Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельнос-ти. | Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня хороший, солнечный день, и я вам желаю хорошей продуктивной работы! Проверка домашнего задания. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Демонстрируют выполнение домашнего задания. | Фронталь-ная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей). | Листы обратной связи. |
2.Актуали-зация и пробное учебное действие. 3.Выявле-ние места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристичес-кая беседа, работа с дидактичес-ким материалом | - Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова – корнем. - Какие орфограммы корня вам известны? Игра «Третий лишний» (на слайде): 1.Прилагать, ловить, помирить; 2.Усложнить, положить, изложение; 3.Произрастать, потрясти, излагать. - Объясните свой выбор. - А как вы объясните слова третьего ряда? - Верно, лишним будет слово «потрясти», ведь кроме слова «излагать» в этом ряду есть еще один корень с чередованием – в слове «произрастать». Организует и сопровождает деятельность учащихся , дополняет ответы. | Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей игре, участвуют в диалоге с учителем, понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Фронталь-ная, индивиду-альная. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
| Физкульт-минутка | Мы играем целый день, Целый день играть не лень. Ты, смотри, не отставай, Все за нами повторяй. Мы поднимем руки вверх, Сразу станем выше всех. Опускаем руки вниз, Ниже, ниже наклонись. | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Фронталь-ная. | | Выполняют упражнения |
4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. | Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя. - Сегодня на уроке мы продолжаем работать над правописанием корней с чередованием гласных а-о. Давайте вместе определим тему урока. Организует и сопровождает деятельность обучающихся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока. | Фронталь-ная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. | Задают вопросы для уточнения информа ции. |
5.Творчес-кая практичес-кая деятель-ность по реализации построен-ного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Обсуждение результатов исследова-тельского проекта, подготовлен-ного обучающи-мися. | - Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием о-а в корне». Цель нашего проекта – научится правильно писать корни –раст-//-рос-, в которых чередуются гласные о-а. - Первым делом нам нужно выдвинуть предположение (гипотезу): 1. Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А. 2. Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О. | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проект. Формулируют собственные ответы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Групповая, индивиду-альная. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные сообщения, ответы. |
6.Первичное закрепление с комменти-рованием во внешней речи. 7.Самосто-ятельная работа с самопровер-кой по эталону. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа. | Доклады групп: 1 группа: отберите тексты, определите круг слов, с которыми будете работать и проследите за их написанием. - Выполните упражнение 453. 2 группа: докажите что в данных корнях присутствует чередование. - Чтобы выяснить все ли смогут отличить корень -раст- от приставки -рас- и корня, начинающегося с буквы «т», распределите данные слова в два столбика (задания в карточках): нарастая, вырастающий, растратить, вырастить, растение, растительный, растянуть, зарастает, расти, растолкать, близрастущий, врастать. 3 группа: выясните, где можно встретить слова с корнем –раст-//-рос-. - Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали. Перед вами кроссворд (на слайде). Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы Организует и сопровождает деятельность обучающихся. | Строят понятные для партнера высказывания, докладывают о результатах работы группы по заданию следовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, разгадывают кроссворд. | Групповая, индиви-дуальная. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Задают вопросы для уточнения информа-ции. Письменная работа. |
8.Включе-ние в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений, словарный диктант, взаимо-проверка. | - А сейчас мы проведем между вами орфографическую дуэль. Словарный диктант (предварительно повторить орфограммы): водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, излагать, прилагательное, полагаться, расположение. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Подведение итогов работы. | Отвечают на вопросы. Пишут словарный диктант, оценивают работу одноклассников. | Фронталь-ная, индиви-дуальная. | Познавательные: приобретают умения применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, объясняют и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Письменная работа. Оценивание работы обучаю-щихся на уроке. |
9.Домашнее задание | | - Запишите на дом упр. 456, § 85. | Записывают домашнее задание. | | | |
10.Реф-лексия учебной деятель-ности на уроке. | Заключитель-ная беседа по вопросам. | - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе яблок и приклейте их на дерево, нарисованное на доске. Урок понравился – зеленое яблочко, не понравился – красное. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретении. Новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки. | Листы обратной связи. |