Булат Шалвович Окуджава.

Категория: Литература

Авторская  песня  воскрешала  и  традиции  городского  романса,  и  туристической  песни,  многие  мотивы  и  интонации  которой  она  вобрала.        Вообще,  авторская  песня  выражала  внутренний  мир  человека,  открывшего  для  себя  новые,  гуманистические  ценности.     Одним  из  наиболее  ярких  выразителей    новых  поэтических  настроений  стал  со  второй  половины  50-х  годов  Булат  Окуджава.

Просмотр содержимого документа
«Булат Шалвович Окуджава.»

11 класс. Литература

Тема. Булат Шалвович Окуджава. Военная лирика. Авторская песня

Цель:

  • дать понятие о литературном жанре «авторская песня», о её месте в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;

  • ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Окуджавы;

  • помочь учащимся раскрыть богатство, глубину   поэтического мастерства поэта;

  • содействовать чувственному восприятию стихотворений о Великой Отечественной войне;

  • развивать умение работать с поэтическим текстом;

  • воспитывать гуманное отношение к человеку, критическое мышление, умение нести в себе духовные ценности.



Формируемые УУД: нравственно-эстетическое оценивание, умение работать с информацией.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, учебники.



Ход урока

Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит…Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка.

(Н.В. Гоголь)

1. Оргмомент .

  1. Основное содержание урока.

Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Наверное, не столь важно, как называть - авторская, самодеятельная, или бардовская песня. Главное - глубоко содержательное поэтическое слово и душевное, со своей простотой и наивностью, чистотой и мелодичностью звучание гитары.

« Бард», «менестрель», «актёр-певец», «самодеятельная песня», «авторская песня» - такие определения давались и даются этому литературному жанру и его авторам.

Вероника Долина так объяснила, что значит для неё авторская песня: «Когда берёшь гитару, она тихонько подпевает тебе и учится, тоже учится подпевать голосу. Гитара подстраивается к голосу сама, а потом – голос к гитаре. Авторская песня… это та самая, где очень важно присутствие автора. Этопесня, не предназначенная для исполнителя. Во всяком случае, мне не знаком автор, пишущий стихи с гитарой в руках, который искал бы исполнителей своих песен».

Микаэл Таривердиев, композитор, отмечал, что для него «барды – явление драгоценное… Бард в трёх лицах: он автор стихов, автор музыки, он же исполнитель. И пусть его голос подчас уступает по красоте голосу настоящих певцов, а стихи не всегда идеально отточены, но поразительная мера искренности, помноженная на личное, заинтересованное восприятие мира, составляет… драгоценность его творчества».

Авторская песня воскрешала и традиции городского романса, и туристической песни, многие мотивы и интонации которой она вобрала. Вообще, авторская песня выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности. Не случайно этот жанр очень раздражал власть, а лучшие барды тех лет так или иначе оказывались в опале.

Одним из наиболее ярких выразителей новых поэтических настроений стал со второй половины 50-х годов Булат Окуджава, на долгие десятилетия вперёд занявший место своеобразного лидера жанра.

Посмотрите внимательно на дату. В 1924 году еще ничего не знали о Дне Победы (9 мая 1945 года), но у ребенка, родившегося в Москве 9 мая 1924 года, вся жизнь будет связана именно с войной и с борьбой. История Родины и жизнь человека переплетаются с такой силой, что стихийные повороты жизни общества могут перевернуть жизнь простого человека. Но и жизнь одного человека может так повлиять на историю страны, что эта история создаст новый вихрь. На этом уроке мы поговорим об Окуджаве – барде поэте, собственно говоря, в творчестве этого человека неразделимо.

Вначале немного из биографии поэта.

