И.А.Бунин и М.М.Пришвин – «певцы былин»
С творчеством Ивана Алексеевича Бунина вы уже знакомы по рассказам «В деревне», «Лапти», «Снежный бык». Возможно, вы читали и некоторые стихотворения Бунина. Его всегда интересовали русская жизнь, Россия, её история, истоки русского характера. Стихотворение «Святогор и Илья» создано по мотивам былины «Илья Муромец и Святогор».
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
Он продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты.
Во многих ранних стихотворениях Бунина звучат былинные и сказочные мотивы, возвращающие нас в Древнюю Русь и в дохристианские времена -- «На распутье» (1900), «Вирь» (1900), «После битвы» (1903), «Канун Купалы» (1903), «Степь» (1912). В стихотворении «Степь» даже чувствуется былинная распевность:
Синий ворон пьет глазки до донушка,
Собирает по косточкам дань.
Сторона ты моя, сторонушка,
Вековая моя глухомань!
Былинная древняя Русь постепенно накладывалась в сознании поэта на современную Россию с ее отсталостью и нищетой. Разразившаяся мировая война усугубила надвигающийся кризис. Предчувствие катастрофы сквозит в стихотворении «Канун»:
Вот встанет бесноватых рать
И, как Мамай, всю Русь пройдет…
Но пусто в мире -- кто спасет?
Но бога нет -- кому карать?
Стихотворение Бунина «На распутье» было написано после того, как поэт увидел знаменитую картину Васнецова «Витязь на распутье». Именно этому произведению искусства было посвящено оно в сборнике «Листопад».
Героем данного стихотворения является могучий витязь, который вынужден выбирать путь, по которому ему предстоит идти. Везде он встретит неминуемую смерть.
Бунину удалось создать стихотворение, которое заставляет задуматься всех людей, прочетших это произведение, о своей жизни и выборе, который имеет большое значение для дальнейшей жизни человечества. Ведь при ошибке, которая может быть сделана, будет нанесен ущерб человеческому опыту, который накапливается годами.
На распутье люди начертали
Где равнина дикая граничит?
Роковую надпись: "Путь прямой
Кто, пугая чуткого коня,
Много бед готовит, и едва ли
В тишине из синей дали кличет
Ты по нем воротишься домой.
Человечьим голосом меня?
Укажи мне путь в краю глухом".
И один я в поле, и отважно
Три пути
Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит…
Вижу я в желтеющих равнинах…
Черный ворон сумрачно и важно,
Но куда и как по ним идти?
Полусонный, на кресте сидит.
ИТОГ
Для рассказов Бунина характерно использование фольклорных образов и образов разных мифологий. Все это направлено на достижение его единственной цели - постижение «души русского человека». Стихотворение «Святогор и Илья» написано И.А. Буниным в 1916 году, то есть во время Первой мировой войны и накануне огромных перемен в русской жизни, накануне смены исторических эпох. Поэт предчувствовал грядущие перемены. Смена героев как раз и выражает смену исторических эпох. Так было в древности, так было и в начале ХХ века.
М.М.Пришвин (1873-1954)
Очерк «Певец былин», который писатель создал во время путешествий по Русскому Северу написан более ста лет назад и имеет уже не только литературное, но и историческое значение.
Дремучие леса, бескрайние озёра, широкие бурные реки хранили народ от иноплеменных нашествий, от ордынского владычества, от гнёта крепостного права и гнёта государства. В то время как в центральных регионах страны развитие русской культуры, преемственность её исконных традиций искажались и тормозились, на Севере эти традиции сохранялись в своей первозданной чистоте. Здесь крепко держались устои духовной, трудовой, общественной и семейной жизни народа; сохранялся дух вольнолюбия, горделивое чувство своей независимости.
Пришвина привлекали народное творчество и мифология, глубинные корни и истоки народной культуры, древние обряды. В то же время с этнографической точностью в очерках писатель дал историко-культурную панораму края, описания его природы и географии, традиционного уклада жизни населения; подробно и точно описал занятия и промыслы северно-русских крестьян, поселения и жилище, орудия труда и предметы быта, верования и обряды, колоритные особенности речи населения края. На страницах очерков воплощены и образы северно-русских крестьян – носителей и хранителей традиций.
В очерках М.М. Пришвина предстал русский народ, свято хранящий древний язык, обычаи и обряды, веру и верования, национальную историческую и культурную традицию.
Героический эпос есть у многих народов мира. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, которые стали символом мужества, доблести и благородства, – важнейшие и часто единственные свидетели отдалённой эпохи, сохранившиеся в глубинах народной памяти. Вот почему, пытаясь лучше понять настоящее, мы обращаемся именно к героическому эпосу, к седой древности, к детству человечества.
Письменно ответить
- Какими особенными чертами должны обладать, по мнению автора, певцы былин?
- О каких богатырях пропел старик? Что он рассказал слушавшему его мальчику об их дальнейшей судьбе?
- Какие слова старика доказывают, что он верит в существование богатырей?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать «Ледяна колокольня» С.Г.Писахова