СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы на тему "Былина: правда или вымысел?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Цель урока: формирование представлений о былине как жанре фольклора, богатырях - главных героях былин. Учащиеся познакомятся со спецификой и художественными особенностями русского богатырского эпоса. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы на тему "Былина: правда или вымысел?"»


Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Тема урока: «Былина: правда или вымысел?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представлений о былине как жанре фольклора, богатырях - главных героях былин; раскрыть перед семиклассниками специфику и художественные особенности русского богатырского эпоса; воспитывать любовь к героическому прошлому народа.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с понятиями старина, былина, богатырь; раскрыть специфику и художественные особенности былин; углубить представления о национальном своеобразии русского фольклора; развивать навыки анализа художественного текста.

Личностные: оценивать свои и чужие поступки; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспитание интереса к чтению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Регулятивные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте, оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Познавательныеустанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая, технология сотрудничества.

Методические приемы: слово учителя, работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).

Оборудование урока: тексты былины, мультимедийная презентация, тетради учащихся.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

1 мин.

Приветствует учащихся. Проверяет

готовность к уроку

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Л.: Организовывать себя на предстоящую работу.

2. Мотивационный

Сообщение темы урока

Постановка целей урока

4 минуты

Приём «Нестандартный вход в урок». Работа с фото на слайде.

(Слайд № ) Демонстрируются фото Человека-паука, Супермена, Бетмена. Кто это? Что объединяет данных персонажей? А есть ли в отечественной культуре герои-защитники, борцы со злом? Как их называли? Демонстрируются изображения богатырей. (Слайд №). Богатыри были воспеты в фольклорных произведениях. Как называется этот жанр? Формулируются тема урока и его цель, задачи.


Отвечают на вопросы учителя.














Записывают в тетради тему урока.


Р.: Формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

3. Актуализация знаний

5 минут

Приём «Кубик Блума»

Бросает кубик ученикам, задаёт вопросы.

Назови известных тебе былинных героев.

Почему в фольклорных произведениях добро обычно побеждает зло?

Объясни, чем былина отличается от сказки.

Придумай имя для современного богатыря.

Поделись своими эмоциями от прочтения былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Предложи сюжет для былины XXI века.

Ловят кубик, отвечают на вопросы.

Л.: мотивировать себя на деятельность; выражать свое отношение к изучаемой теме.

Р.: удерживать цель деятельности; решать задачу и оценивать уровень ее решения.

П.: выявлять особенности; анализировать; устанавливать причинно-следственные связи;

К.: составлять монологическое высказывание;

умение выслушать собеседника.

4. Усвоение новых знаний, анализ текста.

12 минут







Динамическая пауза (8 хлопков)

1 минута


























Характеристика жанра былины. Приём «Инсерт». (Слайд №).

Демонстрируются изображения сказителей. В это время воспроизводится аудиофрагмент из былины.

Организация беседы по прочитанной дома былине «Илья Муромец и Соловей- разбойник.

- Мы с вами прочитали былину, в название которой было вынесено два имени. Как вы думаете, почему? (Слайд № с изображением Ильи Муромца и Соловья-разбойника).

- О чём повествуется в былине?

-Есть ли в этой былине зачин? Найдите и прочитайте его.

-Можно ли отыскать в былине концовку? Зачитайте ее.

-Как вы полагаете, по каким признакам произведение можно отнести к жанру былины?

-Какова, на ваш взгляд, доля вымысла в этом произведении? Что же могло происходить на самом деле? 

-Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании героев.


Читают с пометками, анализируют прочитанное.



Смотрят на экран, слушают фрагмент из былины.





Отвечают на вопросы.















Л.: проявлять интерес; различать понятия; выражать положительное отношение к учению.

Р.: удерживать цель деятельности; планировать работу, ставя цели.

П.: выявлять особенности; анализировать материал; выделять общее и частное; устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

К.: воспринимать текст; находить информацию; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному.

  1. Закрепление изученного материала.

5 минут

Организация работы в парах. (Слайд № ) Перед вами имена народных героев. Выберите имена известных вам русских богатырей. Проверка по эталону (Слайд № ). Добрыня Никитич, Чоткар, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Чумбылат, Алёша Попович, Святогор, Онар.

Знакомство с марийскими богатырями (Слайд №). В нашей республике тоже почитают защитников марийского края. В них сосредоточены лучшие человеческие качества. Неслучайно Марий Эл величают землёй Онара.

Работают в группах,

Проверяют по эталону, отвечают.















Л: выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать задания, справляться с ними.

Р.: удерживать цель деятельности, при выполнении работы; оценивать уровень выполнения задания.

П.: воспроизводить информацию; устанавливать

причинно-следственные связи.

К.: оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

  1. Итоги занятия.

2 минуты

Какие задачи мы с вами ставили в начале урока? Удалось ли нам решить их?

- Былина – это правда или вымысел? (Народная легенда, в которой причудливым образом переплелись исторические факты и вымысел). Герои былин живут в народном сознании до сих пор, о них снимают фильмы («Последний богатырь»), создают мультфильмы. Будем помнить о них и мы.

Выставление и комментирование отметок за урок.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Л.: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения

Р.: анализировать собственную работу; оценивать уровень владения материалом.

П.: анализируют результаты работы.

  1. Рефлексия деятельности

3 минуты

 

Обменяйтесь листами, выберите 1 фразу из предложенных для своего соседа по парте. Слайд №

  • Ты молодец.

  • Я доволен твоей работой на уроке.

  • Ты можешь работать лучше.

Продолжите предложения (1-2 на выбор). Слайд №

Сегодня я узнал(а)…

Я понял(а), что…

Было трудно…

Мне нужно ещё поработать над…

Было интересно узнать, что…

Я смог, смогла…

Меня удивило…


Оценивают свои чувства, настроение, эмоции. Оценивают работу друг друга.

Л.: выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать себя; проявлять интерес; осуществлять самооценку.

Р.: осуществлять рефлексию; оценивать уровень собственной деятельности.

П.: выявлять особенности своего состояния.

К.: анализировать свою деятельность; выявлять существенное в собственной работе

8 .Домашнее задание

Прочитать былины «Садко», «Вольга и Микула Селянинович». Дополнительное задание: написать сочинение на тему «Приключения Ильи Муромца в Йошкар-Оле».

Записывают домашнее задание.

Л.: проявлять интерес к учебной деятельности.

Р.: делать выбор, нести ответственность за него.

П.: анализировать текст.

К.: расширять объем информации.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!