СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению знакомство с «Мягким знаком «Ь»».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка конспекта урока предназначена для знакомства детей с буквой - знаком. Для открытия новых знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению знакомство с «Мягким знаком «Ь»».»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Новочеркасская школа – интернат»







,













Конспект урока

По литературному чтению

знакомство с «Мягким знаком « Ь»».













Подготовила Коваль Алла Владимировна

Учитель начальных классов






г. Новочеркасск

2023г.

Тема « Мягкий знак».

Тип урока. Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Вид урока. Беседа, презентация, исследование.

Образовательная область. Познавательно – речевое развитие.

Коммуникация.

Интеграция с образовательными областями:

«Познание», «Социализация», «Здоровье»

Цель. Продолжать знакомить детей с буквами, знаками, звуками.

Задачи.

1.Образовательные: Формировать преставление о мягком знаке « ь ». Развивать фонематический слух, речь, внимание. Формировать навыки чтения слов с буквой «Ь» - показателем мягкости согласных звуков

, изменяя их смысл посредством использования

«ь»- мягкого знака.

Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с учителем,

активно включаться в коллективную игру, оказывать помощь сверстнику в случае необходимости.

Формировать умения добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля.

2. Развивающие: Развивать внимание при чтении слов и связную речь детей при объяснении смысла слов. Закреплять знания о временах года и месяцах.

3. Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.

Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать учителя.


Методическое обеспечение:

 Шумаева Д. Г. Обучение дошкольников чтению.

Программа-конспект, 1997г;

 Колесникова Е.В., Телышева Е. П. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет, 1998 г.

 Науменко Г.М. «Умный Ивашка, Жар – Птица и Золотое зерно» загадки, Москва «Детская литература», 1991 г.


Методы:

•Словесный (вопросы, объяснения).

•Наглядный (рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ, показ артикуляции).

•Игровой: Дидактическая игра «Сравни на слух», «Отгадай загадку», «Составь звуковую схему».

•здоровьесберегающий (смена динамических поз)

Приемы:

☺ организация детей на уроке;

☺ активизация умственной активности детей (вопросы пробуждающие познавательную активность, проблемные ситуации, схемы);

☺ обучение (обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности, использование демонстрационного и раздаточного материала).

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворений, использование загадок.

  • рассматривание предметов и иллюстраций с Ь - мягким знаком.

  • упражнение со схемами.

  • подбор иллюстраций; создание презентации.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, мультимедийное оборудование;

  • конверт с письмом;

  • мягкий знак – сделанный из бумаги;

  • цветные фишки для составления звуковой схемы слов;

  • презентация.

Этапы проведения урока:

  • Вступительная часть (приветствие)

  • Основная часть(постановка проблемы, выполнение заданий, рефлексия)

  • Заключительная часть (ритуал прощания)


Учитель. ( слайд 2).

Ребята, сегодня утром в нашу школу – интернат пришёл почтальон Печкин и принёс конверт с письмом для ребят 1 «А» доп. класса.

(Вот, что было написано в этом письме).

Кот Матроскин и пёс Шарик поспорили «Ь» мягкий знак - это «буква» или

«знак»? помогите им разобраться.

Учитель. Ребята, поможем коту Матроскину с Шариком?

Дети. Да, поможем.

Учитель: Смотрите, ребята, а здесь еще фишки!!! Они нам с вами понадобятся в игре, где я буду давать фишку за правильный ответ.

Учитель. Ребята мы сейчас поиграем в игру, котороя называется «Грамотейка». Я буду называть признаки времён года (месяца), а вы будете отгадывать, когда это бывает и как называется месяц.

Учитель. «Январь». Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд. Даже птице не летится,

от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (слайд 3).

Ответы детей.

Учитель. «Сентябрь». Вот наступила учёбы пора. С ранцами в школу спешит детвора. У первоклассников в ранце «Букварь». Как называется месяц? (слайд 4).

Ответы детей.

Учитель. «Октябрь». В золоте стоят леса. На лазурны небеса часто тучи набегают, скучный дождик проливают. Что, за месяц, кто узнал? (слайд 5).

Учитель. Ребята, скажите: «Что мы слышим на конце слова каждой отгадки?

Ответы детей. Мягкий согласный звук.

Учитель. А как вы думаете, кто его смягчает?

Ответы детей.

Учитель. Ребята, я что- то слышу, тише... Здесь кто- то спрятался.

(смотрю за ширму и достаю «Ь» мягкий знак).

Учитель. Ты кто?

«Ь». Я, мягкий знак! Я показатель мягкости, смягчаю согласный звук на конце слова. Звука не обозначаю, петь не умею, слова изменяю.(слайд 6)

Я очень важный знак,

Без меня нельзя никак:

Ни пробегать целый день,

Ни найти под клёном тень.

Учитель. «Буква «Ь» мягкий знак».

Мягкий знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратится сразу в уголь,

Без пожара просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть-

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела! (слайд 7).

2.Учитель. Ребята, скажите на какую букву похож «Ь»-мягкий знак.

Ответы детей.

- На букву «Р» (эр)

Буква «Р» (эр) перевернулась

«Ь» - мягким знаком обернулась. (слайд 8).

Учитель. Ребята, сравните на слух слова.

Караси – карась

Окуни – окунь

(слайд 9)

Скажите, в каких словах есть «Ь» мягкий знак.

Ответы детей.

3.Учитель. Ребята, скажите одинаковые это слова по звучанию и начертанию. ( слайд 10).

Мел – мель

Угол – уголь

Дайте определение слов и составьте короткое предложение.

Например: Лодка села на мель. Рисую мелом. Цветок стоит в углу.

Печь топят углём.

Ответы детей.

4.Учитель. Нарисуйте звуковую схему следующих слов:

Мел – -3 буквы, 3 звука.

Мель- -4 буквы,3 звука.

Посчитайте в словах буквы и звуки . (слайд 11).

Ученики выполняют задание.


Физминутка.

Есть слова, где мягкий знак

Пишется, друзья, он так – «Ь»,

Без него нам никуда,

Смысл теряет иногда.(слайд 12)

Учитель. Ребята, послушайте и скажите, в каких слов пишется «Ь» мягкий знак и где он находится в начале, в середине или в конце слова.

-Мягкий знак на дождь похож

Он прейдёт, когда не ждёшь.

Всё смягчает он один

И морковь, и апельсин! (слайд 13).

Учитель. Ребята придумайте слова с «ь» мягким знаком

Например:

День пить дать пень

Тень лить отдать лень

шить тюлень

Учитель. Ребята прочитайте слова. (слад 14).

Конь моль даль

Пень олень тень

Составьте предложения с каждым словом.

Например: Конь скачет по полю.

Итог Урока.

Учитель. Ребята, с какой буквой - знаком мы сегодня познакомились?

Ученики. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука.

При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова.

Учитель: Ребята, что вам понравилось на нашем уроке? Какие игры почтальона Печкина вам запомнилось? В какие из них вы хотели бы поиграть еще?

- Ребята, теперь у нас в классе появился новый друг - «Мягкий знак»!

- Давайте, предложим ему остаться с нами.

Учитель: Ну, вот мы и помогли Матроскину и Шарику! И сами поиграли в интересные и познавательные игры.

- А теперь, давайте, возьмем нашего друга и покажем ему наш класс.

( Дети взяв «Мягкий знак» и сказав гостям «До свидания!» уходят).

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!