СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

Урок русского языка в 3 классе

 

Тема урока:

 

Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

 

Учитель начальных классовМБОУ

«Многопрофильной гимназии № 38»

 

Раджабова Динара Бирнатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в

окончанияхсуществительных.

 

Цель урока:Закрепить написание букв О и Е после шипящих и Ц

в окончаниях существительных.

 

Планируемые результаты:

Предметные: искать необходимую информацию в учебных словарях; формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний. Личностные: осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; принимать освоенные способы действия.

 

Тип урока: закрепление изученного материала.

 

 

Ход урока.

 

I. Орг.момент.

                            О том, что знаешь ты,

                            О том, что мне известно

                            Поговорим!

                            Надеюсь вам будет интересно.

 

- С каким настроением вы начинаете урок?

- Покажите сигнальными карточками.

(Слайд 1)

 

II. Актуализация знаний.(Слайд 2)

 

Бьёшь – не стонет,

Вводе не тонет,

Цветной бок,

Резиновый колобок (Мяч)

 

Пока не друг, но уже…(Товарищ)

Он признался ножу:

Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог. (Карандаш)

 

Он песчаный, ждёт нас летом,

Светят тёплые лучи.

И на берегу прогретом

Дети лепят куличи.   (Пляж)     

 

- Что вы можете сказать обо всех этих словах?(сущ., м.р., 2 скл.,И.п., ед.ч.)

- Что их ещё объединяет?(основа на шипящие)

- Что вы знаете о правописании слов с шипящими на конце основы?

(под ударением пишем О, без ударения Е)

- А слова с каким звуком у нас не хватает?( [Ц] )

 

III. Проверка д/з.

-  Одним из пунктом вашего д/з было подготовить загадку, в конце основы со звуком [Ц].(дети читают загадки)

 

IV. Чистописание.Цц- дать характеристику звуку [ц](согл.,тв.,непарн. глух.)

 

(Слайд 3)        Кто в семье высокий, смелый,

Самый ловкий и умелый.(Папа)

 

-Асиноним к слову папа? (Отец)

 

V.Словарно – орфографическая работа:

- Записать слово - отец

- Поставить ударение, разделить на слоги, показать перенос. Объяснить.

- Фонетический разбор слова. (один ребёнок у доски)

 

VI. Работа по теме урока.

- Записать слова в Т.п.(Слайд 4)

Мяч          -  … 

           товарищ  –  …

           карандаш –  …

пляж        –  …  

отец- …

- Какие окончания у существительных? Почему?

- Что такое окончание? (ответы детей)

-Назовите тему нашего урока.(дети пытаются сформулировать цель урока)

- Целью урока будет: Закрепить знания в правописании букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. (Слайд 5)

- Я приготовила коробочку и каждое выполненное задание приблизит нас к тому, чтобы узнать, что же в ней спрятано.

 

VII.Физ.минутка для глаз.(Слайд 5)

 

VIII. Применение знаний.

 

Задание№1 – Работа в парах. 

– Составить предложение.

- Вставить пропущенные буквы.

(Слайд 6)  (Был, водиц…,за,чистой, пруд, рощ…, с, широкий.)

(Слайд 7) Проверка.

(За рощей был широкий пруд с чистой водицей.)

 

Задание №2- Сделать синтаксический разбор. (Слайд 8)

- Выписать словосочетания.

 

Задание №3- Выписать первое существительное в той форме, в котором оно стоит и сделать морфологический разбор. 

(Слайд 9)  (За рощей – (чем?) сущ.-предмет, н.ф.-роща, неодуш., нариц., ж.р.,1скл.,Т.п., ед.ч., обстоятельство.)

Пояснение:

- Значит наше правило относится не только к сущ. 2 скл., но и к

(к сущ.1скл.)

 

Задание№4Упр.138 – Взаимопроверка(Слайд 10) 

1. Списать, раскрывая скобки.  2. Выделить окончания существительных, объяснить их правописание.

Проверка.(Слайд 11)

 

Задание №5 –Работа в группах. Кроссворд (Слайд 12)

- Вписать слова в Т.п.  

По горизонтали: 1) Вихрь, поднимающий столб воды, песка. 2) Изделие из ткани для вытирания. 3) Здание для проживания в другом городе.

По вертикали:

4) Приспособление для обливания в ванной. 5) О ней вспоминают, когда свет отключают. 6) Медицинское учреждение для длительного лечения.

Проверка. (Слайд 13)

 

Задание № 6 – Обобщение знаний.  Дописать (Слайд 14)

В окончаниях существительных____________________ склонения

после____________________

под ударением пишем ______________ ,  без ударения___________.

 

IX.Физ.минутка.(Слайд 15)  

X. Домашнее задание.(Слайд 16)

1 уровень – Упр. 137.

2 уровень - Упр. 137, выписать сущ. сделать  морфологический разбор.

3 уровень - Упр. 137, составить предложение, выписать сущ. сделать

морфологический разбор.

 

Задание № 7 – Тест ( Разноуровневый )

- Чтобы проверить насколько каждый из вас усвоил материал, я предлагаю вам выполнить тест на оценку. Каждый выберет тест того уровня, который посчитает посильным, для выполнения.

Тест-1 уровень.

1.  Укажите верное утверждение:

а)  после шипящих и ц в окочаниях существительных под ударением пишется буква о

б)  после шипящих и ц в окочаниях существительных под ударением пишется буква е

 в) после шипящих и ц в окочаниях существительных пишется буква о независимо от ударения

2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?

а)  чертеж...м                                     в)  шалаш...м

  б)  юнош...й                                        г)  ключ...м

3. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву о?

 а)   плющ...м                                         в)  кирпич...м

  б)  пейзаж...м                                       г)  туч...й

4. Укажите лишнее слово:

 а)  лучом                                               в)  калачом

 б)  плечом г)  лужей

5. Вставить пропущенную букву.

Продавщиц…й , трубач...м,  горниц...й, богач...м, волчиц...й, ландыш...м.

Тест-2 уровень

1. Укажите неверное утверждение:

а)после шипящих и ц в окончаниях существительных под ударениемпишется буква о

 б) после шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква е

 в) после шипящих и ц в окончаниях существительных в безударном положении пишется буква e

2. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?

  а) кольц...м                                             в) обруч...м

  б) луж..й                              г) встреч...й

3. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву о:

  а) лётчиц...й, мяч...м, туч...й

  б) суш...й, юнош...й, плаш...м

  в) ткач...м, ковш...м, камыш...м

  г) пейзаж...м, циркач...м, круч...й

4. В какой строчке на месте пропусков пишется буква Е?

   а) шалаш...м, врач...м, синиц…й

   б) камыш...м, cвинц...м, полотенц...м

   в) рощ...й, репортаж...м, ландыш...м

5. Вставить пропущенную букву.

Скворц...м, месяц...м, Владимирович...м, ключниц...и, зайц...м, мальц...м.   

Тест-3 уровень.

1. Чтобы проверить написание гласных о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных надо:

а) определить падеж

    б) определить ударный звук

    в) определить склонение

2. О, Е – пишется после шипящих в …

    а) 1скл. и 3 скл.

    б) 2 скл. и 3 скл.

    в) 1скл. и 2 скл.

3. В каком слове допущена ошибка в окончании?

а) багажом                                 в) ковшом

б) мудрецом                              г) столицой

4. Поставь ударение. Запиши и выдели окончание.

Сидеть над чертеж _______

Резать нож _____

Быть со сторож _____

Смотреть за ленивц______

Гулять с любимц ______

Сражаться с силач ______

Упражнения с обруч______

Играть с малыш ______

Встретиться с певц ______

Пакет с гостинц____

5. Укажите лишнее слово:

Михайлович...м, лужиц...й, лихач...м, Андреевич...м, жительниц.. й, гостиниц.. й, королевич...м, Олегович...м, царевич...м, Павлович...м,медведиц...й.

 

Задание №8- Послушайте внимательно!

На улицу утром

Приходит весна,

Сосульки несёт за плечом,

И каждый сугроб Открывает она Каким-то волшебным ключом.

 

- Какие слова на изученное правило вы услышали?

- Объясните их написание. (Слайд 17)

-Почему я заговорила о весне?

- Каким праздником мы её встречаем?(8 Марта)

Коробочкаоткрывается ивылетает – 8.

- Мы   поздравляем всех присутствующих дам, которые пришли к нам в гости, с этим праздником.

Поздравления от мальчиков-дарят открытки, сделанные своими руками, читают стихи.(Слайд 18)

8 Марта пожелаем

Мы всем прекрасных дней

Чтоб солнышко всегда сияло

                                И за окном пел соловей!

 

                                Чтоб с самым лучшим настроеньем

                                По жизни шли Вы с огоньком

С чудесным праздником весенним

С Международным женским днём!

 

XI. Рефлексия.(Слайд 19)

- Вспомним цель нашего урока.

-  Чтобы понять достигли ли мы её предлагаю закончить предложение

(Слайд 20)

Я запомнил, что_____

Я похвалил (а) бы себя за то, что_____

Особенно мне понравилось на  уроке____

 

- Предлагаю показать какая сигнальная карточка отражает ваше настроение в конце нашего урока.

 

- Спасибо за урок!

 

 

Просмотр содержимого документа
«Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.»





Урок русского языка в 3 классе


Тема урока:


Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.


Учитель начальных классовМБОУ

«Многопрофильной гимназии № 38»


Раджабова Динара Бирнатовна












Тема урока:Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в

окончанияхсуществительных.


Цель урока:Закрепить написание букв О и Е после шипящих и Ц

в окончаниях существительных.


Планируемые результаты:

Предметные: искать необходимую информацию в учебных словарях; формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим понимания и применения знаний.
Личностные: осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно составленной инструкции.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; принимать освоенные способы действия.


Тип урока: закрепление изученного материала.



Ход урока.


I. Орг.момент.

О том, что знаешь ты,

О том, что мне известно

Поговорим!

Надеюсь вам будет интересно.


- С каким настроением вы начинаете урок?

- Покажите сигнальными карточками.

(Слайд 1)


II. Актуализация знаний.(Слайд 2)


Бьёшь – не стонет,

Вводе не тонет,

Цветной бок,

Резиновый колобок (Мяч)



Пока не друг, но уже…(Товарищ)

Он признался ножу:

Без работы я лежу.

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог. (Карандаш)



Он песчаный, ждёт нас летом,

Светят тёплые лучи.

И на берегу прогретом

Дети лепят куличи. (Пляж)



- Что вы можете сказать обо всех этих словах?(сущ., м.р., 2 скл.,И.п., ед.ч.)

- Что их ещё объединяет?(основа на шипящие)

- Что вы знаете о правописании слов с шипящими на конце основы?

(под ударением пишем О, без ударения Е)

- А слова с каким звуком у нас не хватает?( [Ц] )



III. Проверка д/з.

- Одним из пунктом вашего д/з было подготовить загадку, в конце основы со звуком [Ц].(дети читают загадки)


IV. Чистописание.Цц- дать характеристику звуку [ц](согл.,тв.,непарн. глух.)


(Слайд 3) Кто в семье высокий, смелый,

Самый ловкий и умелый.(Папа)


-Асиноним к слову папа? (Отец)



V.Словарно – орфографическая работа:

- Записать слово - отец

- Поставить ударение, разделить на слоги, показать перенос. Объяснить.

- Фонетический разбор слова. (один ребёнок у доски)



VI. Работа по теме урока.

- Записать слова в Т.п.(Слайд 4)

Мяч - …

товарищ – …

карандаш – …

пляж – …

отец- …

- Какие окончания у существительных? Почему?

- Что такое окончание? (ответы детей)

-Назовите тему нашего урока.(дети пытаются сформулировать цель урока)

- Целью урока будет: Закрепить знания в правописании букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц. (Слайд 5)

- Я приготовила коробочку и каждое выполненное задание приблизит нас к тому, чтобы узнать, что же в ней спрятано.



VII.Физ.минутка для глаз.(Слайд 5)



VIII. Применение знаний.



Задание№1 – Работа в парах.

– Составить предложение.

- Вставить пропущенные буквы.

(Слайд 6) (Был, водиц…,за,чистой, пруд, рощ…, с, широкий.)

(Слайд 7) Проверка.

(За рощей был широкий пруд с чистой водицей.)



Задание №2- Сделать синтаксический разбор. (Слайд 8)

- Выписать словосочетания.



Задание №3- Выписать первое существительное в той форме, в котором оно стоит и сделать морфологический разбор.

(Слайд 9) (За рощей – (чем?) сущ.-предмет, н.ф.-роща, неодуш., нариц., ж.р.,1скл.,Т.п., ед.ч., обстоятельство.)

Пояснение:

- Значит наше правило относится не только к сущ. 2 скл., но и к

(к сущ.1скл.)



Задание№4Упр.138 – Взаимопроверка(Слайд 10)

1. Списать, раскрывая скобки.
2. Выделить окончания существительных, объяснить их правописание.

Проверка.(Слайд 11)



Задание №5 –Работа в группах. Кроссворд (Слайд 12)

- Вписать слова в Т.п.


По горизонтали:
1) Вихрь, поднимающий столб воды, песка.
2) Изделие из ткани для вытирания.
3) Здание для проживания в другом городе.

По вертикали:

4) Приспособление для обливания в ванной.
5) О ней вспоминают, когда свет отключают.
6) Медицинское учреждение для длительного лечения.

Проверка. (Слайд 13)



Задание № 6 – Обобщение знаний. Дописать (Слайд 14)

В окончаниях существительных____________________ склонения

после____________________

под ударением пишем ______________ , без ударения___________.



IX.Физ.минутка.(Слайд 15)



X. Домашнее задание.(Слайд 16)

1 уровень – Упр. 137.

2 уровень - Упр. 137, выписать сущ. сделать морфологический разбор.

3 уровень - Упр. 137, составить предложение, выписать сущ. сделать

морфологический разбор.



Задание № 7 – Тест ( Разноуровневый )

- Чтобы проверить насколько каждый из вас усвоил материал, я предлагаю вам выполнить тест на оценку. Каждый выберет тест того уровня, который посчитает посильным, для выполнения.

Тест-1 уровень.

1. Укажите верное утверждение:

а) после шипящих и ц в окочаниях существительных под ударением пишется буква о

б) после шипящих и ц в окочаниях существительных под ударением пишется буква е

в) после шипящих и ц в окочаниях существительных пишется буква о независимо от ударения

2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?

а) чертеж...м в) шалаш...м

б) юнош...й г) ключ...м

3. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву о?

а) плющ...м в) кирпич...м

б) пейзаж...м г) туч...й

4. Укажите лишнее слово:

а) лучом в) калачом

б) плечом г) лужей

5. Вставить пропущенную букву.

Продавщиц…й , трубач...м, горниц...й, богач...м, волчиц...й, ландыш...м.

Тест-2 уровень

1. Укажите неверное утверждение:

а)после шипящих и ц в окончаниях существительных под ударениемпишется буква о

б) после шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква е

в) после шипящих и ц в окончаниях существительных в безударном положении пишется буква e

2. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?

а) кольц...м в) обруч...м

б) луж..й г) встреч...й

3. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву о:

а) лётчиц...й, мяч...м, туч...й

б) суш...й, юнош...й, плаш...м

в) ткач...м, ковш...м, камыш...м

г) пейзаж...м, циркач...м, круч...й

4. В какой строчке на месте пропусков пишется буква Е?

а) шалаш...м, врач...м, синиц…й

б) камыш...м, cвинц...м, полотенц...м

в) рощ...й, репортаж...м, ландыш...м

5. Вставить пропущенную букву.

Скворц...м, месяц...м, Владимирович...м, ключниц...и, зайц...м, мальц...м.

Тест-3 уровень.

1. Чтобы проверить написание гласных о, е после шипящих и ц в окончаниях существительных надо:

а) определить падеж

б) определить ударный звук

в) определить склонение

2. О, Е – пишется после шипящих в …

а) 1скл. и 3 скл.

б) 2 скл. и 3 скл.

в) 1скл. и 2 скл.

3. В каком слове допущена ошибка в окончании?

а) багажом в) ковшом

б) мудрецом г) столицой

4. Поставь ударение. Запиши и выдели окончание.

Сидеть над чертеж _______

Резать нож _____

Быть со сторож _____

Смотреть за ленивц______

Гулять с любимц ______

Сражаться с силач ______

Упражнения с обруч______

Играть с малыш ______

Встретиться с певц ______

Пакет с гостинц____

5. Укажите лишнее слово:

Михайлович...м, лужиц...й, лихач...м, Андреевич...м, жительниц.. й, гостиниц.. й, королевич...м, Олегович...м, царевич...м, Павлович...м,медведиц...й.



Задание №8- Послушайте внимательно!

На улицу утром

Приходит весна,

Сосульки несёт за плечом,

И каждый сугроб
Открывает она
Каким-то волшебным ключом.



- Какие слова на изученное правило вы услышали?

- Объясните их написание. (Слайд 17)

-Почему я заговорила о весне?

- Каким праздником мы её встречаем?(8 Марта)

Коробочкаоткрывается ивылетает – 8.

- Мы поздравляем всех присутствующих дам, которые пришли к нам в гости, с этим праздником.

Поздравления от мальчиков-дарят открытки, сделанные своими руками, читают стихи.(Слайд 18)

8 Марта пожелаем

Мы всем прекрасных дней

Чтоб солнышко всегда сияло

И за окном пел соловей!


Чтоб с самым лучшим настроеньем

По жизни шли Вы с огоньком

С чудесным праздником весенним

С Международным женским днём!



XI. Рефлексия.(Слайд 19)

- Вспомним цель нашего урока.

- Чтобы понять достигли ли мы её предлагаю закончить предложение

(Слайд 20)

Я запомнил, что_____

Я похвалил (а) бы себя за то, что_____

Особенно мне понравилось на уроке____


- Предлагаю показать какая сигнальная карточка отражает ваше настроение в конце нашего урока.


- Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!