Использование проектной технологии на уроках бурятского языка
На современном этапе общего образования творчество, к сожалению, уходит из школы. Мы стараемся передать ученику как можно больше фундаментальных знаний, но нужен ли он ему? Обучающиеся выходят в жизнь с набором узкоспецифических знаний по каждому предмету и абсолютной невозможностью применять эти знания на практике.
Я вижу один из путей решения данной проблемы в применении проектного метода обучения на уроках бурятского языка, при котором большая часть времени уделяется ученическому исследованию.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения;
- развивают системное мышление.
Таким образом, при применении проектного обучения на уроках бурятского языка ученик постигает реальные процессы. Приобщение к культуре и традициям бурятского народа. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности, в учебной деятельности.
Проектную деятельность, желательно, начинать с начальной школы. Здесь проекты должны быть в рамках одного предмета (монопроекты), а 5–му и 7-му классу обучающиеся будут достаточно подготовлены для участия в межпредметном проекте.
Примерная реализация технологии проектного обучения.
Тема проекта: «Сагаалганай амар мэндэ!» (3 класс)
Тип проекта: монопроект
Оборудование: компьютер, сканер, принтер, ксерокс.
Цель: Приобщить обучающихся к духовной культуре, возрождению традиций и обычаев бурятского народа.
И этот процесс неизбежно связан с фольклором.
Задачи: 1) научить обучающихся:
- самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников: библиотек, газет, журналов.
- обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь изложить свою тему, и развивать её;
- работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта;
- анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
2) развивать чувство ответственности за порученное дело.
Тема данного проекта является актуальной не только для обучающихся младшей школы, но и для старших классов. На обсуждение в качестве темы учащимся предлагается проблема: Фольклор – культура и традиция бурятского народа, как спектр развития туризма в Бурятии.
В масштабе республики можно ассоциировать с проблемой создания туристко – рекреационной зоны Российской Федерации.
Работа по теме проекта предлагает обучающимся изучение широкого круга вопросов.
Проектом предусматривается создание трёх групп, работающих в последующим направлениям: социологическая группа; художественно- эстетическая группа; рекламная группа.
Обучающиеся в процессе работы над проектом выступают в роли экспертов, раскрывающих проблему и использующих исследовательский метод.
Планируемый результат:
Сбор и оформление фотоматериалов о фольклоре.
Проведение конкурсов, чтение и разгадывание загадок, деление их на группы.
Перевод и значение пословиц.
Создание компьютерной презентации.
Выпуск стенгазет.
Этапы работы над проектом:
Разработка проектного задания.
Задачи: определение темы, уточнение целей, актуальность проблемы, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки и результатов.
Обучающиеся распределяются на рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи, и выбирают способы взаимодействия, обосновывают свои критерии успеха.
Социологическая группа: при помощи анкетирования выясняет у обучающихся, что они думают, о фольклоре и о Сагаалгане и какой видят туристическую Бурятию.
Художественно- эстетическая группа: обсуждение форм сбора материала о пословицах, поговорках, загадках и песнях. Возможность встречи со старожилами, певцами.
Определение круга учителей – предметников или специалистов, способных оказать конкретную консультацию.
Рекламная группа: выяснение круга людей, способность оказать помощь при сборе информации, обсуждение форм выполнения и представления результатов заданий.
Учитель мотивирует обучающихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает.
2) этап: Разработка проекта
Задачи: сбор и уточнение информации, уточнение планов, длительности выполнения проекта.
Обучающиеся: самостоятельная работа с информацией (индивидуальная, парная и групповая), анализ, обобщение и синтез идей, выполнение исследований по группам, работа над проектом и оформление.
Социологическая группа: проведение устного и письменного опроса среди учеников школы № 57. Обобщение собранного материала и съёмка.
Художественно – эстетическая группа: посещение библиотек, выставок. Консультации с учителями и с пожилыми жителями поселка.
Рекламная группа: разделение на подгруппы, работа в библиотеке с периодической печатью и краеведческая литература, сканирование и фотосъёмка.
Учитель: наблюдение, консультация, совет.
3) этап. Оценка результатов
Задачи: анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ поставленной цели.
Обучающиеся: участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке.
Социологическая группа: обсуждение результатов исследования, преставление фотоматериалов.
Художественно – эстетическая группа: показ компьютерной презентации, выступление на конкурсах.
Рекламная группа: обсуждение и уточнение текста и рекламных открыток.
Учитель: наблюдение, направление процесса анализа.
4) этап: Защита проекта
Задачи: подготовка докладов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта.
Обучающиеся: защита проекта, участие в коллективной оценке результатов проекта.
Социологическая группа: доклад исследований как фольклор влияет на изучение бурятского языка и литературу, и целом на воспитание детей в семье.
Художественно- эстетическая группа: демонстрация компьютерной презентации, выступление на конкурсах по своим материалам, защита открыток на тему «Сагаалган».
Рекламная группа: защита праздничных открыток.
Учитель: участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5) Рефлексия.
Задачи: формирование адекватной самооценки обучающихся.
Обучающиеся: заполнение анкет рейтинговой оценки.
Учитель: заполнение рейтинговой оценки, средняя оценка по проекту, общая оценка проекта.