VРегиональная конференция XXII Всероссийского конкурса
Юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского
Секция: Литература
Тема: Бумажный солдат и солдатик. Опыт интерпретации
Автор: Молчанов Павел Петрович,
ученик 11 А класса МАОУ «СОШ№ 25» г. Улан-Удэ
Научный руководитель: Шатохина Алёна Ильинична, учитель русского языка и литературы
Место выполнения работы: МАОУ «СОШ №25», Республика Бурятия
г. Улан-Удэ
2016г.
Содержание
Введение | 3 |
§1. Анализ стихотворения Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике». | 5 |
§2. Анализ фильма А. Германа-младшего «Бумажный солдат». | 7 |
Заключение | 10 |
Список использованных источников и литературы | 11 |
Ведение
Целью данной работы является установление характера авторской интерпретации стихотворения Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике» в фильме А. Германа-младшего «Бумажный солдат».
Задачи, поставленные для достижения цели:
Проанализировать стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике».
Проанализировать фильм А. Германа-младшего «Бумажный солдат».
Сопоставить два художественных произведения: стихотворение «Песня о бумажном солдатике» и фильм «Бумажный солдат».
Выявить роль данного стихотворения в представленном фильме.
Актуальность работы заключается во всевозрастающем интересе к классической литературе в современном кинематографе. Создаются современные интерпретации классических произведений литературы, которые либо соглашаются с идейными концепциями первоисточников, либо полемизируют с ними.
Гипотеза: при рассмотрении стихотворения Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике» и фильма А. Германа-младшего «Бумажный солдат» могут быть установлены тесные смысловые связи между произведениями различных жанров – литературы и кинематографа; возможно, что фильм является интерпретацией стихотворения.
Методы исследования, которые использовались в работе:
Описание художественного произведения.
Имманентный анализ.
Контекстный анализ.
Интерпретирование.
Объектами исследования являются стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике» и фильм А. Германа-младшего «Бумажный солдат.
Предмет исследования – авторская интерпретация стихотворения в фильме.
Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.
§1. Анализ стихотворения Б.Ш. Окуджавы
«Песня о бумажном солдатике».
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы относится к оттепельному периоду в творчестве поэта. Многим созданным в это время произведениям барда свойственны светлые ожидания, связанные с некоторыми послаблениями в области культурной политики государства, которые явно сочетаются с его трезвым пониманием жизни.
Жанр данного художественного произведения, указанный в его названии, не случаен. Песня – это одна из наиболее древних и простых, но, в то же время, глубоких и возвышенных форм вокальной музыки, объединяющей поэтический текст с определённой мелодией. Однако в случае рассматриваемого произведения возникает некий разрыв между заданным жанром и главным героем стихотворения, так как торжественность (как свойство характера песенного жанра) уступает место особой ироничности над окружающей солдатика жизнью, обусловленной использованием уменьшительно-ласкательного суффикса -ик- (в слове «солдатик») для обозначения лирического персонажа.
Следует отметить очевидную связь между «Песней о бумажном солдатике» и сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Можно сказать, что стихотворение является интерпретацией данной сказки, которая в определённой степени полемизирует с первоисточником. Так, центральный образ сказки – оловянный солдатик – является примером истинной духовной силы, внутренней прочности и стойкости, перед которыми бессильны любые препятствия, существующие в окружающем его мире. Даже после смерти (солдатик сгорел в камине) особое мужество и жертвенность (сквозная тема, имеющая место как в сказке, так и в стихотворении) остаётся в этом мире в виде небольшого оловянного сердца. Герой же «Песни…» - это фигурка из бумаги, слабая и непрочная, которая, сгорев в огне борьбы (за те же высокие идеалы добра, любви, дружбы), не оставляет после себя ничего, кроме пепла, уходит в небытие.
Теперь обратимся к системе символов в стихотворении – художественных образов, которые с наибольшей выразительностью воплощают в себе характерные черты описываемых в нём явлений, событий. Среди них:
Солдат. Образ, довольно часто встречающийся в творчестве Окуджавы (помимо «Песни о бумажном солдатике» его можно встретить в таких произведениях, как «Песенка весёлого (американского) солдата», «Песенка о солдатских сапогах» и т.п.). Центральный образ в данном произведении, имеющий крайне неоднозначный характер. С одной стороны, обозначает сильного, доблестного, мужественного воина и защитника, а с другой, - слабого, несамостоятельного, безвольного человека. Суффикс -ик-, «уменьшающий» солдата до уровня маленькой детской игрушки, задаёт особый ироничный характер произведения, обусловленный разрывом между указанным в названии жанром («Песня…»; отличается возвышенностью и лирическим настроем) и главным героем («солдатик»). Сочетание с эпитетом «бумажный» указывает на крайнюю непрочность и недолговечность солдата (бумага – материал, который очень легко и быстро сгорает, не оставляя за собой практически никаких следов).
