СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буллинг в школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

теме  «Буллинг в школе: принципы и практики  предотвращения травли в образовательной среде»

Цель: профилактика буллинга в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления травли в образовательной среде.

 

Задачи: 

1. Ознакомление педагогов с понятием буллинга и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и педагогов.

2. Осознание и осмысление педагогами основных причин возникновения травли.

3.Определение педагогами особенностей поведения участников буллинга и выработка алгоритма действий с классными коллективами.

 

Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы.  (Olweus, 1993)

  • буллинга – за агрессией скрыть свою неполноценность.

Прежде чем ответить на вопросы о том, как справиться учителю и что посоветовать родителям, оценим наше понимание этой проблемы.

  •  «БУЛЛИНГ РАСТЕТ ТАМ, ГДЕ ЕГО КОРМЯТ»

 

  1. Актуализация понятий.

В ситуациях школьной травли участвуют:

1.Только агрессор и жертва

  1. Агрессор, жертва, свидетели
  2. Только дети
  3. Дети, учителя, другие взрослые, оказавшиеся в курсе происходящего

 

Последствиями  буллинга для ребёнка,  оказавшегося в роли агрессора  являются:

  1. Повышение коммуникативных  навыков
  2. Асоциальное поведение – драки, вандализм
  3. Убеждение о вертикали власти как устройстве мира
  4. Проблемы с близкими отношениями в дальнейшем

 

Последствиями  буллинга для ребёнка,  оказавшегося в роли жертвы являются:

  1. Тревожное расстройство, социальная тревога, депрессия
  2. Повышение социальных навыков, личностное развитие
  3. Психосоматические заболевания, суицидальные мысли
  4. Сниженная школьная успеваемость, выпадение из учёбы

 

Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны:

  1. Бежать за администрацией
  2. Подойти и остановить агрессию, пресечь физический и зрительный контакт между агрессором и жертвой
  3. Заставить свидетелей разойтись
  4. Оставить свидетелей и прекращать агрессивный эпизод
  5. Ссылаться на устав школы и законодательство страны
  6. Стыдить агрессора, ссылаться на страдание жертвы

 

После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам  нужно:

  1. Поскорее забыть о произошедшем
  2. Похвалить детей за попытки остановить происходящее
  3. Проинструктировать детей: кого позвать и кому рассказать потом, что можно сделать самим (попросить прекратить агрессию)
  4. Не вмешиваться в ситуацию
  5. Провести беседу о том, что такое поведение в школе недопустимо

2. Выступление по теме: «Проблема буллинга в школе. Программы профилактики».

  Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией. 

    Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить, не было специального научного термина, для обозначения данного явления. Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) показывает, что Россия находится на первых местах по частоте эпизодов травли, с которыми сталкиваются дети.

  • Китай: опыт жертв имеют 13-25% (Eslea et al., 2004), 
  • Тайланд: опыт жертв - около 16% (Sittichai, 2014);
  • Колумбия: опыт жертв - 30% (Chaux et al., 2009),
  • Никарагуа: вовлечены в буллинг более 50% учащихся школ (Romera et al., 2011)

   Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания.

   Структура стабильна, роли могут меняться: жертва, агрессор, свидетели.

Отличается от конфликта и имеет следующие особенности:

        •Агрессивность (направлен на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека.

•Целенаправленность  (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и  регулярность

•Неравенство силы (это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит).

  • никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим

•Буллинг имеет негативные последствия для всех участников (не только для жертвы и агрессора, но и  свидетелей – утрата способности к сочувствию, пассивность, привычка к страху, переживание себя как правонарушителя).

П о типу делится на прямой и косвенный:

   Прямой (физическая, вербальная агрессия)  - удары, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какойлибо неудобной / унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение

     Косвенный (слухи, сплетни, игнорирование) - Может проявляться в насмешках, обзывании, высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани.

По способу причинения:  физическое, психологическое, сексуальное, экономическое.

Кибербуллинг – новая, стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая возможности интернета (в первую очередь, анонимность и огромное число пользователей) для агрессивного преследования человека.

  • кибербуллинга (динамично меняются)
  • Харассмент (настойчивые оскорбительные или угрожающие сообщения)
  • Грифинг (порча удовольствия от игры)
  • Троллинг (провокация сильных эмоциональных реакций и аффектов)
  •  Секстинг (сообщения сексуального характера, в основном, фотографии)
  •  Флейминг (публичный обмен оскорблениями)
  •  Клевета (унижающая ложная информация, искаженные изображения)
  • Фрэпинг (использование чужого аккаунта, публикация нежелательного контента)
  •  Исключение (удаление из «списка друзей», создание закрытых чатов)

  Вернемся к мотивам буллинга.

