Просмотр содержимого документа
«Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник"»

Модуль 1
Мэты.
Форма справаздачы.
Імя і прозвішча студэнта Наталья Цмыг
Група 10
Модуль 1
Мэты.
Форма справаздачы.
Імя і прозвішча студэнта Наталья Цмыг
Група 10
Пазначце тып сваёй навучальнай установы, клас і прадмет, дзе выкарыстоўвалася актыўная ацэнка Гимназия, классы 5,6,8,9; предметы – русский язык и русская литература
Русская литература, 6 класс
Тема: Устное народное творчество и литература. Русские былины как памятник славянского героического эпоса. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Цель урока русской литературы: дать понятие о былине как эпическом жанре устного народного творчества; формировать умение анализировать текст с учётом его композиционной специфики и языковых средств.
На языке учащихся цели урока русской литературы звучали бы так:
К концу урока я узнаю, чем былина отличается от других эпических жанров, смогу найти в тексте былины все её признаки и сопоставить с другими произведениями устного народного творчества.
Когда учащиеся сами формулируют цели, они для себя сразу определяют, что им предстоит сделать на уроке и конкретно идут к намеченному
Опорные знания:
три рода литературы (эпос, лирика, драма);
жанры устного народного творчества (сказка, пословица, поговорка);
отличие народной сказки от литературной;
«законы» сказочного повествования.
На уроке при знакомстве с басней как эпическим жанром было использовано:
характеристика эпических произведений (в основе – повествование);
особенности построения сказки (композиционные особенности; троекратное повторение, испытание главного героя, победа добра над злом и т.п.);
языковые особенности сказки, свойственные всем произведениям устного народного творчества (постоянные эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
Также этот материал пригодился при знакомстве с текстом басни и дальнейшем анализе басни как жанра устного народного творчества.
При проверке достижения целей урока русской литературы использовался приём “продолжи фразу”. При проверке обнаружилось, что ребята хорошо усвоили материал урока, цели достигнуты. Особенно интересно было в течение урока выполнять групповые задания:
Определить композиционные части былины;
Найти гиперболы;
Найти элементы народной поэтики (языковые средства искали по аналогии со сказками)
Уровень знаний повысился; это было видно из того, как они применяют новую терминологию, аргументируют ответы, выполняют задания в конце урока.
Из “объектов” обучения учащиеся превращаются в активных “сотрудников”.
Как наиболее эффективно научить детей ставить цели уроков “на мове вучняў”?
Нужно ли было подробно описывать ход уроков и представить задания для контроля?