Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный 1 мин. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Л.: Организовывать себя на предстоящую работу. |
2. Мотивационный Сообщение темы урока Постановка целей урока 4 минуты | Приём «Нестандартный вход в урок». Работа с фото на слайде. (Слайд № ) Демонстрируются фото Человека-паука, Супермена, Бетмена. Кто это? Что объединяет данных персонажей? А есть ли в отечественной культуре герои-защитники, борцы со злом? Как их называли? Демонстрируются изображения богатырей. (Слайд №). Богатыри были воспеты в фольклорных произведениях. Как называется этот жанр? Формулируются тема урока и его цель, задачи. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетради тему урока. | Р.: Формулировать цели урока после предварительного обсуждения. |
3. Актуализация знаний 5 минут | Приём «Кубик Блума» Бросает кубик ученикам, задаёт вопросы. Назови известных тебе былинных героев. Почему в фольклорных произведениях добро обычно побеждает зло? Объясни, чем былина отличается от сказки. Придумай имя для современного богатыря. Поделись своими эмоциями от прочтения былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Предложи сюжет для былины XXI века. | Ловят кубик, отвечают на вопросы. | Л.: мотивировать себя на деятельность; выражать свое отношение к изучаемой теме. Р.: удерживать цель деятельности; решать задачу и оценивать уровень ее решения. П.: выявлять особенности; анализировать; устанавливать причинно-следственные связи; К.: составлять монологическое высказывание; умение выслушать собеседника. |
4. Усвоение новых знаний, анализ текста. 12 минут Динамическая пауза (8 хлопков) 1 минута | Характеристика жанра былины. Приём «Инсерт». (Слайд №). Демонстрируются изображения сказителей. В это время воспроизводится аудиофрагмент из былины. Организация беседы по прочитанной дома былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник. - Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему? (Слайд № с изображением Ильи Муромца и Соловья-разбойника). - О чём повествуется в былине? -Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его. -Можно ли отыскать в былине концовку? Зачитайте ее. -Как вы полагаете, по каким признакам произведение можно отнести к жанру былины? -Какова, на ваш взгляд, доля вымысла в этом произведении? Что же могло происходить на самом деле? -Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании героев. | Читают с пометками, анализируют прочитанное. Смотрят на экран, слушают фрагмент из былины. Отвечают на вопросы. | Л.: проявлять интерес; различать понятия; выражать положительное отношение к учению. Р.: удерживать цель деятельности; планировать работу, ставя цели. П.: выявлять особенности; анализировать материал; выделять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры. К.: воспринимать текст; находить информацию; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному. |
Закрепление изученного материала. 5 минут | Организация работы в парах. (Слайд № ) Перед вами имена народных героев. Выберите имена известных вам русских богатырей. Проверка по эталону (Слайд № ). Добрыня Никитич, Чоткар, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Чумбылат, Алёша Попович, Святогор, Онар. Знакомство с марийскими богатырями (Слайд №). В нашей республике тоже почитают защитников марийского края. В них сосредоточены лучшие человеческие качества. Неслучайно Марий Эл величают землёй Онара. | Работают в группах, Проверяют по эталону, отвечают. | Л: выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать задания, справляться с ними. Р.: удерживать цель деятельности, при выполнении работы; оценивать уровень выполнения задания. П.: воспроизводить информацию; устанавливать причинно-следственные связи. К.: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. |
Итоги занятия. 2 минуты | Какие задачи мы с вами ставили в начале урока? Удалось ли нам решить их? - Былина – это правда или вымысел? (Народная легенда, в которой причудливым образом переплелись исторические факты и вымысел). Герои былин живут в народном сознании до сих пор, о них снимают фильмы («Последний богатырь»), создают мультфильмы. Будем помнить о них и мы. Выставление и комментирование отметок за урок. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Л.: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения Р.: анализировать собственную работу; оценивать уровень владения материалом. П.: анализируют результаты работы. |
Рефлексия деятельности 3 минуты | Обменяйтесь листами, выберите 1 фразу из предложенных для своего соседа по парте. Слайд № Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты можешь работать лучше. Продолжите предложения (1-2 на выбор). Слайд № Сегодня я узнал(а)… Я понял(а), что… Было трудно… Мне нужно ещё поработать над… Было интересно узнать, что… Я смог, смогла… Меня удивило… | Оценивают свои чувства, настроение, эмоции. Оценивают работу друг друга. | Л.: выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать себя; проявлять интерес; осуществлять самооценку. Р.: осуществлять рефлексию; оценивать уровень собственной деятельности. П.: выявлять особенности своего состояния. К.: анализировать свою деятельность; выявлять существенное в собственной работе |
8 .Домашнее задание | Прочитать былины «Садко», «Вольга и Микула Селянинович». Дополнительное задание: написать сочинение на тему «Приключения Ильи Муромца в Йошкар-Оле». | Записывают домашнее задание. | Л.: проявлять интерес к учебной деятельности. Р.: делать выбор, нести ответственность за него. П.: анализировать текст. К.: расширять объем информации. |