СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Буллинг в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание "Буллинг в школе"

Просмотр содержимого документа
«"Буллинг в школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Селищинская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия













Родительское собрание «Буллинг в школе»











Подготовила и провела

учитель начальных классов

Гуськова О.И.

















Селищи 2023г.


Цель: актуализировать знания родителей по проблеме буллинга в школе.


Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «Буллинг».

  2. Формировать активную педагогическую позицию родителей.

  3. Научить родителей распознавать ситуации травли.

  4. Познакомить родителей со способами защиты своего ребенка от буллинга в школе.


Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Выделяют следующие виды буллинга:

Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.

2. социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

4.Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:

  1. словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). 

  2. бойкот,

  3. физическая расправа.

  4. распространение слухов и сплетен,

  5. воровство.

Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга  выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.


По статистике, больший процент детей за помощью при буллинге не обращаются:

62% детей не рассказывали о буллинге

24% делились с друзьями

2% рассказали родителям

Почему дети не обращаются за помощью?

  1. Хочет справиться с этим самостоятельно

  2. Дети могут бояться реакции от обидчика

  3. Опасается, что накажут за слабость

  4. Чувствуют, что никто о них не заботится

  5. Дети могут опасаться, что их сверстники отвергнут.



Распределение ролей в буллинге
Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.
Инициаторами выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса.

-дети, страдающие  от насилия в своей семье и  компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

-школьники, стремящиеся к лидерству, власти, самоутвердению за счет других.

-легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

-часто нарушают дисциплину.

-склонны обвинять других в своих проблемах.

-агрессивные дети.

-физические сильные дети.

Жертвой или объектом буллинга:

  • часто становятся робкие,

  • тихие дети,

  • нередко физически слабые,

  • дети с нестандартной внешностью,

  • особым прилежанием в учебе,

  • чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее.

  • талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,

  • дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.

Жертвой буллинга может стать любой ученик.

Возможные роли непопулярных школьников: «Шут»,«Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»


ПОКОРНЫЕ

АГРЕССИВНЫЕ

  • им свойственна отрицательная «Я-концепция», часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными людьми;

  • могут находиться в одиночестве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников.

  • страдают от низкого чувства собственного достоинства;

  • интроверты, с плохо развитыми коммуникативными навыками;


  • сверхагрессивные и эмоционально нестабильные;

  • легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям;

  • не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания;

  • не используют агрессию в качестве инструмента для достижения цели;

  • используют агрессию в качестве мести;


Возможные последствия для жертвы:

социальная изоляция, ассоциальное поведение, тревожные расстройства, психосоматика, ПТСР, риск суицида.



Свидетели

Активные помощники

Пассивные сторонники

  • подкрепляют действие буллера (улыбками, смешками, поддакиванием);

  • могут подначивать, провоцировать;


  • в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых

Эффект свидетеля проблемной ситуации в том, что они не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.


Защитники

Наличие даже ОДНОГО противника буллинга в классе может изменить ситуацию к лучшему.

Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Основные характеристики защитников:

  • Устойчивая система ценностей.

  • Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности

  • Способны самостоятельно регулировать свое поведение;

  • Оптимистический эмоциональный фон.

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

  • неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;

  • возвращается из школы подавленным;

  • часто плачет без очевидных причин;

  • никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

  • очень мало говорит о своей школьной жизни;

  • одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?
  • Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).
  • Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
  • Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
  • Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
  • Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
  • Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
  • Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне
  • Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
  • Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
  • Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
  • Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
  • Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.

Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

  • остановить ребенка-обидчика,

  • создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

  • Вам нужно попытаться заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.

Как этого добиться?

  • Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.

  • Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

  • Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.

  • Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.

  • Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.

  • Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

  • Развивайте эмпатию.


Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге



И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?

  • Наладить контакты с учителями и одноклассниками;

  • Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;

  • Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

  • Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте и т.д. );

  • Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка;


Реакция на буллинг отлично продемонстрирована в художественном фильме «Чучело» (1983 г.) режиссера Ролана Быкова. Шестиклассница Лена Бессольцева умело передает все чувства, которые может испытать ребёнок: боль, одиночество, страх поделиться проблемой со взрослыми, чувство безысходности и беззащитности.


Родители вместе с детьми


Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:



Обсуждение художественной литературы, раскрывающей проблему буллинга:

• «Чучело» (1983 г.).
• «Класс» (2007 г.).
• «Розыгрыш» (2008 г.).

  • «Класс коррекции» (2014г.)


В.К. Железняков «Чучело».
• Хосе Тассиес «Украденные имена».
• В.Н. Ватан «Заморыш».
• Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
• Стивен Кинг «Кэрри».
• Алексей Сережкин «Ученик».
• Андрей Богословский «Верочка».
• Джоди Пиколт «Девятнадцать минут».


Прикасайтесь к подростку как можно чаще- берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.

Говорите что вы любите. Ребенок будет чувствовать себя любимым.


Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллин­га, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя не­навидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном те­рапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства мо­жет включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, воз­можны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия».


Надеемся, что посещение данной секции было для Вас интересным и полезным!


Всего Вам доброго!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!