Учащийся. При рождении родители дали сыну имя Дориан, в честь Дориана Грея. Первый месяц жизни Окуджава прожил под именем Дориан. Мария Налбандян (бабушка по матери), приехавшая в Москву, чтобы помочь дочери в первые недели после родов, называла внука Дариком. Только через месяц, когда пришло время регистрировать ребенка, Шалва признался, что в имени «Дориан» ему стала слышаться претензия — и предложил скромное, но достойное имя Булат. Жена одобрила.

Учащийся. Окуджава был выходцем из семьи коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец — Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать — Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна.

В раннем детстве, месяцами живя то в Москве с родителями, то в Грузии с бабушкой-армянкой, мальчик говорил и по-грузински, и по-армянски. Потом случилось так, что ни по-грузински, ни по-армянски говорить не приходилось. Знание слов ушло, но чувство этих звучных языков осталось в глубине памяти

Уащийся в роли Окуджавы. «Моя родина – это Арбат. Я родился на Большой Молчановке, воспитывался в арбатском дворе. Потом меня стали возить в Грузию, на родину отца и матери. Так параллельно с арбатской появилась грузинская линия, возник какой-то второй поток во мне. И всё же оставался москвичом, и в поэзии меня воспитывал русский фольклор. После войны я учился в Тбилисском университете, но чувствовал себя арбатцем. Так эти два потока во мне сосуществуют».

Учитель. В 1937 году его отец, видный партийный работник, был арестован и вскоре расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Сын с ней встретится только через десять лет. Тринадцатилетнего мальчика родственникам удалось спрятать и тем самым спасти от детского дома, куда было положено «сдавать детей» «врагов народа».

Чтение учащимся стихотворения.

Мой отец.

Он был худощав и насвистывал старый, давно позабытый мотив,

И к жёсткому чубчику ежеминутно его пятерня прикасалась.

Он так и запомнился мне на прощанье, к порогу лицо обратив,

А жизнь быстротечна, да вот бесконечной ему почему-то казалась.

Его расстреляли на майском рассвете, и вот он уже далеко.

Всё те же леса, водопады, дороги, и запах акаций острый.

И кто-то ж кричал: «Не убий!» - одинокий…

И в это поверить легко.

Но бредили кровью и местью святою все прочие братья и сёстры.

И время отца моего молодого печальный развеяло прах,

И нету надгробья, и памяти негде над гробом склониться, рыдая.

А те, что виновны в убийстве, и сами давно уже все в небесах,

И там, в вышине, их безвестная стая кружится, редея и тая.

В учебниках школьных покуда безмолвны и пуля, и пламя, и плеть,

Но чьё-то перо уже пишет и пишет о том, что пока безымянно.

И нам остаётся, пока суд да дело, не грезить, а плакать и петь,

И слёзы мои солоны и горючи. И голос прекрасен…

Как странно.

Учащийся. Только через полтора года Булат Окуджава смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учёбу в московской школе. Из 9 класса ушёл на войну. Был миномётчиком, связистом и взводным запевалой. В 1947 году вернулась мама. Об этой трогательной и горькой встрече Б.Окуджава поведал в рассказе «Девушка моей мечты».

В памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко. Войну поэт воспринимает как трагическое испытание человеческой души. Как сказал сам Окуджава, «все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против неё. Описание первого военного дня, каким запомнил его Окуджава, находим в рассказе «Утро красит нежным светом»:

Окуджава. Да ведь это было совсем недавно: лето в Тбилиси, жара, позднее утро. Мы как раз собирались уезжать к морю. Я и дядя Николай перетряхивали чемоданы. Тетя Сильвия отбирала летние вещи. Мне было семнадцать лет. Вдруг отворилась дверь, и вошла без стука наша соседка. Мы шумно ее приветствовали. Она сказала белыми губами:

Вы что, ничего не слышали?

Слышали,— сказал дядя Николай,— столько чего слышали… А что вы имеете в виду?

Война,— сказала она.

А-а-а,— засмеялся дядя Николай.— Таити напало на Гаити?

Перестань,— сказала тетя Сильвия.— Что случилось, дорогая?

