Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа – интернат»
,
Конспект урока
По литературному чтению
знакомство с «Мягким знаком « Ь»».
Подготовила Коваль Алла Владимировна
Учитель начальных классов
г. Новочеркасск
2023г.
Тема « Мягкий знак».
Тип урока. Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Вид урока. Беседа, презентация, исследование.
Образовательная область. Познавательно – речевое развитие.
Коммуникация.
Интеграция с образовательными областями:
«Познание», «Социализация», «Здоровье»
Цель. Продолжать знакомить детей с буквами, знаками, звуками.
Задачи.
1.Образовательные: Формировать преставление о мягком знаке « ь ». Развивать фонематический слух, речь, внимание. Формировать навыки чтения слов с буквой «Ь» - показателем мягкости согласных звуков
, изменяя их смысл посредством использования
«ь»- мягкого знака.
Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с учителем,
активно включаться в коллективную игру, оказывать помощь сверстнику в случае необходимости.
Формировать умения добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля.
2. Развивающие: Развивать внимание при чтении слов и связную речь детей при объяснении смысла слов. Закреплять знания о временах года и месяцах.
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам литературного чтения.
Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать учителя.
Методическое обеспечение:
Шумаева Д. Г. Обучение дошкольников чтению.
Программа-конспект, 1997г;
Колесникова Е.В., Телышева Е. П. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет, 1998 г.
Науменко Г.М. «Умный Ивашка, Жар – Птица и Золотое зерно» загадки, Москва «Детская литература», 1991 г.
Методы:
•Словесный (вопросы, объяснения).
•Наглядный (рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ, показ артикуляции).
•Игровой: Дидактическая игра «Сравни на слух», «Отгадай загадку», «Составь звуковую схему».
•здоровьесберегающий (смена динамических поз)
Приемы:
☺ организация детей на уроке;
☺ активизация умственной активности детей (вопросы пробуждающие познавательную активность, проблемные ситуации, схемы);
☺ обучение (обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности, использование демонстрационного и раздаточного материала).
Предварительная работа:
разучивание стихотворений, использование загадок.
рассматривание предметов и иллюстраций с Ь - мягким знаком.
упражнение со схемами.
подбор иллюстраций; создание презентации.
Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование;
конверт с письмом;
мягкий знак – сделанный из бумаги;
цветные фишки для составления звуковой схемы слов;
презентация.
Этапы проведения урока:
Вступительная часть (приветствие)
Основная часть(постановка проблемы, выполнение заданий, рефлексия)
Заключительная часть (ритуал прощания)
Учитель. ( слайд 2).
Ребята, сегодня утром в нашу школу – интернат пришёл почтальон Печкин и принёс конверт с письмом для ребят 1 «А» доп. класса.
(Вот, что было написано в этом письме).
Кот Матроскин и пёс Шарик поспорили «Ь» мягкий знак - это «буква» или
«знак»? помогите им разобраться.
Учитель. Ребята, поможем коту Матроскину с Шариком?
Дети. Да, поможем.
Учитель: Смотрите, ребята, а здесь еще фишки!!! Они нам с вами понадобятся в игре, где я буду давать фишку за правильный ответ.
Учитель. Ребята мы сейчас поиграем в игру, котороя называется «Грамотейка». Я буду называть признаки времён года (месяца), а вы будете отгадывать, когда это бывает и как называется месяц.
Учитель. «Январь». Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд. Даже птице не летится,
от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (слайд 3).
Ответы детей.
Учитель. «Сентябрь». Вот наступила учёбы пора. С ранцами в школу спешит детвора. У первоклассников в ранце «Букварь». Как называется месяц? (слайд 4).
Ответы детей.
Учитель. «Октябрь». В золоте стоят леса. На лазурны небеса часто тучи набегают, скучный дождик проливают. Что, за месяц, кто узнал? (слайд 5).
Учитель. Ребята, скажите: «Что мы слышим на конце слова каждой отгадки?
Ответы детей. Мягкий согласный звук.
Учитель. А как вы думаете, кто его смягчает?
Ответы детей.
Учитель. Ребята, я что- то слышу, тише... Здесь кто- то спрятался.
(смотрю за ширму и достаю «Ь» мягкий знак).
Учитель. Ты кто?
«Ь». Я, мягкий знак! Я показатель мягкости, смягчаю согласный звук на конце слова. Звука не обозначаю, петь не умею, слова изменяю.(слайд 6)
Я очень важный знак,
Без меня нельзя никак:
Ни пробегать целый день,
Ни найти под клёном тень.
Учитель. «Буква «Ь» мягкий знак».
Мягкий знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратится сразу в уголь,
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть-
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела! (слайд 7).
2.Учитель. Ребята, скажите на какую букву похож «Ь»-мягкий знак.
Ответы детей.
- На букву «Р» (эр)
Буква «Р» (эр) перевернулась
«Ь» - мягким знаком обернулась. (слайд 8).
Учитель. Ребята, сравните на слух слова.
Караси – карась
Окуни – окунь
(слайд 9)
Скажите, в каких словах есть «Ь» мягкий знак.
Ответы детей.
3.Учитель. Ребята, скажите одинаковые это слова по звучанию и начертанию. ( слайд 10).
Мел – мель
Угол – уголь
Дайте определение слов и составьте короткое предложение.
Например: Лодка села на мель. Рисую мелом. Цветок стоит в углу.
Печь топят углём.
Ответы детей.
4.Учитель. Нарисуйте звуковую схему следующих слов:
Мел – -3 буквы, 3 звука.
Мель- -4 буквы,3 звука.
Посчитайте в словах буквы и звуки . (слайд 11).
Ученики выполняют задание.
Физминутка.
Есть слова, где мягкий знак
Пишется, друзья, он так – «Ь»,
Без него нам никуда,
Смысл теряет иногда.(слайд 12)
Учитель. Ребята, послушайте и скажите, в каких слов пишется «Ь» мягкий знак и где он находится в начале, в середине или в конце слова.
-Мягкий знак на дождь похож
Он прейдёт, когда не ждёшь.
Всё смягчает он один
И морковь, и апельсин! (слайд 13).
Учитель. Ребята придумайте слова с «ь» мягким знаком
Например:
День пить дать пень
Тень лить отдать лень
шить тюлень
Учитель. Ребята прочитайте слова. (слад 14).
Конь моль даль
Пень олень тень
Составьте предложения с каждым словом.
Например: Конь скачет по полю.
Итог Урока.
Учитель. Ребята, с какой буквой - знаком мы сегодня познакомились?
Ученики. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука.
При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова.
Учитель: Ребята, что вам понравилось на нашем уроке? Какие игры почтальона Печкина вам запомнилось? В какие из них вы хотели бы поиграть еще?
- Ребята, теперь у нас в классе появился новый друг - «Мягкий знак»!
- Давайте, предложим ему остаться с нами.
Учитель: Ну, вот мы и помогли Матроскину и Шарику! И сами поиграли в интересные и познавательные игры.
- А теперь, давайте, возьмем нашего друга и покажем ему наш класс.
( Дети взяв «Мягкий знак» и сказав гостям «До свидания!» уходят).