СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» Система уроков по односоставным предложениям. Тема 2. Понятие об определенно-личном предложении.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дано понятие определенно-личного предложения, формирует умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, развивает умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи

Просмотр содержимого документа
«Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» Система уроков по односоставным предложениям. Тема 2. Понятие об определенно-личном предложении.»

ОПРЕДЕЛЕННО- ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: Обучающая:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;

  • Дать понятие определенно-личных предложений;

  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;

Развивающая: развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Воспитательная:

  • прививать любовь к русскому языку;

  • формировать у старшеклассников определённые качества, дающие возможность быть востребованными на рынке труда, самоопределиться профессионально и социально.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания способом взаимопроверки: учащиеся обмениваются тетрадями, исправляют ошибки, выставляют оценки.

3.Закрепление ранее изученного.

а). Выборочный диктант.

Из предложенного текста выписать односоставные предложения, подчеркнуть сказуемое, указать форму глагола, определить вид односоставных предложений.

Люблю до радости и боли твою озерную тоску. Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь. Бережно относитесь ко всему живому в природе.

Травы скашивают рано утром.

б) Словарный диктант.

Ровесник, сверстник, героизм, подлинный, гениальный, аттестат, делегат, поражать, режиссёр, конгресс, иллюминация, комиссия. (Двое учащихся работают по программе “Фраза”)

После записи проводят самопроверку, оценивают свои работы.

в) Работа со словарным словом.

- Со словом комиссия составьте словосочетание и предложение.

Приёмная комиссия. Комиссия расследовала это дело.

4. Повторение:

  1. В чём состоит главное отличие предложения от словосочетания?

  2. Что называется грамматической основой предложения?

  3. Какие предложения бывают по цели высказывания, интонации.

  4. На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ?

  5. На какие группы делятся простые предложения по строению грамматической основы?

5.Объяснение нового материала:

а) у какого предложения не смогли определить вид?

б) какую форму имеет сказуемое?

Вывод: предложения, в которых сказуемое имеет форму 3 лица мн. числа, называются неопределенно- личными, деятель в них не назван и мыслится как неопределенное лицо.

Задание: прочитайте теоретический материал учебника и скажите, какую форму еще может иметь сказуемое в неопределенно- личных предложениях.

6. Закрепление изученного:

- Расскажите об односоставных и двусоставных предложениях, используя предложенные схемы.

Сообщение темы урока и целей.

(Создание проблемной ситуации с помощью вопроса-задания)

- Перед нами термин “Определённо-личное предложение”. Какую информацию мы можем получить, опираясь на этот термин?

- Какое лицо совершает действие в этих предложениях? (Определённое)

- Поскольку в таких предложениях нет подлежащего, как можно увидеть (определить) это лицо? (По сказуемому, точнее по окончанию сказуемого – глагола)

- Окончания каких глаголов указывают на определённое лицо? (Обращаем внимание на запись)

1 лицо – я верЮ, мы верИМ
2 лицо – ты верИШЬ, вы верИТЕ
3 лицо – он(она) верИТ, они верЯТ

Вывод: на лицо достаточно определённо указывают окончания глаголов 1 и 2 лица.

- Какие же односоставные предложения с главным членом – сказуемым называются определённо-личными? (С сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица)

7. Исследование текста.

Задание: Прочтите текст, найдите грамматическую основу в каждом предложении. Выпишите из них глаголы и определите, в какой форме они употреблены.

Как называются такие предложения? В чем их отличие от двусоставных предложений?

Омлет с сыром.

  1. Разогрейте масло в сковороде, поджарьте лук до золотистого цвета. Добавьте картофель и горошек, готовьте 2-3 минуты, помешивая. Тем временем разогрейте духовку.

  2. Поместите полученную смесь в емкость для запекания и добавьте яйца. Готовьте 2-3 минуты в духовке. Добавьте ломтики сыра.

  3. Запекайте омлет при высокой температуре, пока сыр не запечется до золотистого цвета. Приправьте и подавайте с зеленым салатом.

Ответы учащихся:

  1. В предложении есть только один главный член – сказуемое.

  2. Все глаголы данного текста употреблены во 2 лице, множественном числе, будущем времени;

  3. Эти предложения односоставные, в них имеется только один главный член предложения – сказуемое.

8.Тренировочные упражнения.

а).Распределительный диктант (материал представляется в распечатанном виде каждому ученику).1вариант- выписать определенно- личные предложения; 2 вариант- неопределенно- личные, подчеркнуть грамматические основы, указать, какой формой глагола выражены сказуемые.

Люблю дымок спаленной жнивы. Травы скашивают рано утром. Узнаю перекличку скворцов и синиц. Шумит в кронах деревьев. Бережно относитесь ко всему живому в природе. Белой сирени прекрасный букет принесли на рассвете.

б). Изложение- миниатюра с грамматическим заданием: подчеркнуть грамматические основы, определить вид односоставных предложений.

Перед началом изложения дается историческая справка, демонстрируется слайд с изображением колокольни.

Калязин - город в Тверской области, расположен на реке Волга возле устья реки Жабня.

Калязин известен с XII века как городище при Троицком монастыре, что на левом берегу Волги. По одной из наиболее распространенных версий название Калязин происходит от имени мифического землевладельца Каляги, на землях которого возник Троицкий монастырь.

Жизнь города всегда была тесно связана с Волгой. Весной и в начале лета после половодья Волга была судоходной, и по ней на плоскодонках перевозились грузы. Везли их порой от самой Твери в основном до Рыбинска.

После 1940 года, когда был введен в строй каскад плотин на верхней Волге - в Иванькове (Дубне), Угличе и Рыбинске, Волга стала судоходной до Твери в течение всего периода навигации. Тем самым был реализован генеральный план Большой Волги, не только сделавший Волгу транспортной артерией, но и давшей региону электричество.

Однако в результате непродуманных решений при выборе числа плотин и мест их возведения были затоплены огромные территории и навсегда стерты с лица Земли многие города и села.

Сильно пострадал и Калязин, почти две трети которого попали в зону затопления Угличского водохранилища.

В Калязине чудом сохранилась колокольня Николаевского Собора - ее просто не успели разобрать из-за раннего половодья, а затем решили сохранить в качестве навигационного знака, поскольку фарватер в этом месте делает резкий загиб. Часть первого этажа колокольни залита водой и за долгие годы успела сильно разрушиться. Для предотвращения дальнейшего разрушения вокруг колокольни насыпан маленький островок (сделано обвалование). Так она и стоит посредине Волги в одиночестве.

Подходим к Калязину. «Полюбуйтесь речным маяком»-, обращается ко мне капитан. Украшением волжского путешествия служит колокольня возле Калязина. За год до войны построили плотину у города Углича и наполнили волжскую пойму водой. Колокольню оставили в воде. Много увидишь, много почувствуешь и поймешь, осилив великий путь. И непременно останется в памяти этот маяк.(В.Песков)


9. Обобщение.

Домашнее задание: найти в изученных произведениях 3 неопределенно- личных предложения и 3 определенно- личных предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать форму сказуемых.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!