СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бурятская народная сказка «Медведь» сквозь экологическую призму

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать в качестве конспекта занятия по "Смысловому чтению" или на уроках внеклассного чтения при знакомстве со сказками малых народов.

Просмотр содержимого документа
«Бурятская народная сказка «Медведь» сквозь экологическую призму»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Вихоревская средняя общеобразовательная школа № 2»















Бурятская народная сказка «Медведь»

сквозь экологическую призму

Смысловое чтение, 2 класс







Подготовила:

Бурман О.В.,

учитель начальных классов

1 квалификационной категории
















Цель: развитие у обучающихся начальных классов ценностного отношения к природе через ознакомление с легендами и сказами бурятского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

- обогатить словарь учащихся начальных классов понятиями и терминами бурятского народа через ознакомление с бурятской сказкой «Медведь».

Развивающие:

- формировать эмоциональную отзывчивость по отношению к содержанию сказок и легенд бурятского народа.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к художественной литературе бурятского народа, гуманности в человеческих взаимоотношениях, а также воспитанию уважительного отношения к людям других национальностей;

- способствовать воспитанию осознанного, бережного и заботливого отношения к природе и ее ресурсам.

Планируемые результаты:

- Дети знакомятся с культурными особенностями бурятского этноса, его природой и животным миром.

- В процессе работы закрепляются представления детей о понятии меры (границы дозволенного) потребления, в сказках их определяет природа (образы красной березы, золотой рыбки, волшебной березы).

- У детей сформируются предпосылки экологической культуры, бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, в том числе воспитание осознанного, бережного и заботливого отношения к ресурсам природы.



Здравствуйте, ребята. Начнём наше занятие.

На уроках литературного чтения мы изучали раздел «Устное народное творчество». Давайте вспомним, какие жанры относятся к этому разделу (составление кластера на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Почему вы не выбрали «Рассказ» и «Повесть»? Это авторские произведения.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами читали сказку «Медведь». Относится ли наша сказка к произведениям устного народного творчества? Кто её создал? (Бурятский народ)

Я предлагаю вам вспомнить, как дело было. Поэтому мы начнём нашу работу с реконструкции событий. Посмотрите на задание 1 в «Рабочем листе». Предлагаю вам пронумеровать картинки, согласно действиям героев сказки. (Рабочий лист, задание 1).

Кто покажет на доске, как расположил картинки?

Кто желает рассказать сказку по такому художественному плану?

Учащийся рассказывает сказку по картинкам.

Ребята, в нашей сказке встречаются слова, которые мы не используем в современной жизни. Давайте вместе выясним значение этих слов:

  • Улус – народ, племя, сельское поселение.

  • Посудник – мастер по изготовлению посуды из дерева.

  • Туесок - сосуд из бересты цилиндрической формы. Используется в быту для хранения различных пищевых продуктов и жидкостей, засолки грибов.

  • Купец – предприниматель в сфере торговли.

  • Царь – правитель страны.

  • Красная берёза – у меня два варианта рассказа. Либо данный вид является берёзой Ярмоленко, которая в настоящее время находится на грани полного исчезновения. Это растение является эндемиком, среда его обитания изначально очень ограничена. Древесина этого удивительного дерева обладает высокой горючестью, и народы, населяющие территории, где пока ещё сохраняет своё существование этот вид – активно его вырубают, не осознавая ценности этого растения. Либо горшечник встретил один из самых необычных видов берёзы повислой. Тонкие ветви этого дерева часто опущены вниз, “повисают”, имеют “плакучий” вид.

Ствол у молодых деревьев красно-коричневый, с возрастом становится тёмно-серым.

Самой большой отличительной особенностью являются листья этого дерева. Молодые листочки имеют тёмно-красный цвет, а осенью становятся коричнево-красными. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, в презентации СЛАЙДЫ 2-6)

Мы с вами вспомнили сказку. Давайте подумаем, почему у сказки такой конец. Чтобы разобраться с этим вопросом, нам нужно понять, какие чувства испытывали главные герои сказки и почему они так поступили.

Прием эмпатия (ТРИЗ)

Задаем вопросы посуднику.

Д – вопрос о действии героя

Ц– вопрос о цели этого действия

Х – вопрос о характере героя

Р – вопрос о достигнутом результате

М – вопрос о морали действия


Кто хочет быть посудником?

  • Зачем ты пошёл в лес?

  • Почему тебе нужно было срубить ветку с красной берёзы?

  • Как ты встретился с берёзой? Что она пообещала?

  • Зачем ты пошёл в лес во второй раз?

  • Как отреагировала берёза?

  • Зачем ты отправился в лес снова?

  • Какой же ты человек?

  • Смог ли ты достичь своей цели?

  • Как думаешь: за что тебя наказала берёза?


Кто будет красной берёзой? Задаем вопросы берёзе.

  • Почему пришёл к тебе бедный посудник?

  • Как ты наградила его за доброе дело?

  • Зачем же он снова пришёл? Ты же выполнила своё обещание?

  • Ты помогла ему снова?

  • Почему ты наказала его, когда он вновь пришёл к тебе?

  • Какой у тебя характер? Ты справедливо наказала его?

  • Как ты думаешь: понял ли человек свою ошибку?


Ребята, какой вывод мы можем сделать? (Нельзя нарушать границы, дозволенного природой).


Предлагаю вам послушать удмурдскую народную сказку «Красавица берёза» и сравнить сюжет. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Как вы думаете, похожи эти сказки? А в чём различие?

(Выполнение задания № 2 на рабочем листе).


«Медведь»

«Красавица берёза»

Сходство

Главные герои – старик и берёза

Главные герои – старик и берёза

Берёза (что делает?) – выполняет обещание

Берёза (что делает?) – выполняет обещание

Человек становится каким? – жадным

Человек становится каким? – жадным

Как наказан человек? Стал медведем

Как наказан человек? Стал медведем



«Медведь»

«Красавица берёза»

Различие

Посудник был один

Старик жил со старухой

Ходил к берёзе по собственной воле

Старуха заставляла ходить к берёзе

Стал медведем в наказание

Стал медведем по собственной воле



Какие пословицы и поговорки о возрастающих желаниях человека, не знающего границ, дозволенных природой, перекликаются с нашими сказками? Выберите из предложенных вариантов, объясните свой выбор (СЛАЙД 7):

  • «Аппетит приходит во время еды»

  • Много желать - ничего не видать»

  • Чем беднее, тем щедрее

  • Жадность покоя не знает, последнего ума лишает»

  • Бедность не порок.

Какую похожую сказку вы можете назвать? «Сказка о золотой рыбке». Она закончилась так же, как и наши сказки? Старуха была наказана за жадность.

Сегодня мы с вами повторили бурятскую народную сказку «Медведь» и познакомились с удмурдской народной сказкой «Красавица берёза».

В народе говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок». Это известные строчки А.С. Пушкина из «Сказки о золотом петушке». А какой урок извлекли мы с вами? (Есть мера (границы дозволенного) потребления, в сказках их определяет природа).

На вашем рабочем листе есть «Лесенка успеха». Я прошу вас оценить свою работу на уроке. СЛАЙД 8

Справа в вашем листе нарисовано яблоко. Если вы считаете, что полученные сегодня знания пригодятся вам в жизни, раскрасьте яблоко красным цветом. Если вы считаете, что эти знания бесполезны, пусть ваше яблоко станет зелёным.

Спасибо за внимание!




























Список используемой литературы:


  • «Красавица берёза» удмурдская народная сказка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.filipoc.ru/VneklassnoeChtenie/krasavitsa-bereza

  • «Литературные образы устойчивого развития» под редакцией В.В. Пустоваловой - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://partner-unitwin.net/archives/13191

  • «Медведь» бурятская народная сказка - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://wikids.ru/story/medved-buryatskaya-narodnaya-skazka



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


потешка



пословицы

песни









Устное народное творчество

загадки

сказки









небылицы

скороговорки



считалки




























ПРИЛОЖЕНИЕ 2





















ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Удмуртская народная сказка «Красавица берёза»


В одной деревне старик со старухою жили. Сильно они бедствовали, хлеб ели не досыта.

Собрала как-то старуха последние дровишки – печку истопить хотела, да разжечь нечем: лучины нет.

Говорит старуха старику:

– Печь разжечь нечем! Сходи-ка в лес за лучиной. Сруби березу – лучины запасем.

Старик взял топор и поплелся в лес. Стал для рубки березу высматривать.

Недолго ему пришлось искать: сразу увидел красивую березу.

Подошел поближе к березе, хотел было рубить, но только он замахнулся топором, как листья на березе зашелестели, ветки зашевелились.

Нагнулась береза к старику и заговорила человечьим голосом:

– Пожалей меня, старик, не руби! А что тебе надо – все у тебя будет.

Старик испугался, даже топор из рук выронил.

«Вот уже семьдесят семь лет живу, а такого чуда не видывал!» – подумал старик.

Не тронул он березу. Вернулся домой и говорит старухе:

– Принес бы я тебе хороших полешек на лучину, да береза вдруг начала просить человечьим голосом: «Не трогай меня, старик! Что тебе надо – все у тебя будет». Ну, я и послушался.

– А! Не хочет береза, чтобы ее рубили, – закричала старуха, – так поди наломай ее веток – нашим ягнятам корм будет!

И прогнала старика обратно в лес.

Подошел он к березе, поклонился и сказал:

– Приказала мне жена твои ветки ломать, хочет листочками ягнят кормить, если я тебя не срублю на лучину!

– Не руби меня, – говорит береза, – и ветки мои не ломай. А что просит старуха – все у нее будет!

Старику делать нечего, пришлось домой возвращаться.

Пришел домой и удивился: грудами всюду сухая лучина лежит!

– Ну, старуха, видишь, сколько у нас лучины!

А старуха как накинется на него:

– Почему только лучину у березы просил? Ведь печь топить надо, а дров у нас нет. Ступай, проси дров!

С бранью да с криками выгнала старуха старика из дому.

Старик взял топор и опять в лес пошел. Доплелся до березы, поклонился ей и стал просить:

– Дай мне, красавица береза, дров: у нас все кончились, печь топить нечем!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – говорит ему береза.

Старик обратно домой отправился. Подошел к дому, глянул – диву дался: полон двор дров! Напилены дрова, наколоты, уложены. А старуха опять недовольна:

– Почему только дров у березы попросил? Ведь у нас и горсти муки нет! Ступай муки проси!

– Погоди ты, нельзя этак! Только сейчас дрова выпросил.

Старуха давай ругать старика. Кричала, кричала, потом схватила кочергу и выгнала его из дому.

– Делай, – кричит, – что тебе приказано!

Взял старик топор и опять в лес пошел. Пришел, поклонился красавице березе и стал причитать:

– Красавица ты моя, белая береза! Старуха опять прислала меня к тебе – муки просить. Если хочешь, помоги, дай сколько-нибудь!

– Иди, старик, домой: что просишь, то у тебя и будет, – ласково сказала береза.

Старик обрадовался, скорее домой зашагал.

Вернулся он, пошел в амбар. Не верится ему, что у него будет мука. Вошел, глядь – амбар полон мукой доверху!

Стало старику так радостно, так весело, что забыл он все прежнее горе да нужду.

«Ну, – думает, – теперь всегда сыты будем!»

А старуха увидела старика, выбежала из дому и опять его ругать принялась:

– Старый ты дурень, деревянная твоя голова! Почему только муки попросил? Иди, бестолковый, проси два сундука золота!

Ударила его коромыслом и выгнала вон.

Бедный старик повесил голову и опять поплелся в лес.

Подошел к березе, поклонился ей и стал причитать:

– Красавица береза! Меня моя старуха опять к тебе послала – требует два сундука золота…

– Иди, старик, иди: что просишь, то у тебя и будет, – сказала береза.

Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки. А монетки так и сверкают, так и поблескивают! Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны.

Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.

– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.

– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!

Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе. Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.

Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала. Говорит она старику:

– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!

Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:

– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!

Зашумела береза листьями, зашевелила ветками, сказала старику:

– Иди, старик, домой: что просишь, то и будет! Станут вас бояться не только люди, но и звери лесные!

Вернулся старик домой, открыл двери.

– Ну, – говорит, – обещала береза: будут нас бояться не только люди, но и звери лесные! Станут от нас прочь бегать!

И только сказал, как покрылись и сам он, и его старуха густой бурой шерстью. Руки и ноги лапами стали, на лапах когти выросли. Хотели они было сказать что-то один другому, да не могли – только зарычали громко.

Так-то вот и стали они оба медведями.