, звука не обозначает, но она смягчает предыдущий согласный звук.
Что мы знаем о букве е – она дает 2 звука.
Придумайте предложения с этими словами.
Молодцы с этой работой справились.
В конце страницы осталось 2 строки, пишем на них 2 предложения под диктовку.
Машина подъехала к дому.
Я съела яблоко
Ъ и Ь знаки подчеркнем простом карандашом 2 черточками.
Если останется время
Списать со слайда предложения на листик.
Съел кашу.
Пью воду.
Веду съёмку.
Забил колья.
Объявил каникулы.
6. Подведение итогов урока
- С какими новыми буквами познакомились?
- Найдите эти буквы на ленте букв и звуков.
- Какие звуки они обозначают? (Звуков не обозначают.)
- Для чего нужен Ь? (Смягчает согласный звук.)
- Какова роль Ъ? (разделяет согласную букву от гласной.)
- Сегодня на уроке хорошо работали …
Физкультминутка
Игра «Что я делал?»
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье-
Целый день я отдыхал.