СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы о – а в корне -раст-//-рос-

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ãá᪨© ï§ëª. “ப 2»

Технологическая карта урока русского языка

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Дата проведения:

  3. Класс: 5

  4. Тема урока: Буквы о – а в корне -раст-//-рос-

  5. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  6. Учебник: 5 класс. Учебник для общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.: М., «Просвещение», 2017 г.

  7. Оборудование: мультимедийная презентация

  8. Методы: метод работы с учебником, самостоятельная работа, фронтальная беседа

Цель: научить обучающихся применять способ действия при выборе гласных о-а в корне -раст-//-рос- ; формировать навык правописания корней с чередованием.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать умения различать написание букв о-а в корне –раст-//-рос-, находить в предложениях слова с данной орфограммой;

  2. Развивающие: развивать аналитические способности учащихся;

  3. Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к родному слову, умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв о-а в корне -раст-//-рос-; слова-исключения; правило: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретенная компетентность): освоение способов учебного проектирования через решение проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельнос-ти.

Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Сегодня хороший, солнечный день, и я вам желаю хорошей продуктивной работы!

Проверка домашнего задания.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Демонстрируют выполнение домашнего задания.

Фронталь-ная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).

Листы обратной связи.

2.Актуали-зация и пробное учебное действие.

3.Выявле-ние места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристичес-кая беседа, работа с дидактичес-ким материалом

- Сегодня мы продолжим знакомство с самой главной морфемой слова – корнем.

- Какие орфограммы корня вам известны?

Игра «Третий лишний» (на слайде):

1.Прилагать, ловить, помирить;

2.Усложнить, положить, изложение;

3.Произрастать, потрясти, излагать.

- Объясните свой выбор.

- А как вы объясните слова третьего ряда?

- Верно, лишним будет слово «потрясти», ведь кроме слова «излагать» в этом ряду есть еще один корень с чередованием – в слове «произрастать».

Организует и сопровождает деятельность учащихся , дополняет ответы.

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей игре, участвуют в диалоге с учителем, понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Фронталь-ная, индивиду-альная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний..

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы


Физкульт-минутка

Мы играем целый день,

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Все за нами повторяй.

Мы поднимем руки вверх,

Сразу станем выше всех.

Опускаем руки вниз,

Ниже, ниже наклонись.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Фронталь-ная.


Выполняют упражнения

4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя.

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать над правописанием корней с чередованием гласных а-о. Давайте вместе определим тему урока.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Слушают учителя участвуют в диалоге с ним, определяют тему урока.

Фронталь-ная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Задают вопросы для уточнения информа

ции.

5.Творчес-кая практичес-кая деятель-ность по реализации построен-ного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Обсуждение результатов исследова-тельского проекта, подготовлен-ного обучающи-мися.

- Мы подготовили исследовательский проект «Правописание корней с чередованием о-а в корне». Цель нашего проекта – научится правильно писать корни –раст-//-рос-, в которых чередуются гласные о-а.

- Первым делом нам нужно выдвинуть предположение (гипотезу):

1. Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А.

2. Если в корне согласные СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проект. Формулируют собственные ответы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Групповая, индивиду-альная.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные сообщения, ответы.

6.Первичное закрепление с комменти-рованием во внешней речи.

7.Самосто-ятельная работа с самопровер-кой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа.

Доклады групп:

1 группа: отберите тексты, определите круг слов, с которыми будете работать и проследите за их написанием.

- Выполните упражнение 453.

2 группа: докажите что в данных корнях присутствует чередование.

- Чтобы выяснить все ли смогут отличить корень -раст- от приставки -рас- и корня, начинающегося с буквы «т», распределите данные слова в два столбика (задания в карточках): нарастая, вырастающий, растратить, вырастить, растение, растительный, растянуть, зарастает, расти, растолкать, близрастущий, врастать.

3 группа: выясните, где можно встретить слова с корнем –раст-//-рос-.

- Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали. Перед вами кроссворд (на слайде). Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

Организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Строят понятные для партнера высказывания, докладывают о результатах работы группы по заданию следовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, разгадывают кроссворд.

