СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бурятский писатель Ц.Д.Дондубон

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бурятский писатель Ц.Д.Дондубон»

Дондубон Цыденжап Дондубонович

Дондубон Цыденжап Дондубонович

Биография Бурятский писатель Цыденжап Дондупович Дондубон (Ц. Дон) жил и работал в удивительное время. Это была пора всеобщих перемен, Эпоха всенародного пробуждения и подъема. Уместившись в календаре истории всего какой-нибудь десяток лет, по своей значимости она была равна столетиям.

Биография

  • Бурятский писатель Цыденжап Дондупович Дондубон (Ц. Дон) жил и работал в удивительное время. Это была пора всеобщих перемен, Эпоха всенародного пробуждения и подъема. Уместившись в календаре истории всего какой-нибудь десяток лет, по своей значимости она была равна столетиям.
Начало Ц. Дон родился 15 апреля 1905 года в бедной семье Бичурского скотовода, в местности Аяга. Ещё в шестилетнем возрасте Цыденжап научился читать по старо-монгольской письменности у местного знатока грамоты.   Вскоре отец Будын Дондоп отвез его учиться в Тодхотойское инородческое 2-х классное училище, которое он окончил с похвальной грамотой. На этом у него закончилась учеба в учебном заведении. Дальше пошла школа жизни. Ему было всего 12 лет, когда умер отец и он стал вместо него опорой в семье.   Трудно было ему, но он продолжал учебу самостоятельно: читал все, что попадалось под руку — и на монгольском, и на русском зыке, газеты, журналы и книги. Произведения Пушкина и Лермонтова, Толстого и Гоголя, восточные и русские сказки.

Начало

  • Ц. Дон родился 15 апреля 1905 года в бедной семье Бичурского скотовода, в местности Аяга. Ещё в шестилетнем возрасте Цыденжап научился читать по старо-монгольской письменности у местного знатока грамоты.
  •   Вскоре отец Будын Дондоп отвез его учиться в Тодхотойское инородческое 2-х классное училище, которое он окончил с похвальной грамотой. На этом у него закончилась учеба в учебном заведении. Дальше пошла школа жизни. Ему было всего 12 лет, когда умер отец и он стал вместо него опорой в семье.
  •   Трудно было ему, но он продолжал учебу самостоятельно: читал все, что попадалось под руку — и на монгольском, и на русском зыке, газеты, журналы и книги. Произведения Пушкина и Лермонтова, Толстого и Гоголя, восточные и русские сказки.
Карьера Но пришла в Забайкалье Советская власть и в 16 лет Цыденжап Дондупович: член сомревкома и организатор первой комсомольской ячейки в Шибертуе, в 22 года – Заместитель председателя Мухоршибирского аймисполкома, в 25 лет – ответственный редактор газеты «Буряад – Монголой унэн».   В 28 лет – народный комиссар просвещения бурятской АССР, кандидат в члены в бюро Бурятского областного комитета ВКП (б).   Ветры революции, годы трудной борьбы за коллективизацию, за социалистическую культуру пробуждающегося бурятского улуса разбудили писательский талант Ц.Дона.   Он начал печатать свои рассказы в 1930 году. Через 2 года опубликовал первую бурятскую повесть « Затмение луны», а через 3 года – вторую повесть «Отрава от брынзы». Сравнение первых рассказов Ц.Дона с последним рассказом «Улэгдэл» («Пережиток») опубликованным в 4 номере журнала « Бата зам» за 1927 год, показывает, что в творчестве Ц. Дона зрела большая сатирическая сила.  

Карьера

  • Но пришла в Забайкалье Советская власть и в 16 лет Цыденжап Дондупович: член сомревкома и организатор первой комсомольской ячейки в Шибертуе, в 22 года – Заместитель председателя Мухоршибирского аймисполкома, в 25 лет – ответственный редактор газеты «Буряад – Монголой унэн».
  •  
  • В 28 лет – народный комиссар просвещения бурятской АССР, кандидат в члены в бюро Бурятского областного комитета ВКП (б).
  •  
  • Ветры революции, годы трудной борьбы за коллективизацию, за социалистическую культуру пробуждающегося бурятского улуса разбудили писательский талант Ц.Дона.
  •  
  • Он начал печатать свои рассказы в 1930 году. Через 2 года опубликовал первую бурятскую повесть « Затмение луны», а через 3 года – вторую повесть «Отрава от брынзы».
  • Сравнение первых рассказов Ц.Дона с последним рассказом «Улэгдэл» («Пережиток») опубликованным в 4 номере журнала « Бата зам» за 1927 год, показывает, что в творчестве Ц. Дона зрела большая сатирическая сила.
  •  
Первая книга По свидетельству жены писателя Чимитцу Дылгыровны, а также его товарищей по работе с сентябре 1937 годе он закончил и собирался передать в издательство первую книгу трилогии «Тужа соо» («В дремучей тайге»).   Книга была посвящена истории становления национального рабочего класса Бурятии, теме дружбы русских и бурят, скрепленной братскими узлами в период строительства в Улан-Удэ паровозо-вагонного завода.   Книга писалась по живым следам событий. Однако рукопись этой книги, написанной на большом материале из жизни строителей бурятского завода-гиганта, с которым судьба сдружила писателя, бесследно исчезла в год преждевременной смерти Ц.Дона.   По охвату событий, по масштабности их изображения и главное – по своей художественной перспективе и социальной значимости проза Ц.Дона сыграла основополагающую роль в истории становления бурятской литературы.

Первая книга

  • По свидетельству жены писателя Чимитцу Дылгыровны, а также его товарищей по работе с сентябре 1937 годе он закончил и собирался передать в издательство первую книгу трилогии «Тужа соо» («В дремучей тайге»).
  •  
  • Книга была посвящена истории становления национального рабочего класса Бурятии, теме дружбы русских и бурят, скрепленной братскими узлами в период строительства в Улан-Удэ паровозо-вагонного завода.
  •  
  • Книга писалась по живым следам событий. Однако рукопись этой книги, написанной на большом материале из жизни строителей бурятского завода-гиганта, с которым судьба сдружила писателя, бесследно исчезла в год преждевременной смерти Ц.Дона.
  •  
  • По охвату событий, по масштабности их изображения и главное – по своей художественной перспективе и социальной значимости проза Ц.Дона сыграла основополагающую роль в истории становления бурятской литературы.

Вклад

  • Ц. Дон никогда не замыкался в рамках личных творческих планов. Он думал и заботился о судьбе всей молодой литературы своего народа. Ц. Дон вместе с С. Ширабоном и Х.Намсараевым явились инициаторами создания в Бурятии самостоятельной писательской организации в 1933-1934 годах.
  • Постоянно расти, обогащаться за счет лучших достижений русской и мировой культуры; совершенствоваться в мастерстве, кропотливо изучая жизнь народа; стремиться постигнуть все своеобразие духовного склада народа – вот те лозунги, которые красной нитью проходят через все статьи Ц. Дона.
  • Не кто иной, как Ц.Дон был основателем и первым редактором литературно-художественного журнала «Бата зам». Это был солидный для своего времени журнал, вокруг которого были сосредоточены, по существу, все писательские силы республики. Надо сказать, что штата у журнала не было и все его сотрудники работали на общественных началах.
  • Ц. Дон подчеркивал, что надо всячески укреплять деловые связи между двумя соседними отрядами писателей. «Русским писателям хорошо бы, - писал Ц.Дон – изучать бурятский язык, а бурятским – просто жизненно необходимо знать русский, чтобы приобщаться к богатой русской духовной культуре». 
Личность Как это ни парадоксально, имея только начальное образование, Ц.Дон был для своего времени разносторонне развитым человеком. Он рано пристрастился к чтению, упорно добывал знания сам. Знал хорошо многих русских классиков, знал также зарубежную литературу – не только восточную, но и западноевропейскую. Мог изъясняться и читать на четырех языках, в том числе на двух иностранных. Он кропотливо изучал различные социально-политические и философские сочинения, а также труды о теории и эстетике литературы. Будучи новатором-реалистом, отдавшим все свое дарование в изображении современности, Ц.Дон был также и большим почитателем произведений устного народного творчества.  Ц.Доном было собрано немало других улигеров, народных песен, пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки он не только записывал, но любил перерабатывать на свой лад, применительно к жизни 30-х годов. В 1987 году именем Ц.Дона была названа Хонхолойская начальная школа. Также ежегодно проводится первенство по вольной борьбе на призы Ц.Дона.

Личность

  • Как это ни парадоксально, имея только начальное образование, Ц.Дон был для своего времени разносторонне развитым человеком. Он рано пристрастился к чтению, упорно добывал знания сам. Знал хорошо многих русских классиков, знал также зарубежную литературу – не только восточную, но и западноевропейскую.
  • Мог изъясняться и читать на четырех языках, в том числе на двух иностранных. Он кропотливо изучал различные социально-политические и философские сочинения, а также труды о теории и эстетике литературы.
  • Будучи новатором-реалистом, отдавшим все свое дарование в изображении современности, Ц.Дон был также и большим почитателем произведений устного народного творчества. 
  • Ц.Доном было собрано немало других улигеров, народных песен, пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки он не только записывал, но любил перерабатывать на свой лад, применительно к жизни 30-х годов.
  • В 1987 году именем Ц.Дона была названа Хонхолойская начальная школа. Также ежегодно проводится первенство по вольной борьбе на призы Ц.Дона.
Ц.Дон погиб, когда ему шел только 32-й год. Он стал одним из безвинно погибших многих и многих жертв репрессий. Но за свой короткий период жизни сумел оставить людям действительно незабываемый литературный и человеческий труд.

Ц.Дон погиб, когда ему шел только 32-й год. Он стал одним из безвинно погибших многих и многих жертв репрессий. Но за свой короткий период жизни сумел оставить людям действительно незабываемый литературный и человеческий труд.