Агрессор получает внимание, смех, одобрение, подражание, страх, авторитет. Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. 

  • происходит, когда:
  • Определиться со статусами, выстроить социальную иерархию
  • Выразить гнев, напряжение, усталость, раздражение
  • Остановить нежелательное (и вообще) поведение
  • Сделать так, чтобы тебя боялись
  • Поддержать тревожную атмосферу («чтобы не расслаблялись»)
  • Есть потенциальная жертва,  кто-то из взрослых сам высмеивает чью-то особенность или молчание со стороны учителя (дети чувствуют свою безнаказанность).

   ПРОГРАММА профилактики норвежского педагога, психолога Ольвеуса  направлена на школьную среду.

Основные принципы:

Все взрослые в школе – ролевые модели для детей (доброжелательный стиль общения, не имеем право демонстрировать действия, связанные с травлей).   И для сотрудников школы, и для школьников должно стать нормативным реагировать на ситуации, когда над кем-то издеваются или кого-то игнорируют. Каждый взрослый должен прекращать издевательства. Активное вмешательство взрослых.

Фундаментальное человеческое право каждого ребенка – учиться в безопасном и гуманном школьном сообществе.

Вовлечение детей и родителей в регулярные дискуссии о буллинге. Регулярные встречи класса, круговые обсуждения в классе – это важно для программы. Включение поддержки родителей в предотвращение травли. Родителям важно услышать, что сотрудники школы осведомлены о травле, обеспокоены и активно работают, чтобы остановить издевательства.

   Основная идея: До 12 лет решить проблему буллинга с детьми проще всего (опираются на мнение учителя).

Программой Ольвеуса рекомендует школам принять четыре простых правила о буллинге:

• Мы не будем запугивать других.

• Мы постараемся помочь школьникам, над которыми издеваются.

• Мы постараемся включить тех, кто остался за бортом.

• Если мы знаем, что над кем-то издеваются, мы сообщим взрослым.

Повышенный надзор взрослых за местами, где практикуется буллинг. Проведение опросника.

   Опросник Программы позволяет собрать информацию, чтобы помочь школам определить горячие точки, где происходит травля, с целью повышения контроля. Травля, как правило, процветают в тех местах, где взрослые не присутствуют или не настороже.

 

Что может учитель?

  1. игнорировать. Пресекать.
  2. Развивать идеи недопустимости травли.
  3. Повышать  внимание сотрудников и администрации к проблеме.
  4. Вовлекать родителей в обсуждение и поиски решения проблемы.
  5. Развивать альтернативные способы взаимодействия. Уважение, взаимопомощь, поддержка, внимание, интерес.

Алгоритм работа с классом:

  1. Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию (травля – это…)
  2. Дать оценку:
  • Недопустимость и неприятие любых форм поведения
  • Вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются
  1. Обозначить травлю как общую проблему:
  • Решать всем вместе
  • Стараться, чтобы был дружный класс
  1. Сформулировать выбор каждого
  • Осознать важность действий каждого
  • Оценить личный вклад

Никогда не участвую. 2-иногда, 3- это интересно

  1. Принятие или обращение к правилам для класса
  • Не оскорблять, не быть равнодушным
  1. Поддерживать благоприятный климат и контролировать эмоциональное состояние.

 

ПРИЕМЫ ДАВЛЕНИЯ

 

Лесть

 

Шантаж

 

Уговоры

 

Угрозы, запугивание

 

Насмешки

 

Похвала

 

Подкуп

 

Подчёркнутое внимание

 

Призыв «Делай как я»

 

Обман

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА

Участник

 

Кто ими становится

Эмоциональный фон

АГРЕССОР (БУЛЛЕР)

 

    • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе
    • Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву
    • Дети, стремящиеся быть в центре внимания
    • Дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания)
    • Максималисты, не желающие идти на компромиссы
    • Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение
    • Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения.
  • Импульсивность
  • Раздражительность
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Завышенная самооценка
  • Враждебность (агрессивность)
  • Отсутствие коммуникативных навыков
  • Склонность ко лжи
  • На уроке привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб
  • Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним
  • Не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники
  • Входит в состав небольшой девиантной группы
  • Избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости

   

  Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию.

Преследователи или помощники буллинга:

 · Несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих

· Дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежные и законопослушные)

· Дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других)

· Эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»)

· Не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса

· Трусливые и озлобленные дети.