Групповая, индиви-дуальная.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информа-ции. Письменная работа.

8.Включе-ние в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений, словарный диктант, взаимо-проверка.

- А сейчас мы проведем между вами орфографическую дуэль.

Словарный диктант (предварительно повторить орфограммы): водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, предлагать, росток, отрасль, Ростислав, излагать, прилагательное, полагаться, расположение.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

Подведение итогов работы.

Отвечают на вопросы. Пишут словарный диктант, оценивают работу одноклассников.

Фронталь-ная, индиви-дуальная.

Познавательные: приобретают умения применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, объясняют и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа. Оценивание работы обучаю-щихся на уроке.

9.Домашнее задание


- Запишите на дом упр. 456, § 85.

Записывают домашнее задание.




10.Реф-лексия учебной деятель-ности на уроке.

Заключитель-ная беседа по вопросам.

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберете одну из предложенных на вашем столе яблок и приклейте их на дерево, нарисованное на доске. Урок понравился – зеленое яблочко, не понравился – красное.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.


Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретении. Новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки.

Листы обратной связи.


Просмотр содержимого презентации
«ãá᪨© ï§ëª. “ப 2»

Игра «Третий лишний»

Игра «Третий лишний»

  • Прилагать, ловить, помирить
  • Усложнить, положить, изложение
  • Произрастать, потрясти, излагать
Ответ:

Ответ:

  • Прил а гать
  • Усл о жнить
  • Потр я сти
Буквы а – о в корне  -раст- (-ращ-)/-рос-

Буквы ао в корне -раст- (-ращ-)/-рос-

Цель: научиться правильно писать корни -раст- (-ращ-) / -рос- в которых чередуются гласные о – а.

Цель: научиться правильно писать корни -раст- (-ращ-) / -рос- в которых чередуются гласные о – а.

Гипотеза:

Гипотеза:

  • Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А.
  • Если в корне согласны СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.
В корне -раст- (-ращ-)/-рос- безударная А пишется перед СТ и Щ. Исключения:  ростовщик, Ростов, Ростислав, росток . Несмотря на сочетание СТ в корне пишется буква О. Фраза для запоминания слов-исключений: ростовщик Ростислав привёз из Ростова росток. Во всех остальных случаях в коне пишется буква О. Исключение: отрасль .
  • В корне -раст- (-ращ-)/-рос- безударная А пишется перед СТ и Щ. Исключения:  ростовщик, Ростов, Ростислав, росток . Несмотря на сочетание СТ в корне пишется буква О. Фраза для запоминания слов-исключений: ростовщик Ростислав привёз из Ростова росток.
  • Во всех остальных случаях в коне пишется буква О. Исключение: отрасль .
Ответ (упр. 453): Росла, растет, выросла, вырастет, подросла, подрастет, удивительное растение, маленький росточек (искл.), вырос, вырастишь, разрастаются побеги дикого винограда, куст разросся, выращу кактус, взращенные деревья, морские водоросли.

Ответ (упр. 453):

Росла, растет, выросла, вырастет, подросла, подрастет, удивительное растение, маленький росточек (искл.), вырос, вырастишь, разрастаются побеги дикого винограда, куст разросся, выращу кактус, взращенные деревья, морские водоросли.

Блестеть – блещет Свистеть – свищет Чистить – очищенный Растить - выращенный
  • Блестеть – блещет
  • Свистеть – свищет
  • Чистить – очищенный
  • Растить - выращенный
Не являются корнем!

Не являются корнем!

  • Рас/тянуть
  • Рас/толкать
  • Рас/тратить
Ответ:

Ответ:

  • Ростов
  • Отрасль
  • Ростовщик
  • Росток
  • Ростислав
Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, росток, предлагать, отрасль, слагать, прилагательное, полагаться, расположение, взращенный, разросся, выращу.

Водоросли, растение, выращенный, подрос, предложение, изложение, росток, предлагать, отрасль, слагать, прилагательное, полагаться, расположение, взращенный, разросся, выращу.

§ 85, упр. 456 (обозначить все изученные орфограммы)

§ 85, упр. 456

(обозначить все изученные орфограммы)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!