БУКВЫ О и Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц
В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
ЦЕЛИ УРОКА
- познакомить обучающихся с правописанием О- Е после шипящих и ц в окончаниях существительных;
- отработка способа действия при выборе написания О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц;
- формирование умения применять правило написания О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных;
- повторить орфограмму ««Буквы ё-о после шипящих в корне».
Добрый день! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2.Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. 3.Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно.
Добрый день! 4. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. В стране родного языка Не все известно нам пока, Но путешествовать начнем И сами до всего дойдем .
Буквы О - Е после шипящих в корне слова
- Определить часть речи.
- Поставить в слове ударение.
- Выделить морфему с орфограммой.
- В корне:
- Под ударением пишем Ё ( шёпот, шёлк ).
- Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, мягкая шёрстка, тихий шёпот, ровный шов, длинная чёлка, дешёвые яблоки, раздался щелчок, горячая щека.
Исследовательская работа!
за ландыш…м, пейзаж…м, над рощ…й свеч…й, с птиц…й, мудрец…м,, купц…м, шалаш…м, задач…й, меж…й, орлиц…й, с борщ…м,
за рубеж..м, под кож…й, за плащ..м.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
е
о
за ландышем
свечой
пейзажем
мудрецом
над рощей
купцом
с птицей
шалашом
задачей
межой
орлицей
с борщом
под кожей
за рубежом
за плащом
ПРАВИЛО
В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Списать предложения, заменяя картинки словами
Туристы любовались … Бабушка накормила нас вкусной…
Папа открыл дверь… В комнате запахло …
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
1 группа:
Чёрные проталины, шёпот в аллее, жёлтые тычинки, громко щёлкать, лёгкий шорох,
Белая шёрстка, жёсткий волос, шелест шёлка.
.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
2 группа:
Заросло камышом, выращивать птенцов, прилетают с добычей, жир под кожей, лютой стужей, тёмной тучей, схвачен лисицей, ждать скворцов, любуюсь птицей.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Над крыш…й птиц…й вьется, В оконце бьет луч…м, В нем отражаясь солнц…м, Как золотым меч…м. С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м, Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м. Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад, В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Над крышей,птицей, лучом,солнцем, мечом, с метелецею, багажом,рубежом, зарницей.
Самостоятельная работа!
1. храбрец..м 8. встреч..й
2. ключ..м 9. чертеж..м
3. каланч..й 10. гребц..в
4. удач..й 11. неудач..й
5. зайц..в 12. мудрец..в
6. сторож..м 13. пейзаж..м
7. ш...пот 14. ш...кола д
Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй.
Исправь ошибки!
Мой друг доволен своей удачей. Аркадий живёт этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечом и ввалился в дом со своею ношей. Я открыл дверь ключом. Народ называет землю кормилицей. Между гаражом и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцем и душой.
Исправь ошибки!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 101, стр.221.(выучить правило); упр. № 556; составить тестовые задания.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо, но есть вопросы
многое непонятно