СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бунин "Темные аллеи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бунин "Темные аллеи"»

Тёмные аллеи.

Тёмные аллеи.

Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают? 1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.
  • Почему цикл назван “Темные аллеи? Какие ассоциации возникают?
  • 1. Прямое значение: липовые аллеи дворянских усадеб, темные и прохладные. 2. Символ старой уходящей России с ее укладом жизни. 3. Место тайных свиданий, запретной любви. 4. Темное, интуитивное, инстинктивное в человеке, подсознание, не контролируемое разумом. 5. Любовь и смерть рядом.
Какова композиция рассказа? Экспозиция 1-ая часть-Встреча 2-ая часть- расставание.
  • Какова композиция рассказа?
  • Экспозиция
  • 1-ая часть-Встреча
  • 2-ая часть- расставание.
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом. Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.
  • В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом.
  • Осень. Создается символ осени жизни, в которой все прошло, все безрадостно. Пейзаж, кроме эстетической функции, выполняет роль психологического параллелизма с настроением главного героя.
герой героиня стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит, и вся наружность имела то сходство с Александром II; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый . … взбежал на крыльцо избы. Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, к расивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. … темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой. Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях …

герой

героиня

стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит, и вся наружность имела то сходство с Александром II; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый .

… взбежал на крыльцо избы.

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, к расивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы.

… темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях …

В горнице было тепло, сухо и опрятно : новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом, ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи, из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.
  • В горнице было тепло, сухо и опрятно : новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом, ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи, из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.
Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь. – И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич. Он – любовь всей ее жизни.
  • Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
  • – И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
  • Он – любовь всей ее жизни.
Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта
  • Читатель сразу может предположить об их прошлых отношениях, интрига скрыта
 Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони. Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах? – Мне господа вскоре после вас вольную дали. – А где жила потом? – Долго рассказывать, сударь. – Замужем, говоришь, не была? – Нет, не была. – Почему? При такой красоте, которую ты имела? – Не могла я этого сделать. – Отчего же не могла? Что ты хочешь сказать? – Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.
  • Всего по пять реплик произносят герои, и их бывшие отношения, вся жизнь героини, как на ладони.
  • Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?
  • – Мне господа вскоре после вас вольную дали.
  • – А где жила потом?
  • – Долго рассказывать, сударь.
  • – Замужем, говоришь, не была?
  • – Нет, не была.
  • – Почему? При такой красоте, которую ты имела?
  • – Не могла я этого сделать.
  • – Отчего же не могла? Что ты хочешь сказать?
  • – Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.
Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». – Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело… – А! Все проходит. Все забывается. – Все проходит, да не все забывается. Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня – смыслом жизни
  • Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».
  • – Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело…
  • – А! Все проходит. Все забывается.
  • – Все проходит, да не все забывается.
  • Разные взгляды на настоящую любовь в жизни человека. Герой воспринимает любовь как обыкновенную историю, а героиня – смыслом жизни
Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе?  Твердая, страстная, верная, преданная. - Как характеризует героя эта история? Бессердечный, романтичный, слабохарактерный.
  • Как раскрывается характер Надежды в небольшом монологе?
  • Твердая, страстная, верная, преданная.
  • - Как характеризует героя эта история?
  • Бессердечный, романтичный, слабохарактерный.

сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять , а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой. – Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались? – Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
  • сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять , а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.
  • – Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?
  • – Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно – жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.
  • Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно – жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прелестна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Не способен на поступок.
  • Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прелестна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»
  • Не способен на поступок.
Как мужики оценивают Надежду? Баба – ума палата. Но крута! Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений? Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»  И, закрывая глаза, качал головой. социальную.
  • Как мужики оценивают Надежду?
  • Баба – ума палата. Но крута!
  • Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений?
  • Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

И, закрывая глаза, качал головой.

  • социальную.
-Какой мотив воплощен в рассказе?  Мотив вечного пути в поиске счастья. - Какие пласты можно выделить в рассказе? 1. Социальный. 2. Психологический. 3. Философский.
  • -Какой мотив воплощен в рассказе?
  • Мотив вечного пути в поиске счастья.
  • - Какие пласты можно выделить в рассказе?
  • 1. Социальный. 2. Психологический. 3. Философский.

ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.
  • ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.