СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
теме «Буллинг в школе: принципы и практики предотвращения травли в образовательной среде»
Цель: профилактика буллинга в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления травли в образовательной среде.
Задачи:
1. Ознакомление педагогов с понятием буллинга и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и педагогов.
2. Осознание и осмысление педагогами основных причин возникновения травли.
3.Определение педагогами особенностей поведения участников буллинга и выработка алгоритма действий с классными коллективами.
Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы. (Olweus, 1993)
Прежде чем ответить на вопросы о том, как справиться учителю и что посоветовать родителям, оценим наше понимание этой проблемы.
В ситуациях школьной травли участвуют:
1.Только агрессор и жертва
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли агрессора являются:
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли жертвы являются:
Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны:
После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам нужно:
2. Выступление по теме: «Проблема буллинга в школе. Программы профилактики».
Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией.
Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить, не было специального научного термина, для обозначения данного явления. Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) показывает, что Россия находится на первых местах по частоте эпизодов травли, с которыми сталкиваются дети.
Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания.
Структура стабильна, роли могут меняться: жертва, агрессор, свидетели.
Отличается от конфликта и имеет следующие особенности:
•Агрессивность (направлен на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека.
•Целенаправленность (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и регулярность
•Неравенство силы (это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит).
•Буллинг имеет негативные последствия для всех участников (не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей – утрата способности к сочувствию, пассивность, привычка к страху, переживание себя как правонарушителя).
П о типу делится на прямой и косвенный:
Прямой (физическая, вербальная агрессия) - удары, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какойлибо неудобной / унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение
Косвенный (слухи, сплетни, игнорирование) - Может проявляться в насмешках, обзывании, высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани.
По способу причинения: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое.
Кибербуллинг – новая, стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая возможности интернета (в первую очередь, анонимность и огромное число пользователей) для агрессивного преследования человека.
Вернемся к мотивам буллинга.
Агрессор получает внимание, смех, одобрение, подражание, страх, авторитет. Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить.
ПРОГРАММА профилактики норвежского педагога, психолога Ольвеуса направлена на школьную среду.
Основные принципы:
Все взрослые в школе – ролевые модели для детей (доброжелательный стиль общения, не имеем право демонстрировать действия, связанные с травлей). И для сотрудников школы, и для школьников должно стать нормативным реагировать на ситуации, когда над кем-то издеваются или кого-то игнорируют. Каждый взрослый должен прекращать издевательства. Активное вмешательство взрослых.
Фундаментальное человеческое право каждого ребенка – учиться в безопасном и гуманном школьном сообществе.
Вовлечение детей и родителей в регулярные дискуссии о буллинге. Регулярные встречи класса, круговые обсуждения в классе – это важно для программы. Включение поддержки родителей в предотвращение травли. Родителям важно услышать, что сотрудники школы осведомлены о травле, обеспокоены и активно работают, чтобы остановить издевательства.
Основная идея: До 12 лет решить проблему буллинга с детьми проще всего (опираются на мнение учителя).
Программой Ольвеуса рекомендует школам принять четыре простых правила о буллинге:
• Мы не будем запугивать других.
• Мы постараемся помочь школьникам, над которыми издеваются.
• Мы постараемся включить тех, кто остался за бортом.
• Если мы знаем, что над кем-то издеваются, мы сообщим взрослым.
Повышенный надзор взрослых за местами, где практикуется буллинг. Проведение опросника.
Опросник Программы позволяет собрать информацию, чтобы помочь школам определить горячие точки, где происходит травля, с целью повышения контроля. Травля, как правило, процветают в тех местах, где взрослые не присутствуют или не настороже.
Что может учитель?
Алгоритм работа с классом:
Никогда не участвую. 2-иногда, 3- это интересно
ПРИЕМЫ ДАВЛЕНИЯ
Лесть
Шантаж
Уговоры
Угрозы, запугивание
Насмешки
Похвала
Подкуп
Подчёркнутое внимание
Призыв «Делай как я»
Обман
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА
Участник
|
Кто ими становится |
Эмоциональный фон |
АГРЕССОР (БУЛЛЕР)
|
|
|
Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию.
Преследователи или помощники буллинга:
· Несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих
· Дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежные и законопослушные)
· Дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других)
· Эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»)
· Не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса
· Трусливые и озлобленные дети.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА
Типичных жертв школьного буллинга нет. Любой ребёнок может быть изгоем. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе. Жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожнодепрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида. Они склонны видеть мир полным опасностей, а себя - неспособными повлиять на происходящее.
Участник
|
Кто ими становится |
Эмоциональный фон |
ЖЕРТВА
|
|
|
Поведение жертвы буллинга:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА
Свидетели буллинга – их называют «союзниками» или «зрителями». Зрители часто не чувствуют личную ответственность, так как буллинг провоцирует просто делать, как все.
Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.
Участник
|
Кто ими становится |
Эмоциональный фон |
СВИДЕТЕЛИ
|
Ими могут быть как дети, так и взрослые – учителя, технический персонал, которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. |
|
Взрослые испытывают:
«ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЮ СВЕРСТНИКОВ»
Задания в группах
Что вы чувствовали при этом?
