СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бунин Иван Алексеевич.Рассказы из цикла "Темные аллеи". "Холодная осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бунин Иван Алексеевич.Рассказы из цикла "Темные аллеи". "Холодная осень"»







Тип урока: изучение нового материала.

Урок 1.

Урок 2.

Тип урока : закрепление изученного материала.

Оборудование: ИКТ технологии, тексты, карточки.

Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;

  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

  • Выяснить, как речевые средства работают на выражение авторской идеи.

  • Понимать, что такое лирические отступление; и развивать интерес к литературе.

Ход урока :

1.Орг.момент.


2.Проверка Д.з


  • Выступление подготовленного ученика. Биография Бунина Ивана Алексеевича. Инд.задание.

(приложение 1)


  • Беседа по биографии Ивана Алексеевича (ИКТ технологии или портрет)


http://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-biografija-tvorchestvo-foto-lichnaja-zhizn-knigi.html


3.Работа с эпиграфом:

«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах»

О.Н.Михайлов.

  • Запись.



4 Постановка цели:

  • Знакомство с рассказом (прочитать).

  • Словарная работа

  • Анализ, исследование текста.



4.Работа по теме урока:


  • Чтение по цепочке;

  • Инд.задание анализ эпизода. (работа по карточкам)

  • Инд.задание рисунок к тексту (обычно те, кто любят рисовать).

  • Словарная работа:


Пасьянс - особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.

Капот - женская домашняя одежда свободного покроя.

Накидка - верхняя одежда без рукавов, род плаща.

Отупение - состояние крайней усталости и безразличия.


  • Запись слов.

  • Беседа: предварительное составление отзыва.

  • Анализ произведения представим в виде отзыва.

План:

1.Сюжет ( если обучающиеся работающие по карточке выполнили задание, то их ответ поможет отразить последовательность событий)

2.Идея. (то, зачем пишет рассказ автор)

3. Назовите темы текста.

4.Почему рассказ называется «Холодная осень»?

5.Заключение. Ваше мнение о данном рассказе.


5.Физ.минутка

6.Обобщение.

  • Беседа

7.Контоль

  • Опрос работ, возможна взаимопроверка.

8.Рефлексия

  • Какое название рассказу дали бы ВЫ?

  • Рассуждение, аргументы учеников.

  • Просмотр рисунков. Критика класса. (Конечно положительная)

9.Д.з Тем кто не успел завершить отзыв, дописать. Прочитать текст еще раз.

10.Итог урока:

  • Все ли было понятно на уроке?

  • Что показалось сложным?

  • Согласны ли Вы с эпиграфом урока?

11.Оценки.



























2.урок.




Ход урока:

1.Орг.момент.


2.Проверка д.з

  • Чтение отзыва.

  • Оценивание классом (2-3 работы)

3.Актуализация опорных знаний.



Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...
Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...

Стихи Афанасий Афанасиевича Фета

  • Обсуждение Эпиграфа.

4.Постановка проблемного вопроса (вхождение в урок)

Давайте представим, такую ситуацию, Вы только узнали или услышали о рассказе «Последняя осень» и оказались на концерте и слышите вот, эту музыку….


  • Прослушивание классом музыки Петра Ильича Чайковского «Сладкая грёза» или «Печальная». (Выбирает учитель, в моем случае «Печальная»)

  • Каковы Выши ощущения? Мелькает ли перед Вами, та бедная женщина, жизнь которой можно назвать «Холодная осень»…

  • Какова война-разлучница?

  • Какова роль стихотворения А.А.Фета ?


5,Целеполагание:


  • Ответы на вышеуказанные вопросы

  • Продолжить начатую нами работу по исследованию рассказа Ивана Бунина «Холодная осень.

  • Провести языковой анализ текста.

  • Раскрыть все темы, затронутые писателем.



6.Работа по теме урока:

  • Инд.группа работают по карточке №2

  • Остальные, - языковеды находят в тесте средства художественной выразительности: поясняют, аргументируют.


Класс делится на группы, берем по7-8 предложений, выписываем и поясняем.

В карточке яз. средства выделены.


  • Выделяем темы: Война, Любовь печальная, Жизнь и Природа……

  • Беседа по темам, аргументируем примерами из жизни т.е война… Можно рассказать «Роль войны в моей семье» (должен знать каждый).Любовь – как я люблю маму и т.д Природа, сама как жизнь…


7.Рефлексия

  • Кластер «Холодная осень»


8.Физ.минутка

9.Д.з чтение:

  • читать рассказ «Русский характер» Алексея Ивановича Толстого

  • сообщение Алексей Иванович Толстой


9.Итог урока.

  • Какую картину рисует нам рассказ?

  • Как Вы думаете, почему автор подробно не рассказал о войне?

  • Почему героиня живет одним днем, тем, в котором она была с ним?

  • Можно ли назвать его новеллой?



















ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).

Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).

Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.

НАПИСАЛ такие произведения как:

«Антоновские яблоки»

«Деревня»

«Суходол»

«Легкое дыхание»

«Сны Чанга»

«Лапти»

«Цифры»

Источник: http://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-biografija-tvorchestvo-foto-lichnaja-zhizn-knigi.html

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/bunin-ivan-alekseevich-bunin-ivan-alekseyevich

























ПРИЛОЖЕНИЕ № 2


Карточка 1. Урок 1.

Вопросы: Это начало рассказа «Холодная осень» Каковы Ваши ощущения? Перечислите проблемы Произведения? Последовательность событий?

В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война! На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:— Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил:— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому. Отец легонько вздохнул:— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра...Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо...Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...

Карточка 2. Урок2.

Так завершается «Осень» героини, каково Ваше мнение о данном тексте? Напишите небольшой отзыв, перечислите темы, затронутые автором.

Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца... Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.3 мая 1944




ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Полный текст.

Иван Бунин

ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ

В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:— Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил:— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому.Отец легонько вздохнул:— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра...Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо...Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот...

— Капота нет, — сказала я. — А как дальше?— Не помню. Кажется, так:

Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает...

— Какой пожар?— Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот...» Времена наших дедушек и бабушек... Ах, боже мой, боже мой!— Что ты?— Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:— Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.— Как блестят глаза, — сказал он. — Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок — ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:— Не говори так! Я не переживу твоей смерти!Он, помолчав, медленно выговорил:— Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.Я горько заплакала...Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, — в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, — и мы перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос...Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?» Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, — то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, — я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, — и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца... Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.3 мая 1944



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!