Война, война…— прошелестела соседка.— Включите же радио!

По радио гремели военные марши. Я выглянул в окно — все было прежним.

Вот что,— сказала тетя Сильвия дяде Николаю и мне,— бегите в магазин и купите побольше масла… Я знаю, что такое война!..

Мы отправились в магазин. Народу было много, но продукты, как обычно, лежали на своих местах. Мы купили целый килограмм масла.

Может быть, еще?— спросил я.

Ты сошел с ума! На нас уже смотрят. Стыдно.

Мы принесли то масло домой. Кто знал, что война так затянется?»

Учащийся. Подлинная фронтовая биография рядового Окуджавы реконструируется так: с августа по сентябрь 1942 года — карантин в 10-м отдельном запасном минометном дивизионе, в Кахетии (возможно, отсюда впоследствии — «десятый наш десантный батальон»). Затем в том же карантине — после двухмесячного обучения под руководством мрачного сержанта Ланцова — он сам муштрует вновь прибывших, как о том повествуется в рассказе «Уроки музыки». И уже от него достается старым новобранцам, годящимся ему в отцы и мирно спрашивающим его по вечерам, пишут ли ему из дома. А ему не пишут — некому.

С октября 1942 года по 16 декабря (эту дату он называл, говоря о своем ранении) — он на Северо-Кавказском фронте, под Моздоком, в составе минометной бригады 254-го гвардейского кавалерийского полка 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса под командованием генерал-майора А.Г.Селиванова. Впоследствии именно этот факт — служба в Донском корпусе — будет отображен при его публикации в газете «Боец РККА», где у него летом 1945 года появилась даже собственная рубрика.

Вспоминая этот же первый день на передовой, он рассказывал на концерте в 1969 году:

Окуджава. В первый день я попал на передовую. И я, и несколько моих товарищей, такие же, как я, семнадцатилетние, очень бодро и счастливо выглядели. И на груди у нас висели автоматы. И мы шли вперед в расположение нашей батареи. И уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться. И в тот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Но мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра. Потом все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Все проходили по своим делам, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой.

Подняли головы. Поняли, что пора уже вставать. Встали и тоже пошли. Это было первое наше боевое крещение. Тогда я первый раз узнал, что я трус. Первый раз. Кстати, должен вам сказать, что до этого я считал себя очень храбрым человеком, и все, кто был со мной, считали себя самыми храбрыми. Все, кто были со мной,— они тоже боялись: одни показывали вид, другие не показывали — все боялись. Это меня немножечко утешило.

С января 1943 года — запасной полк, Батуми, передислокация под Новороссийск, возвращение все в тот же запасной полк (в личном листке по учету кадров 1953 года Окуджава указал его номер — 124-й стрелковый), удавшаяся попытка записаться в артиллерийскую часть (резерв главного командования), отправка в Степанакерт, там Окуджаву переманили в пехотное училище, три месяца он промучился, донес на себя и был возвращен в артиллерию. Там, в 126-й артиллерийской бригаде, он сочинил первую свою песню — «Нам в холодных теплушках не спалось». Там, в бригаде, он и служил до марта 1944 года, пока не вернулся в Тбилиси… 

Бывает опыт, который начисто убивает творческую способность, особенно в душах тонких и ранимых; Окуджава мог выжить на войне — но не сохранить сентиментальность и гордость, две главные черты, определявшие его характер. Не зря школяр с первого дня на войне сознает свою обреченность:

«Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Разве не достаточно одному столько знать? Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно — убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Черт с ней, с любовью. Я согласен не любить. В конце концов, я уже любил. С меня хватит, если на то пошло. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал. Кому я говорю все это? У кого прошу помощи? Может быть, вот у них, у этих бревен, которыми укреплен блиндаж? Они и сами не рады, что здесь торчат. Они ведь соснами шумели так недавно…»

Песня, которая прозвучит сейчас, написана через много лет после войны

Песня «До свидания, мальчики»

Анализ стихотворения

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
                                Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
                       и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
                                  Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

1958 год.

- Каковы ваши первые впечатления после прочтения стихотворения?

- Какие картины возникли при чтении?

- Какому периоду истории России посвящено данное стихотворение? (Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года)

- Какова тема этого стихотворения? ( Тема войны).

- Сформулируйте основную мысль стихотворения. ( По мнению поэта, война не только отнимала, но и учила пониманию, терпению и любви. Эта мысль наиболее точно отражена в стихотворении «До свидания, мальчики».)

- Почему жанр этого лирического произведения можно определить как стихотворение – плач? Докажите. (Стихи, написанные слезами – протест войне. Напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность (первое предложение с обращением заканчивается восклицательным знаком – надрыв, крик души при расставании, второе – точкой, - смирение с происходящим), певучесть стиха.)

- Рассмотрите структуру стихотворения. На какие части его можно разделить? (Оно делится на две части: первая – это обращение к мальчикам, вторая – обращение к девочкам.)

- Обратимся к первой части. Почему свое стихотворение автор начинает с обращения к войне? Какое языковое средство здесь используется? (Здесь используется олицетворение – излюбленный художественный приём поэта - война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая».)

- Найдите в этой части контекстуальные антонимы? Как вы думаете, почему автор не употребляет синонимы? ( Поэту не нужны синонимы, ведь на войну ушли совсем молодые ребята, которые недавно играли во дворах Арбата, школьные друзья – приятели автора. Вместе с ними и он ушел на фронт. Очень ясно понимается, что дети и война – вещи не совместимые, поэтому слова «мальчики» и «солдаты» воспринимаются в стихотворении как контекстуальные антонимы.)

-Какие ещё используются здесь языковые средства? Какова их роль в стихотворении? (Появляется метонимия «вы будьте высокими», то есть бесстрашными, сильными. Автор использует здесь слово «высокими» так как хочет подчеркнуть красоту юности. Молодости не столько нужна физическая сила, сколько красота - сила эстетическая, со временем она (красота) угаснет и ей на смену придет сила. Стих, построенный на антитезах: смерть – красота, война – детство, - приобретает душещипательное звучание.)

- Какая авторская мысль звучит в обращении к мальчикам? (вместе с ненавистью - и осознание неизбежного, смирение перед происходящим.)

-Что представляет собой вторая часть стихотворения? (Вторая часть – это разговор с девочками, которые, сменив белые платьица на шинели, ушли на фронт вслед за мальчиками.)

- Какие языковые средства использует здесь автор? (Ряд контекстуальных антонимов пополняется: «свадьба» - «разлука», «белые платья» - «сапоги, зеленые крылья погон» , - строится новая антитеза: девочка, красота непорочная, любовь… и война. Метафора «зеленые крылья погон» подчеркивает неопределенность будущей судьбы девочек: как птицы улетят они в неизвестные края, что будет с ними там?)

- Как вы думаете, почему автор ставит многоточие и не делает напутствие девочкам, как мальчикам? ( Напутствия своим девочкам поэт не делает. Он только спорит с теми «злыми языками», которые говорят, что, мол, война – не женское дело и что они идут «войной наугад». И он ставит многоточие. Провожая на войну девочек, у Окуджавы нет слов. Он только просит их вернуться живыми.)

- Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни? ( Лирический герой выражает чувства автора, передает его основную мысль.)

- Определите эмоциональную окраску выраженных в стихотворении чувств. (Стихотворение «До свиданья, мальчики» наполнено горечью и болью. Поэт прощается с мальчиками, еле сдерживая слезы. Но, прощаясь, он дает им напутствие. А следом тональность меняется. И за этими чеканными строками опять звучит искренне и нежно самая большая просьба поэта, которую, к сожалению, выполнят не все ребята, ушедшие на фронт:

постарайтесь вернуться назад.

Все нежное, гармоничное приносится в жертву войне, поэтому с особым замиранием сердца читаются последние строчки, в которых автор провожает девочек на войну. Ни один читающий не может остаться равнодушным к стихотворению «До свидания, мальчики».)

Во всяком случае, интимнее Окуджавы о войне никто не высказался, но это удалось ему лишь потому, что военный опыт не превратил мальчика в мужа. Этот этап был у него впереди.

Естественно спросить: почему же он, так ненавидевший войну, всю жизнь писал о ней, видел ее всюду, прибегал к военным метафорам на каждом шагу? Почему война присутствует в его исторической прозе и в поэтических притчах — не реальная, не Отечественная, но другая, никогда не виденная или вообще выдуманная? Откуда эта воинственность его героев — и полная их беспомощность в реальности?

Но в том и дело, что реальная война не может быть темой романтической лирики. Об этом еще в 1941 году написал вскоре погибший Михаил Кульчицкий. Окуджава потому и смог написать о своих бумажных и оловянных солдатах, о песнях своего полка и о последнем походе своего поколения, что никакая конкретная реальность для него за этим не стоит.

Однако война сыграла в творчестве и жизни Окуджавы еще одну, исключительно важную роль. Он получил право говорить от имени фронтового поколения. Когда в 1964 году на концерте в Лужниках его спросили, как он относится к стихотворению Н.Грибачева «Нет, мальчики!» — откровенно погромному,— он имел полное моральное право ответить: «Я перестал быть мальчиком на фронте в 1942 году».

9 мая 1945 года, на свой двадцать первый день рождения, Окуджава получил в подарок Победу. Он отметил этот праздник скромным застольем с другом, распив с ним две бутылки кахетинского вина номер восемь — ни на что другое денег не хватило. Сто рублей на торжество ему подарила Сильвия. О скромности застолья он упоминал многажды, о фамилии друга умолчал. В сорок пятом у него было много друзей в Тбилиси, главным образом из числа молодых поэтов.

В 1970 году появилась одна из самых знаменитых песен – «Мы за ценой не постоим».

Булат Окуджава. « Ко мне обратился режиссёр Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия. Её я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и ещё несколько человек из съёмочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами попутно родилась мелодия. Я вам её не предлагаю, но мне как-то легче под неё вам эти стихи исполнить». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они все сидят такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорю: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…». И вдруг Шнитке встаёт: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка ещё раз». И тогда я, ободрённый неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась».

Песня «Мы за ценой не постоим».

Песня «Бери шинель, пошли домой» впервые прозвучала в к/ф «От зари до зари» в 1975 году, а в 1977 году на экраны вышел ещё один фильм, в котором зрители снова её услышали.

Песня «Бери шинель, пошли домой»

Учитель. Что вы можете сказать об этой песне, о стихах положенных на музыку не самим автором, а композитором Левашовым?

Когда началась война, Окуджаве было 17 лет. Совсем юным человеком прошел он через суровые испытания и тяготы четырех военных лет. И тема войны звучит в его песнях и стихах и 20, и 30 лет спустя после Великой Победы.

Обратимся к тексту стихотворения “Проводы у военкомата”

Проводы у военкомата

Вот оркестр духовой. Звук медовый.

И пронзителен он так, что – ах... 
Вот и я, молодой и бедовый, 
с чёрным чубчиком, с болью в глазах.


Машут ручки нелепо и споро,

крики скорбные тянутся вслед, 
и безумцем из чёрного хора 
нарисован грядущий сюжет.


Жизнь музыкой бравурной объята –

всё о том, что судьба пополам, 
и о том, что не будет возврата 
ни к любви и ни к прочим делам.


Раскаляются медные трубы –

превращаются в пламя и дым. 
И в улыбке растянуты губы, 
чтоб запомнился я молодым.

Беседа с учащимися:

-Стихотворение написано молодым человеком, которого совсем недавно проводили на фронт, или уже постаревшим, смотрящим сквозь годы на это событие? Как вы это определили?

- Что навсегда врезалось в память уходящему новобранцу? Какие черты сцены проводов сохранила память через столько лет?

- Какой настрой создается такими разными, часто противоположными эпитетами: «молодой, бедовый, бравурная»- и, с другой стороны,- «скорбные», «безумцем из черного хора»?

-Поясните, как вы понимаете эпитет «звук медовый»? какой это звук?

-Какую мелодию играет, на ваш взгляд, оркестр? Какова роль музыки в стихотворении?

( Комментарий учителя: тема музыки, оркестра звучит на протяжении всего стихотворения. И кажется, что это не просто музыка проводов в армию, а мелодия, разделившая жизнь на «до» и «после». Тема музыки делает звучание стихотворения всё более напряженным, катастрофичным: если в начале это звук «медовый»- тягучий, низкий, протяжный; но в третьем четверостишии- это музыка о том, «что судьба пополам».Музыка навсегда запомнится лирическому герою как один из последних атрибутов мирной жизни, атрибутов того мира, который и призвана защитить война.)

- Почему боль в глазах? Героя об этом не спросишь, задумаемся сами.

( Это боль расставания, разлуки, боль потери, страх оттого, что эта разлука может быть навсегда, страх смерти, боль оттого, что нужно улыбаться, “растягивать губы в улыбке”, чтобы поддержать провожающих, запомниться молодым (живым?).)

- “Машут ручки нелепо и споро” – о ком это? О тех, кто машет руками, прощаясь, или снова о лирическом герое, уходящем в строю? Ускоренные, смешные движения, похожие на детскую игру или детский рисунок. Что-то игрушечное, ненастоящее – на войну отправляется оловянный солдатик. Но вслед ему тянутся скорбные крики, действие замедляется, тянется, возникает ощущение трагедии, возникает “безумец из чёрного хора”, голос рока, предсказывающий трагический грядущий сюжет.

(Комментарий учителя

Строка “жизнь музыкой бравурной объята” вызывает в памяти строку из пушкинского романа: “Звучит музыка полковая”; именно “музыка”, как называли игру полкового оркестра, передаёт ощущение безвозвратного перелома в жизни. По ту сторону остаются мирное время, любовь, к которым не будет возврата. Пополам, как нечто хрупкое, переламывается судьба. Впереди у героя испытания, которые ему предстоит преодолеть, подобно сказочному герою. Так раскаляющиеся медные трубы “превращаются в пламя и дым”, ему суждено пройти “сквозь огонь и медные трубы”. Вернётся ли он? Последние строки не дают надежды: даже если герой вернётся, он вернётся уже другим человеком. И только в памяти провожавших его или на старой фотографии он останется (запомнится) молодым...)


Учитель. Стихи о войне, навеянные воспоминаниями о ней, появляются у Окуджавы и в 1960-е, и в 1990- е годы. Война становится моментом проверки истинной ценности человека, призмой, через которую поэт смотрит на своё творчество, свою миссию, на своё поколение.

  1. Итоги урока

Итак, мы прочитали и обсудили, поделились впечатлениями и своим восприятием стихотворений Булата Окуджавы о войне. Мы увидели, что в них нет военной романтики и героизма, что поэт в них стремится выразить своё понимание бесчеловечной правды войны, вспоминает о своей юности и смотрит на те года уже с высоты жизненной мудрости и опыта.

Сегодня мы остановились лишь на некоторых стихотворениях Булата Окуджавы, посвященных теме войны (в том числе и ставшими известными песнями). Хочется надеяться, что ваше знакомство с творчеством поэта продолжится, вы откроете для себя великолепные, потрясающие по философской глубине стихотворения и песни этого великого поэта нашего времени.



  1. Домашнее задание 

Проанализировать одно из стихотворений Окуджавы.

Читать и анализировать стихотворения В. Высоцкого, составить вопросы по его биографии.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей