1 сл. Буллинг и его профилактика
2 сл. Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. — Основная цель — запугать жертву, подчинить ее себе. — Это не всегда физическое нападение, чаще происходит психологическое насилие. Например, распространение слухов и сплетен, словесная травля, бойкот.
3 сл. Отличие буллинга от конфликта
Три главных отличия:
Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.
Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.
4 сл. Кольцо буллинга
Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть определенные действующие лица:
Жертва — тот, на кого направлено насилие.
Агрессор или буллеры — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
Помощник (последователь) – принимает активное участие
Сторонники (одобряющие) – поддерживают, по не принимают участие в буллинге
Пассивные сторонники (пассивно одобряющие) – нравится буллинг, но не дают открытой поддержки
Наблюдатели (равнодушные) — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.
Возможные защитники (потенциальные защитники)– не нравится булиннг, но не думают что могут чем-то помочь
Защитники – не нравится буллинг и пытаются помочь
5 сл. Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:
6 сл. Буллинг в школе может проявляться как со стороны учеников, так и со стороны учителя.
Формы школьного буллинга: Поведение ученика
словесные оскорбления;
используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
отбирают или портят вещи жертвы;
заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
толкают жертву, кидают в неё предметы.
Поведение взрослых – унижение ученика, который не успевает/преуспевает в учебе или уязвим в других отношениях, негативные или саркастические высказывания в отношении внешности или происхождения ученика, устрашающие или угрожающие жесты или выражения.
7 сл. Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок. Агрессия возникает:
из-за сложностей с коммуникацией,
из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
из-за давления учителей,
из-за возрастного или личностного кризиса.
В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого.
8 сл. Разновидность буллинга -кибербуллинг
Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.
Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.
Формы кибербуллинга:
Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.
9 сл. Последствия буллинга или кибербуллинга
Защитное агрессивное поведение
Школьная дезадаптация
Агрессия по отношению к близким, животным
Проблема с питанием
Нарушения сна
Тревога по отношению к социальным сетям и чатам
Отказ посещать те места, где раньше часто бывал
Социальная изоляция
Психологическая изоляция
Суицид
10сл. Что делать, если в классе появился агрессор?
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в его доме.
Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
Бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
11 сл. Что делать, если ученик стал жертвой буллинга?
Буллинг — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться фразами, которые помогут начать диалог:
«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
12 сл. Выводы
Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели.
Если вы узнали, что в вашем классе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учениками, родителями, если не получается решить проблему своими силами следует обратиться к специалистам
13 сл. Полезная литература
Андрей Афанасьев «Дети интернета» - книга для родителей, как понять, что смотрит ребенок, что делать.
Наталья Цымбаленко, «Буллинг. Как остановить травлю ребенка». Книга основана на личном опыте и отражает современную образовательную реальность России: сотрудница правительства Москвы рассказывает, как ей удалось путём жалоб и судебных разбирательств остановить травлю в школе, где учится её сын. Также Наталья объясняет, кто и почему становится жертвой травли, что зависит от школы, а что — от семьи, когда стоит вмешиваться и есть ли юридическая ответственность за травлю.
Дэвид А. Лэйн, «Школьная травля (буллинг)». Это научный труд британского социального педагога, который представляет обобщённый и подкреплённый исследованиями взгляд на травлю как социальное явление.
Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны». Сборник советов и практическое руководство по противостоянию травле, написанное подростком для подростков. Книга создана при участии школьных учителей, психологов, родителей, а также детей, подвергавшихся травле в классе.
www.kavkazgeoclub.ru
www.protivnenavisti.ru
Травли.net - психологическая и юридическая поддержка.