Нить. Важный символ, обозначающий зависимость бумажного солдатика от воли того, кто им управляет («а сам на ниточке висел»). Однако сам герой постоянно забывает о своей нити, пытаясь совершить то, что с самого начала является недоступным его «бумажной» природе («И всё просил: «Огня, огня!»). Подобная безоглядная храбрость, граничащая с безумием, и приводит к его бесславной кончине. Ещё одним значением данного символа может являться линия жизни (подобное истолкование употребляется во многих культурах) солдатика: сгорел он, и нить, на которой висел солдатик, прервалась.
Огонь. Данный символ может использоваться в двух противоположных значениях. С одной стороны, это нечто, способное обогреть, защитить, осветить, а также придать силы и вдохновение; но он же может и уничтожить, убить, лишить всего. В стихотворении огонь – это стихия безжалостной борьбы (например, война или же внутреннее, духовное противостояние), в пламени которой гибнет бумажный солдат.
Таким образом, в результате проведённого анализа стихотворения Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике» была определена основная идея данного художественного произведения – самопожертвование маленького человека во имя высоких идеалов – и установлена интерпретационная связь между стихотворением и сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», имеющая явный полемический характер (совпадают только тематические основы, в то время, как трактовка схожих характеров и положений различны).
§2. Анализ фильма А. Германа-младшего «Бумажный солдат».
Фильм А. Германа-младшего, снятый в 2008-ом году, является сложным произведением кинематографа, задающим ряд непростых философских вопросов, в том числе, и о смысле человеческого бытия.
Между фильмом Германа-мл. «Бумажный солдат» и стихотворением Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике» видна тесная идейно-смысловая связь. Установлению подобной связи способствует схожий главный герой, заявленный в названиях этих художественных произведений (это бумажный солдат – маленький человек, ведущий тяжёлую борьбу как с внешними обстоятельствами, так и внутри себя), а также то, что, появляясь в ключевые моменты фильма (речь идёт о двух дачных встречах друзей центрального персонажа фильма Даниила Покровского), стихотворение выступает в роли его лейтмотива, т.е. той красной нити, которая задаёт тон всему дальнейшему развитию событий, определяет характер происходящих на экране явлений и процессов.
Для более полного понимания связи стихотворения и фильма необходимо детально проанализировать образ главного героя киноленты. В качестве материала для анализа взято несколько эпизодов из фильма, а именно: начальная сцена, встреча в доме умерших родителей, встречи друзей и запуск ракеты.
Большое значение для реализации замысла режиссера имеет ракурс съемки сцены, фон, на котором происходит действие эпизода, и освещение.
Возьмём, к примеру, первый эпизод. С самого начала фильма режиссёром взят ракурс, направленный снизу вверх. С помощью подобного приёма нагнетается особая атмосфера киноленты, проникнутая глубоким психологизмом острой духовной борьбы героя, по сути, маленького человека, на плечи которого взвалена непосильная задача. В качестве фона в данном эпизоде служат ракета (собственно, с её доставки на полигон и начинается произведение А. Германа-младшего) и неудачно приземлившийся модуль от запущенного пробного космического аппарата со сгоревшим макетом космонавта на борту – символы идеи (покорение космоса и светлое будущее). За кадровая фраза: «Еще ни один человек в мире не взлетал выше, чем может взлететь самолет или аэростат… не взлетал в космос» - говорит о неудачных попытках пробных запусков. Здесь видится мысль, что человек в своёмстремлении освоить космос вторгается в пределы, не свойственные его природе. Это попытки бумажного солдатика забыть о нити и вопреки своей бумажной природе сделать невозможное и сгореть. Эта мысль подтверждается следующими словами: « Оставалось еще несколько пробных запусков до первого полета человека в космос, которого ждали… везде в огромной… стране. Ждали молодые летчики, одному из которых суждено было либо взлететь туда, где еще никто никогда не был, … либо погибнуть. Ждали врачи, которые их готовили, и ученые». Таким образом, уже в начале фильма звучит мотив самопожертвования во имя идеи- покорения человеком космоса. Претворение в жизнь идеи сопровождается сомнениями главного героя фильма и его окружения в правильности совершаемых ими действий (постоянные переживания Даниила Покровского). Героя преследует запах гари – символ принесенных в жертву «бумажных солдатиков».
Освещение в представленном эпизоде, как и во всём фильме, скудное, слабое. Преобладают серые тона и оттенки, создающие ощущение острой тоски и предопределённости.
Второй рассматриваемый эпизод, выполненный всё в тех же серо-чёрных тонах, происходит в воспалённом воображении главного героя фильма. Встреча с уже давно умершими родителями не случайна: силы Даниила, обычного бумажного солдатика, подходят к концу, только вот достижение поставленной перед ним глобальной цели всё так же далеко, как и в начале кинофильма. Внутренняя борьба главного героя в этот момент достигает наивысшей точки и выражается через слова его отца: «Может, ты делаешь что-то противное своей природе человеческой?» (попытка «прыгнуть выше головы» свойственна и персонажу Окуджавы). Особое внимание в этом эпизоде уделяется лицу Даниила (портретный план) – лицу измученного человека, стоящего на грани.
Отдельно стоит упомянуть ещё два эпизода из фильма – это встречи друзей Даниила на даче. Два поворотных момента, наиболее остро демонстрирующих перемену настроений, происходящих в среде интеллигенции (а ведь всю советскую интеллигенцию того времени тоже можно признать бумажными солдатами) в описываемый в кинофильме период. Именно в этих эпизодах звучит «Песня о бумажном солдатике» Б.Ш. Окуджавы. Вера в обязательное наступление светлого будущего, в исполнение всех мечтаний, в реализацию ИДЕИ (первая встреча) сменяется на горькое понимание несбыточности надежд, осознание недостижимости идеала (вторая встреча). В этих эпизодах особое внимание режиссёр уделил лицам персонажей (портретный план съёмки). В первую встречу все они открыты, воодушевлены, восторженно-приподняты, а во вторую – угрюмы, поглощены сами собой, подавлены.
В финальном эпизоде, связанном с гибелью главного героя фильма, особую роль играет задний план картины, на котором разворачивается запуск космической ракеты с Юрием Гагариным на борту. Основной акцент здесь именно на ракете, а не на лежащем в грязи Данииле, для которого её запуск связывался с великой ИДЕЕЙ светлого будущего. Ракурс, взятый камерой, опять-таки направлен снизу вверх (с земли на ракету): идея продолжает существовать, только вот солдатика, отдавшего за неё жизнь, уже нет.
Таким образом, можно считать фильм А. Германа-младшего «Бумажный солдат» авторской интерпретацией стихотворения Б.Ш. Окуджавы «Песня о бумажном солдатике». К тому же, учитывая вышеуказанные сходства между двумя этими художественными произведениями, можно определить характер данной интерпретации как согласующийся с первоисточником.
Заключение
В ходе проведённой работы были проанализированы и сопоставлены два художественных произведения: стихотворение «Песня о бумажном солдатике» Б.Ш. Окуджавы и фильм «Бумажный солдат» А. Германа-младшего. В результате исследования были установлены тесные идейно-тематические связи между двумя произведениями, базирующиеся на схожих элементах сюжетов, символах киноленты и стихотворения и центральных персонажах. Кроме этого, было определено, что кинофильм является авторской интерпретацией стихотворения, целью которой является не полемизирование с концепцией «Песни…», но максимально возможное согласование с ней.
Список использованных источников и литературы
А.Б. Есин. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. - М.: Флинта: Наука, 2002.-352 с.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. [T.9.]. Русская литература. Ч. 2. XXвек / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2006. – 688с.: ил.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. [T.15.]. Всемирная литература. Ч. 2. XIXи XX века / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, Н. Шапиро и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – 656с.: ил.
Справочник по русской литературе для школьников / М.А. Аристова, Б.А. Макарова и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 590, [2] с.
Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. – М., 1974. – 309.
Сборник стихов Б.Ш. Окуджавы. Интернет-ресурс http://lib.ru/KSP/okudzhava.txt.
Интернет-ресурс Википедия.https://ru.wikipedia.org/wiki
9