Опишите ваши чувства: _____________________________________________
Давайте рассмотрим способы оказания давления, которые наиболее часто используются:
Что чувствовал участник? Согласился ли на выполнение задания? Какой способ был более убедителен? Почему?
СПОСОБЫ ОТКАЗА:
РЕШЕНИЯ:
теме «Буллинг в школе: принципы и практики предотвращения травли в образовательной среде»
Цель: профилактика буллинга в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления травли в образовательной среде.
Задачи:
1. Ознакомление педагогов с понятием буллинга и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и педагогов.
2. Осознание и осмысление педагогами основных причин возникновения травли.
3.Определение педагогами особенностей поведения участников буллинга и выработка алгоритма действий с классными коллективами.
Буллинг (травля) - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы. (Olweus, 1993)
Прежде чем ответить на вопросы о том, как справиться учителю и что посоветовать родителям, оценим наше понимание этой проблемы.
В ситуациях школьной травли участвуют:
1.Только агрессор и жертва
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли агрессора являются:
Последствиями буллинга для ребёнка, оказавшегося в роли жертвы являются:
Если вы увидели, что один ребёнок издевается над другим, толкает его, а вокруг собрались наблюдатели, вы должны:
После эпизода, когда один ребёнок издевается над другим, толкает его, а другие дети наблюдают за происходящим, вам нужно:
2. Выступление по теме: «Проблема буллинга в школе. Программы профилактики».
Согласно исследованиям психологов, многие в детстве хотя бы раз становились жертвами травли и были психологически травмированы ситуацией.
Проблема буллинга долгое время умалчивалась, о ней не принято было говорить, не было специального научного термина, для обозначения данного явления. Международная статистика распространённости травли в школах (исследования ВОЗ) показывает, что Россия находится на первых местах по частоте эпизодов травли, с которыми сталкиваются дети.
Самые низкие показатели имеют Скандинавские страны, где есть антибуллинговые программы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания.
Структура стабильна, роли могут меняться: жертва, агрессор, свидетели.
Отличается от конфликта и имеет следующие особенности:
•Агрессивность (направлен на причинение боли, дискомфорта, унижение достоинства другого человека.
•Целенаправленность (преднамеренность нанесения физических и душевных страданий) и регулярность
•Неравенство силы (это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит).
•Буллинг имеет негативные последствия для всех участников (не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей – утрата способности к сочувствию, пассивность, привычка к страху, переживание себя как правонарушителя).
П о типу делится на прямой и косвенный:
Прямой (физическая, вербальная агрессия) - удары, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какойлибо неудобной / унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение
Косвенный (слухи, сплетни, игнорирование) - Может проявляться в насмешках, обзывании, высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани.
По способу причинения: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое.
Кибербуллинг – новая, стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая возможности интернета (в первую очередь, анонимность и огромное число пользователей) для агрессивного преследования человека.
Вернемся к мотивам буллинга.
Агрессор получает внимание, смех, одобрение, подражание, страх, авторитет. Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить.
ПРОГРАММА профилактики норвежского педагога, психолога Ольвеуса направлена на школьную среду.
Основные принципы:
Все взрослые в школе – ролевые модели для детей (доброжелательный стиль общения, не имеем право демонстрировать действия, связанные с травлей). И для сотрудников школы, и для школьников должно стать нормативным реагировать на ситуации, когда над кем-то издеваются или кого-то игнорируют. Каждый взрослый должен прекращать издевательства. Активное вмешательство взрослых.
Фундаментальное человеческое право каждого ребенка – учиться в безопасном и гуманном школьном сообществе.
Вовлечение детей и родителей в регулярные дискуссии о буллинге. Регулярные встречи класса, круговые обсуждения в классе – это важно для программы. Включение поддержки родителей в предотвращение травли. Родителям важно услышать, что сотрудники школы осведомлены о травле, обеспокоены и активно работают, чтобы остановить издевательства.
Основная идея: До 12 лет решить проблему буллинга с детьми проще всего (опираются на мнение учителя).
Программой Ольвеуса рекомендует школам принять четыре простых правила о буллинге:
• Мы не будем запугивать других.
• Мы постараемся помочь школьникам, над которыми издеваются.
• Мы постараемся включить тех, кто остался за бортом.
• Если мы знаем, что над кем-то издеваются, мы сообщим взрослым.
Повышенный надзор взрослых за местами, где практикуется буллинг. Проведение опросника.
Опросник Программы позволяет собрать информацию, чтобы помочь школам определить горячие точки, где происходит травля, с целью повышения контроля. Травля, как правило, процветают в тех местах, где взрослые не присутствуют или не настороже.
Что может учитель?
Алгоритм работа с классом:
Никогда не участвую. 2-иногда, 3- это интересно
ПРИЕМЫ ДАВЛЕНИЯ
Лесть
Шантаж
Уговоры
Угрозы, запугивание
Насмешки
Похвала
Подкуп
Подчёркнутое внимание
Призыв «Делай как я»
Обман
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА
Участник
|
Кто ими становится |
Эмоциональный фон |
АГРЕССОР (БУЛЛЕР)
|
|
|