СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы Ы и И после Ц. Буквы Ы и И после приставок.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буквы  Ы и И после Ц. Буквы Ы и И после приставок.

Просмотр содержимого документа
«Буквы Ы и И после Ц. Буквы Ы и И после приставок.»

Урок русского языка в 5-Б классе 03.12.2024г. Учитель: Левачева Ю.Д.

Тема урока: Буквы Ы и И после Ц. Буквы Ы и И после приставок. Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: организация групповой работы для «открытия» и закрепления нового материала

Планируемые результаты: 

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание.

Личностные: развитие доброжелательности, готовности сотрудничать. 

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе, индивидуально, находить общие решения.

Регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности, выполнять действия оп намеченному плану, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Познавательные: осуществлять анализ, сравнение языкового материала.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: проблемные, игровые, поисковые.

Оборудование: компьютер, презентация слайдов, телевизор, учебник, тетрадь..

Ход урока

1.Организационно начало (готовность к уроку, приветствие гостей)

Ребята, встали, пожалуйста, прозвенел звонок, мы начинаем с вами наш урок русского языка, проверьте готовность к уроку, наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей.

2. Актуализация знаний

1. Ребята, выпускники 11 класса написали вам письмо. Вам интересно, о чём они написали? Письмо лежало на подоконнике, и некоторые буквы выцвели, но я думаю, что вы сможете его легко восстановить.

(Текст письма предлагается на слайде).

 … «В наше время важно уметь правильно изл..гать свои мысли. Нужно жёсткой щёткой вым..сти из своей речи пл…хие слова и вырвать зар..сли ра…говорных «сорняков», а затем тщательно ул..жить багаж знаний, полученных от учителя.

Всем нам, подр..стающему поколению, важно зал..жить фундамент грамотности, потому что во время экзамена надо пол..гаться не на удачу, а на твердые знания.

   Знания будут панц..рем, защищающим вас, и вы уже не будете выглядеть и чувствовать себя как желторотые юнц.. на арене ц..рка…»

                                                                                           Выпускники  МБОУ «Краснополянская СШ им. Мещерякова И.Е.» 2024г.

Понятен ли вам смысл письма? Что хотели нам сказать старшеклассники?

Давайте восстановим пропущенные буквы (объяснение орфограмм)

- Какие вспомнили правила? ( О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ, РАЩ – РОС, безударная гласная в корне слова, правописание приставок на з-с)

 

- При разборе последних слов (Можем ли объяснить, а как вы думаете, почему?)

Правописание каких слов с пропущенными орфограммами мы не знаем? (панц..рем, юнц.., ц..рка)

(если знают, то объясняют, а все знают правописание таких слов?)

3. Сообщение темы и цели урока

Прочитайте вслух слова, правописание которых мы не смогли объяснить:

ПАНЦИРЬ, ЮНЦЫ, ЦИРК

- Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)

- Какие буквы пишутся? ( И, Ы)

- Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

- Правильно. Тема нашего урока: «Правописание И – Ы после Ц» (на слайд)

Откройте ваши тетради, запишите дату, классная работа и тему урока.

- Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить на этом уроке?

Итак, наши цели:(слайд)

- узнать, в каких случаях пишутся буквы И – Ы после Ц;

- уметь объяснять выбор гласных И – Ы после Ц;

- закрепить правописание букв И – Ы после Ц, после приставок.

4. Изучение нового материала

1. Работа в парах. 

- Откройте страницы 206 и208 учебника. Прочитайте правило в учебнике. -Итак, подытожим, от чего зависит И-Ы после Ц? (от той части слова, где находится орфограмма, от местоположения в слове)

- В каких случаях пишем И, в каких Ы после Ц? Слова-исключения?

- А что касается приставок?

5. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия

Вот мы и разгадали секрет буквы «Ц», а чтобы не забыть правило, мы потренируемся, выполняя упражнения.

 

1. «Проверь себя» Выполнение упр. 439.

2.Физминутка «Хлопок» (Ножницы, иллюстрация, подыскать, цыганочка, экспедиция, безынтересный, китайцы, циклоп, суперизящный, ресницы, Турция, молодцы)

3. Выполнение упр. 443, 444.

5. Лексический диктант (Резерв)

Отгадайте и запишите одним словом

1. Основной закон государства – конституция.

2. Точная выдержка из текста  - цитата.

3. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой – цыкнуть.

4. Инструмент для вычерчивания окружностей – циркуль.

5. Систематическое собрание каких-нибудь предметов – коллекция.

6. Плодовые  растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины – цитрусовые.

7. Бурное движение атмосферы с осадками и облачностью – циклон.

8.Защитный покров черепахи – панцирь.

10. Наука о лечении – медицина.

11.Звуковая установка для защиты автомобиля от угонщиков – сигнализация.

 (Кто первый догадался, тот записывает слово на доске, объясняет и обозначает орфограмму)

Оцените свою работу. Кто правильно ответил на вопрос  поставьте +, неправильно – .

6.Подведение итого урока

1) вопросы - С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

-  Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и или ы после ц? А после приставок?

2) Отправим письмо старшеклассникам в виде аудиозаписи (рефлексия), чтобы они видели, что мы стараемся и понимаем, как важно быть грамотным человеком

включаю…

Я понял, что…

Было интересно…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

7.Домашнее задание

Я надеюсь, что вы примете к сведению пожелания старшеклассников и наше сегодняшнее открытие пополнит копилку вашей грамотности. 

Учить правила, стр. 206, 208, упр. 445 (Нелипа Т. – первые 7 слов).

Наш урок окончен. Спасибо.