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА            

     Типичных жертв школьного буллинга нет. Любой ребёнок может быть изгоем. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе. Жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожнодепрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.  Они склонны видеть мир полным опасностей, а себя - неспособными повлиять на происходящее.

Участник

 

Кто ими становится

Эмоциональный фон

ЖЕРТВА

 

    • С необычной внешностью
    • Страдающие физическими недостатками
    • Тихие и слабые
    • Неопрятно одетые
    • Замкнутые и застенчивые, неуверенные в себе, тревожные
    • Одаренные дети (флегматики и меланхолики)
    • Выделяющиеся внешним видом
    • Ябеды
    • Неуспешные в учебе
    • Не умеющие общаться, с низкими социальными навыками
    • Болезненные дети
    • Не умеющие за себя постоять
    • Дети другой национальности

 

  • Тревожность
  • Неуверенность
  • Чувствительность
  • Уныние
  • Переживания
  • Эмоциональный дискомфорт
  • Одиночество
  • Плаксивость
  • Импульсивность
  • Зависимость от мнения других

 

 

Поведение жертвы буллинга:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны
  • на уроках он ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых
  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища на агрессивные действия со стороны
  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет
  • плохо ладит со сверстниками
  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА               

     Свидетели буллинга – их называют «союзниками» или «зрителями». Зрители часто не чувствуют личную ответственность, так как буллинг провоцирует просто делать, как все.

Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.

Участник

 

Кто ими становится

Эмоциональный фон

СВИДЕТЕЛИ

 

Ими могут быть как дети, так и взрослые – учителя, технический персонал, которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах.

  • Страх («Хорошо, что  не я»),
  • Беспомощность, так как не могут остановить или оказать помощь
  • Стремление уйти от ситуации, чтобы не быть втянутым
  • Вина из-за бездействия
  • Вина из-за того, что присоединились к агрессору
  • Выбор позиции между силой и слабостью
  • Сочувствие, сострадание
  • Желание присоединиться
  • Подчинение «стадному чувству»
  • Попытка заслужить расположение лидера класса
  • Страх оказаться в положении жертвы
  • Нерешительность пойти против большинства.

 

Взрослые испытывают:

  • Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться.

 

  • Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и они не знают, как это прекратить.

 

  • Защитное игнорирование фактов  «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено».

 

  • Присоединение к агрессору «Наконец, ему (ей) воздалось по заслугам» 9если травля в отношении проблемного ученика).

 

 

 

 

«ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЮ СВЕРСТНИКОВ»

Задания в группах

  1. Сейчас вы разобьетесь по парам. Вспомните и расскажите друг другу ситуацию из вашей жизни, когда вас пытались заставить что-либо сделать.

Что вы чувствовали при этом?

Опишите ваши чувства:     _____________________________________________

  1. К какому способу давления относиться ваша ситуация?

Давайте рассмотрим способы оказания давления, которые наиболее часто используются:

  • лесть
  • шантаж
  • уговоры
  • угрозы, запугивание
  • насмешки
  • похвала
  • подкуп
  • подчёркнутое внимание
  • призыв «Делай как я»
  • обман
  1. Задание: Доброволец в центре группы. Вся группа пытается заставить его написать на листе бумаги свое имя. Каждый участник по –очереди использует разные способы давления.

Что чувствовал участник? Согласился ли на выполнение задания? Какой способ был более убедителен? Почему?

  1. Вывод:
  • Трудно сопротивляться групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.
  • Уверенный в себе человек способен не бездумно подчиняться групповому давлению, а сопоставлять его со своими желаниями и мнениями и поступать в соответствии с этим.

 

 

 

СПОСОБЫ ОТКАЗА:

 

  1. Отказ – соглашение. Человек согласен с предложением, но находит причину для отказа.

 

  1. Отказ – обещание. Человек соглашается, но выполнит не в данный момент, а при других обстоятельствах.

 

 

  1. Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение, предлагается сделать что-то другое. Нужно придумать другое ценное предложение.

 

  1. Отказ – отрицание. Человек ни при каких обстоятельствах не согласиться. Сказать «НЕТ», не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать говорить «НЕТ».

 

 

  1. Отказ-конфликт. Содержит угрозы, человек может уйти и не участвовать в нежелательном действии. Применяется в случае выраженного давления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЯ:

  1. Своевременно замечать и принимать меры по предотвращению травли в детских коллективах. Отв. педагоги
  2. Принять к сведению и использовать полученную информацию (памятки по предотвращению травли в детском коллективе). Отв. педагоги
  3. Провести классный час по теме «Травле – НЕТ!» с обсуждением и принятием ценностей (4 модели поведения). Отв. кл. рук. до 01.04.19
  4. Беседа на родительском собрании (использовать памятку «Как помочь своему ребенку, если он стал жертвой травли»). Отв. кл. рук. до 01.04.19
  5. Проводить мониторинг эмоционального состояния обучающихся. Отв. Бодунова Н.А. (ноябрь-апрель)
  6. Внести изменения и корректировку в программу профилактики СП.  Отв. Бодунова Н.А., Величко Е.В. до 01.03.19

 

 

теме  «Буллинг в школе: принципы и практики  предотвращения травли в образовательной среде»

Цель: профилактика буллинга в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления травли в образовательной среде.

 

Задачи: 

1. Ознакомление педагогов с понятием буллинга и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и педагогов.

2. Осознание и осмысление педагогами основных причин возникновения травли.

3.Определение педагогами особенностей поведения участников буллинга и выработка алгоритма действий с классными коллективами.

 

Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы.  (Olweus, 1993)

  • буллинга – за агрессией скрыть свою неполноценность.

Прежде чем ответить на вопросы о том, как справиться учителю и что посоветовать родителям, оценим наше понимание этой проблемы.

  •  «БУЛЛИНГ РАСТЕТ ТАМ, ГДЕ ЕГО КОРМЯТ»

 

  1. Актуализация понятий.

В ситуациях школьной травли участвуют:

1.Только агрессор и жертва

  1. Агрессор, жертва, свидетели
  2. Только дети
  3. Дети, учителя, другие взрослые, оказавшиеся в курсе происходящего

 

Последствиями  буллинга для ребёнка,  оказавшегося в роли агрессора  являются:

  1. Повышение коммуникативных  навыков
  2. Асоциальное поведение – драки, вандализм
  3. Убеждение о вертикали власти как устройстве мира
  4. Проблемы с близкими отношениями в дальнейшем

 

Последствиями  буллинга для ребёнка,  оказавшегося в роли жертвы являются:

  1. Тревожное расстройство, социальная тревога, депрессия
  2. Повышение социальных навыков, личностное развитие
  3. Психосоматические заболевания, суицидальные мысли
  4. Сниженная школьная успеваемость, выпадение из учёбы

 

Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны:

  1. Бежать за администрацией
  2. Подойти и остановить агрессию, пресечь физический и зрительный контакт между агрессором и жертвой
  3. Заставить свидетелей разойтись
  4. Оставить свидетелей и прекращать агрессивный эпизод
  5. Ссылаться на устав школы и законодательство страны
  6. Стыдить агрессора, ссылаться на страдание жертвы

 

После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам  нужно:

  1. Поскорее забыть о произошедшем
  2. Похвалить детей за попытки остановить происходящее
  3. Проинструктировать детей: кого позвать и кому рассказать потом, что можно сделать самим (попросить прекратить агрессию)
  4. Не вмешиваться в ситуацию
  5. Провести беседу о том, что такое поведение в школе недопустимо

2. Выступление по теме: «Проблема буллинга в школе. Программы профилактики».

  Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией. 

    Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить, не было специального научного термина, для обозначения данного явления. Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) показывает, что Россия находится на первых местах по частоте эпизодов травли, с которыми сталкиваются дети.

  • Китай: опыт жертв имеют 13-25% (Eslea et al., 2004), 
  • Тайланд: опыт жертв - около 16% (Sittichai, 2014);
  • Колумбия: опыт жертв - 30% (Chaux et al., 2009),
  • Никарагуа: вовлечены в буллинг более 50% учащихся школ (Romera et al., 2011)

   Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания.

   Структура стабильна, роли могут меняться: жертва, агрессор, свидетели.

Отличается от конфликта и имеет следующие особенности:

        •Агрессивность (направлен на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека.

•Целенаправленность  (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и  регулярность

•Неравенство силы (это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит).

  • никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим

•Буллинг имеет негативные последствия для всех участников (не только для жертвы и агрессора, но и  свидетелей – утрата способности к сочувствию, пассивность, привычка к страху, переживание себя как правонарушителя).

П о типу делится на прямой и косвенный:

   Прямой (физическая, вербальная агрессия)  - удары, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какойлибо неудобной / унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение

     Косвенный (слухи, сплетни, игнорирование) - Может проявляться в насмешках, обзывании, высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани.

По способу причинения:  физическое, психологическое, сексуальное, экономическое.

Кибербуллинг – новая, стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая возможности интернета (в первую очередь, анонимность и огромное число пользователей) для агрессивного преследования человека.

  • кибербуллинга (динамично меняются)
  • Харассмент (настойчивые оскорбительные или угрожающие сообщения)
  • Грифинг (порча удовольствия от игры)
  • Троллинг (провокация сильных эмоциональных реакций и аффектов)
  •  Секстинг (сообщения сексуального характера, в основном, фотографии)
  •  Флейминг (публичный обмен оскорблениями)
  •  Клевета (унижающая ложная информация, искаженные изображения)
  • Фрэпинг (использование чужого аккаунта, публикация нежелательного контента)
  •  Исключение (удаление из «списка друзей», создание закрытых чатов)

  Вернемся к мотивам буллинга.

Агрессор получает внимание, смех, одобрение, подражание, страх, авторитет. Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. 

  • происходит, когда:
  • Определиться со статусами, выстроить социальную иерархию
  • Выразить гнев, напряжение, усталость, раздражение
  • Остановить нежелательное (и вообще) поведение
  • Сделать так, чтобы тебя боялись
  • Поддержать тревожную атмосферу («чтобы не расслаблялись»)
  • Есть потенциальная жертва,  кто-то из взрослых сам высмеивает чью-то особенность или молчание со стороны учителя (дети чувствуют свою безнаказанность).

   ПРОГРАММА профилактики норвежского педагога, психолога Ольвеуса  направлена на школьную среду.

Основные принципы:

Все взрослые в школе – ролевые модели для детей (доброжелательный стиль общения, не имеем право демонстрировать действия, связанные с травлей).   И для сотрудников школы, и для школьников должно стать нормативным реагировать на ситуации, когда над кем-то издеваются или кого-то игнорируют. Каждый взрослый должен прекращать издевательства. Активное вмешательство взрослых.

Фундаментальное человеческое право каждого ребенка – учиться в безопасном и гуманном школьном сообществе.

Вовлечение детей и родителей в регулярные дискуссии о буллинге. Регулярные встречи класса, круговые обсуждения в классе – это важно для программы. Включение поддержки родителей в предотвращение травли. Родителям важно услышать, что сотрудники школы осведомлены о травле, обеспокоены и активно работают, чтобы остановить издевательства.

   Основная идея: До 12 лет решить проблему буллинга с детьми проще всего (опираются на мнение учителя).

Программой Ольвеуса рекомендует школам принять четыре простых правила о буллинге:

• Мы не будем запугивать других.

• Мы постараемся помочь школьникам, над которыми издеваются.

• Мы постараемся включить тех, кто остался за бортом.

• Если мы знаем, что над кем-то издеваются, мы сообщим взрослым.

Повышенный надзор взрослых за местами, где практикуется буллинг. Проведение опросника.

   Опросник Программы позволяет собрать информацию, чтобы помочь школам определить горячие точки, где происходит травля, с целью повышения контроля. Травля, как правило, процветают в тех местах, где взрослые не присутствуют или не настороже.

 

Что может учитель?

  1. игнорировать. Пресекать.
  2. Развивать идеи недопустимости травли.
  3. Повышать  внимание сотрудников и администрации к проблеме.
  4. Вовлекать родителей в обсуждение и поиски решения проблемы.
  5. Развивать альтернативные способы взаимодействия. Уважение, взаимопомощь, поддержка, внимание, интерес.

Алгоритм работа с классом:

  1. Назвать вещи своими именами, проговорить ситуацию (травля – это…)
  2. Дать оценку:
  • Недопустимость и неприятие любых форм поведения
  • Вспомнить личное состояние, когда все смеются, издеваются
  1. Обозначить травлю как общую проблему:
  • Решать всем вместе
  • Стараться, чтобы был дружный класс
  1. Сформулировать выбор каждого
  • Осознать важность действий каждого
  • Оценить личный вклад

Никогда не участвую. 2-иногда, 3- это интересно

  1. Принятие или обращение к правилам для класса
  • Не оскорблять, не быть равнодушным
  1. Поддерживать благоприятный климат и контролировать эмоциональное состояние.

 

ПРИЕМЫ ДАВЛЕНИЯ

 

Лесть

 

Шантаж

 

Уговоры

 

Угрозы, запугивание

 

Насмешки

 

Похвала

 

Подкуп

 

Подчёркнутое внимание

 

Призыв «Делай как я»

 

Обман

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА

Участник

 

Кто ими становится

Эмоциональный фон

АГРЕССОР (БУЛЛЕР)

 

    • Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе
    • Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву
    • Дети, стремящиеся быть в центре внимания
    • Дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания)
    • Максималисты, не желающие идти на компромиссы
    • Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение
    • Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения.